Александр Македонский и Диоген

Сергей Дворянов
                ТЕАТРАЛЬНАЯ МИНИАТЮРА
                Действующие лица:
Александр Великий - полководец, правитель Эллады
Диоген - Софос, нищенствующий мудрец, живущий в бочке
Авторский голос - рассказчик истории

АВТОРСКИЙ ГОЛОС. В городе Синопе жил бродячий философ Диоген. Каждый день он выходил на рыночную площадь с факелом в руках и обращался к своим горожанам.

ДИОГЕН. О достопочтенные горожане, скажите, где мне найти человека? Настоящего человека?! Вы - не люди, вы - торговцы! А я ищу человека! Я ищу его с факелом в руках - при свете солнца, и всё равно не нахожу! Помогите мне найти человека!

АВТОРСКИЙ ГОЛОС. И вот однажды в город Синоп вторгся великий завоеватель - Александр Македонский. С лёгкостью завоевав город  он спросил у жителей: какими достопримечательностями они могут похвастать. И жители ответили: наш город маленький, нет у нас ничего особенного. А впрочем, мы прославились с тем, что среди нас живёт один странный человек  – ночует он в бочке, на окраине города, зовётся он Диогеном Синопским. И тогда Александр отправился к философу.
       (Александр подходит к Диогену, который что-то чертит палочкой на земле)
АЛЕКСАНДР. Не ты ли тот самый Диоген, бродячий мудрец, что ночует в бочке и повсюду ходит босиком? 

ДИОГЕН.(не поднимая головы)  Допустим я. И что из того?

АЛЕКСАНДР. Славно. Я уважаю философов. Я могу исполнить любое твоё желание. (встаёт напротив солнца, умышленно, чтобы тень от него падала на Диогена)

ДИОГЕН. (не поднимая головы) Хорошо, исполни его немедленно – отойди и не загораживай мне солнце.

АЛЕКСАНДР. Что? Да как ты разговариваешь со мной -  правителем Эллады?

ДИОГЕН. А ты – как ты  разговариваешь со мной -  бродячим философом?

АЛЕКСАНДР. Я - Александр Македонский!

ДИОГЕН. А я – Диоген Синопский. (поднимает голову)

АЛЕКСАНДР. Ты не понял главного! Я – тот самый Александр Великий, правитель Эллады!

ДИОГЕН. А я – тот самый Диоген, служитель Софии, божественной мудрости. Кстати, у меня есть к тебе один вопрос, правитель Эллады.Ты способен ответить на простой вопрос?

АЛЕКСАНДР. Спрашивай!

ДИОГЕН. Скажи, на каком основании ты называешь себя «великим»?

АЛЕКСАНДР. Хорошо, я объясню тебе, Диоген, почему я - Великий.  Великий по праву. Эллада уже моя, ты знаешь, но скоро я покорю Египет, страну фараонов.

ДИОГЕН. А потом?

АЛЕКСАНДР. Потом я завоюю Персию! Сам Дарий будет моим слугой!

ДИОГЕН. Допустим. И что потом?

АЛЕКСАНДР. Потом – я завоюю Вавилон. Потом Индию…

ДИОГЕН. И…И…И это всё?

АЛЕКСАНДР. Нет!! Далеко не всё! После этого я дойду до края Ойкумены и завоюю всю Ойкумену. А затем я вернусь в Вавилон и построю огромный дворец. И я буду наслаждаться в этом дворце – до конца дней своих!

ДИОГЕН. Право, это очень смешно. Посуди сам: я не покорял не Вавилона ни Персии, и я не строил дворца. Но я уже наслаждаюсь. То, что ты собираешься делать в самом конце своей жизни я делаю уже сейчас. Значит я более великий, чем ты? Ты согласен!

АЛЕКСАНДР. А ты не так уж глуп, Диоген!

ДИОГЕН.  А ты не так уж и безнадёжен, Александр.

