Я и мой хозяин

Владимир Анненков
Я японка, но родилась в Германии. В Германии прошла и большая часть моей жизни. Это было славное время – хорошие дороги, прекрасная пища, квалифицированное обслуживание, внимательное и вежливое окружение.  Но все это закончилось, когда мне исполнилось 10  лет. Я уже сменила нескольких владельцев и готовилась спокойно уйти из жизни. Но неожиданно была продана.  Да, я не молода, но по-прежнему красива и работоспособна и возможность еще пожить и поработать обрадовала меня. Мой новый Хозяин был почти моим ровесником. Только в 60 лет он впервые получил права, и я с первых же дней поняла, что без моего  участия, мы долго не протянем. К счастью у меня автоматическая коробка передач, что давало некоторую свободу действий. Страна,  куда я попала, была сурова и не устроена. Первые же километры по дорогам этой страны привели меня в ужас. Почти в панику. Ничего подобного я не видела и не испытала за всю свою долгую жизнь. У меня сложилось впечатление, что жители этой страны не имеют ни какого представления, как должны выглядеть настоящие дороги. