Мысли вслух

Зиновий Бекман
                Мысли вслух


   Семьдесят лет мы жили, отгородившись от остального мира  железным занавесом.
И пока  на противоположной от нас стороне «загнивал, агонизируя, проклятый капитализм», мы, как нас убеждали, жили в самой счастливой и свободной стране.
Поверьте, я совсем не иронизирую, Разве многие из нас так не считали?  Разве не чем было гордиться?
   -   Победили в Гражданской войне контрреволюцию и иностранную интервенцию.
   -   Одержали победу в Великой Отечественной войне, разбив наголову фашистскую   
        Германию и милитаристскую Японию.
        Предвижу встречный вопрос: «Какой ценой?» Но ведь, победили.
   
    -  Воздвигли Магнитку, Днепрогэс, БАМ и освоили целину.
    -  Первыми спустили на воду атомный ледоход и построили атомную электростанцию.
    -  Первыми освоили космос.
    -  В социальной сфере гордились бесплатным образованием и медициной.   
    -  Дали миру Дмитрия Шостаковича, лучший в мире балет, лучших в мире пианистов      
        и скрипачей, лучших в мире гимнастов, фигуристов, хоккеистов и шахматистов…
   
   Поистине необъятны были маршруты для любителей путешествий. И, конечно, прежде всего, Москва с Третьяковкой и Пушкинским музеем, Ленинград с Эрмитажем, Русским музеем и Петергофом. Я уже не говорю о знаменитых театрах в этих городах.

       Уникальные древние города России, входящие в её Золотое кольцо давали возможность познакомиться с уникальными памятниками истории и культуры.

       А какие природоведческие маршруты: Красноярские Столбы, Тропа Довбуша в Карпатах, Озера Карелии и Тракайские озера Литвы.

       Посещение Среднеазиатских республик давало представление о жизни и культуре Востока, а советская Прибалтика и города Западной Украины знакомили нас с элементами западной цивилизации.

           А ещё, живя в Крыму, или в любом другом уголке Советского Союза и, бывая то ли в Казани, Ташкенте, Баку или Ереване, Кишиневе или в Риге, везде чувствовали себя в своей стране.

         И ещё  мы с женой и двумя малолетними детьми могли проехать одни на своем, повидавшем виды, Москвиче412 две с половиной тысячи километров    по Украине и Молдавии. Останавливались на ночлег, опять-таки одни, в перелеске под Херсоном или в лесополосе рядом с огромным луковым полем в Приднестровье, не боясь быть ограбленными или убитыми.      

         Постоянный продовольственный дефицит и нехватку предметов первой необходимости воспринимали,  как повседневную данность, а многолетние очереди на приобретение  холодильников, пианино и автомашины, как само собою, разумеющееся. 

    Но проходили годы, менялись поколения советских людей, в сознании которых постулаты «развитого социализма» не увязывались  с повседневными реалиями.

    Если мне не изменяет память, в конце пятидесятых прошлого века впервые состоялись  европейские гастроли Ансамбля Песни и Пляски Черноморского флота  во Францию и Англию. Среди ансамблистов было много моих бывших сослуживцев и друзей.
Не скрою, увидев  воочию, как в этих странах «загнивает капитализм», некоторые военные артисты так расстроились, что вернулись из этих гастролей в Севастополь с нервным расстройством.

      После Ленина и Сталина народ в массе своей относился ко всем последующим вождям, прежде всего к Хрущеву, Брежневу и Черненко неуважительно, а если быть точным, с циничной неискренностью. Людей раздражало пустословие кремлевских старцев, наподобие: «Экономика должна быть экономной» и их чрезмерная орденомания.

     Особняком стоял Андропов. С ним связывали определенные надежды, но он правил всего 15 месяцев и, то больше с больничной койки..

      Но вот появился Михаил Горбачев: молодой, энергичный, впервые говорил не по бумажке, объявил гласность и перестройку. Ловим каждое слово. Интересно. Ждем перемен. И дождались…
     Первый и последний Президент Великой страны( уже не существующей) Михаил Горбачев, бескровно свергнутый беловежскими заговорщиками во главе с Ельцицым, дрожащим голосом по телефону прощается со своим лучшим другом Президентом США Джорджем Бушем(старшим), который, наверняка, в душе ликовал, а мне казалось,  что наш экс-президент, положив трубку, пустит себе пулю в лоб. Но нет. Развалив, создаваемую веками, великую державу, он на Западе и за океаном становится символом свободы.