АЛЕКСАНДР. Скажу тебе прямо: если бы я не родился Александром Великим, я хотел бы родиться Диогеном Синопским.  Но я родился тем, кем родился и теперь я отправляюсь в поход. Прощай, Диоген.

ДИОГЕН. Постой, Александр! А как насчёт одной моей просьбы?

АЛЕКСАНДР. Говори. Я же обещал тебе – исполнить любое твое желание. Надеюсь, это будет желание мудреца.

ДИОГЕН. Я тоже надеюсь. Это очень простое желание. Я прошу – когда ты умрёшь, Александр, поскольку мы все смертны и ты не исключение, так вот, когда ты умрёшь – прикажи пусть тебя понесут на носилках, и пусть твои пустые руки будут свисать вниз. Вот так!

АЛЕКСАНДР. А как  же мой меч, символ воина?

ДИОГЕН. Ни меч, ни перстень, ни завещание! Ничего в руках!

АЛЕКСАНДР. Почему?

ДИОГЕН. Пусть каждый увидит, что ты ничего с собой не забрал туда – в царство Аида. Это будет твой последний урок, Александр. Урок миру.

АЛЕКСАНДР. Это всё?

ДИОГЕН. Почти…Пообещай, что исполнишь.

АЛЕКСАНДР.  Пусть  будет так! Обещаю тебе, Диоген! Меня понесут на носилках и мои руки будут свисать вниз, и я покажу всем, всем в ойкумене – что туда, в царство Аида, я забрал лишь свои славные деяния, свои битвы и победы, свои великие свершения! Ты доволен мной, Диоген?

ДИОГЕН. Александр, признаюсь, на свете есть только одна вещь, которую я называю «ВЕЛИКОЙ»…

АЛЕКСАНДР. Какая именно?

ДИОГЕН.  Любовь! Сторге - любовь – сострадание. Когда чужую боль ты воспринимаешь как свою собственную. И чужую радость – как свою собственную радость. Такая любовь способна преодолеть любые препятствия… Кстати, мне сказали, что в той самой Индии, которую ты собираешься покорять, Александр, есть земля, удивительная земля, по которой Бог ходит босиком.

АЛЕКСАНДР. Ему что, нечего делать, этому Богу?!

ДИОГЕН. Представь себе, нечего. Нечего делать, кроме любви. Бог, испытывающий сторге - сострадание и милосердие! Бог который не живёт на Олимпе, но живёт среди людей, ходит босиком, разговаривает с людьми на равных и играет на флейте. Вот это я называю великим. Подумай об этом Александр.

АЛЕКСАНДР. Хорошо…Я подумаю.

ДИОГЕН. И ещё! Попытайся перед самой смертью услышать мелодию флейты! Дивную мелодию!

АЛЕКСАНДР. (задумчиво) Я знаю, знаю о чём ты говоришь, Диоген. Я знаю, что Сократ слышал её. Аристотель рассказал мне об этом!

ДИОГЕН. И не только Сократ. Все, избранные Небом слышали её!

АЛЕКСАНДР. Да-а…Если бы я только не родился Александром Великим, я хотел бы родиться Диогеном Синопским.  Прощай, Диоген.

ДИОГЕН. До свидания, Александр! Мы встретимся с тобой там – на берегу реки.

АЛЕКСАНДР. Какой реки? О чём ты говоришь?

ДИОГЕН. На берегу Стикса, реки забвения. Мы встретимся на ближнем берегу. Ещё до того, как  забвение накроет тебя своим покрывалом.

АЛЕКСАНДР. Ты уверен в этом, Диоген?

ДИОГЕН. Я обещаю. Это будет мой тебе подарок. Царский подарок от нищего философа.

АЛЕКСАНДР. Ты безумец, Диоген. Такой же безумец как и я - и это роднит нас.

ДИОГЕН. Это правда. Но у нас разные предметы безумия.

АЛЕКСАНДР. До свидания, Диоген. До встречи на берегу Стикса!