          А на постсоветском пространстве начинается хаос. Предваряя рыночные отношения в экономике, во всех городах появляются, запрудив многие городские кварталы, челночные базары. Процветает рэкет,  от которого прямая дорожка к коррупции. Промышленные предприятия и недра раскупаются за бесценок ловкими предприимчивыми людьми, включая бывших партийных и комсомольских функционеров,  а ваучеры, придуманные Чубайсом, никаких дивидендов народу не приносят. Они непригодны для использования, даже в сортирах. Как   грибы появляются олигархи. Как ? Откуда, за такой короткий срок?
Среднего класса нет. Только кучка богатых, остальные все бедные. Знаменитые артисты умирают в нищете и в безвестности, в лучшем случае выращивают капусту и продают её на базаре.
       Политики неуклюже  оперируют словами,  незнакомыми простому народу: девальвация, консенсус, дефолт. Дефолт сразу становится понятным, когда и без того бедный народ в одночасье становится нищим, потеряв, накопленные за много лет сбережения.
       Демократию путают с вседозволенностью. Процветает организованная преступность, вечерами становится небезопасно появляться на улицах.

      Ни один из пятнадцати президентов, образовавшихся после распада Советского Союза государств, понятия не имеет, как от плановой экономики социализма перейти к рыночным отношениям, присущих  капитализму. Предлагаемые экономистами программы, типа «500 дней» Явлинского на тот период оказываются на деле не чем иным, как сказками Шехеразады.
    Но сказками страну не накормить. Хватит, семьдесят лет слушали сказку о светлом будущем.
    Борис Ельцин мечется из одной крайности в другую. Допускает ошибки. Накопленный высокий рейтинг падает. За годы его президентства наблюдается настоящая чехарда с назначением Премьеров правительства. Он тасует их как колоду карт: известный экономист, внук знаменитого Аркадия Гайдара, Егор Гайдар, дипломат-_арабист Примаков, основательный Степашин из ФСБ, наиболее почитаемый из  всех предшественников Черномырдин, почти  юноша «киндер-сюрприз» Кириенко и, наконец,
вовремя и в нужном месте оказывается, на первый взгляд, тихий, немногословный, с офицерской выправкой Владимир Путин. На высоком посту Премьера он проявляет волю и решительность, а оброненная им в сердцах фраза о том, что террористов в Буденновске надо мочить в сортире неожиданно поднимает планку его рейтинга. Болезнь Ельцина дает Путину шанс исполнять обязанности Президента России. Становится ясно, что Путин фигура не случайная и скоро Борис Ельцин, уходя в отставку по состоянию здоровья, назовет его своим преемником.

      Уже к концу своего первого срока на посту Президента Путину удается кардинально изменить ситуацию в стране, консолидировать силы способные управлять экономикой и стабилизировать её, наметить и решить ряд социальных проблем. Запасы нефти и газа дают России возможность диктовать свои условия на внешних рынках. Страна уверенно переходит на рельсы капиталистических отношений.

   Все кому посчастливилось в последнее время побывать в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах поражаются какие изменения в лучшую сторону, произошли в их инфраструктуре и  облике городов. В крупных торговых центрах широкий выбор  продуктов и товаров первой необходимости. Исчезло понятие дефицита.
   Но всем ли  это всё по карману? Это первый вопрос.
И не ассоциируются ли в сознании многих тех же россиян великолепие  столичных городов с потёмкинскими деревнями? Это второй вопрос. .

         Как это увязывается с реальностью?
Если всего в сотне километров от Москвы имеются десятки умирающих деревень с обездоленными старушками и стариками. А сколько их по всей России?
А как Вы думаете, во Франции, Англии или Бельгии знают, что такое умирающие деревни?
        В России нет четких данных, сколько стариков живет за чертой бедности и сколько детей беспризорников. Но их много: миллионы.

      Авторитет каждого государства и общества в целом зависят от создания в своей стране достойного образа жизни старикам и детям.
    Справится Россия с этой задачей, значит, она своевременно освободилась от оков «развитого социализма».
       Не справится – останется в «недоразвитом капитализме»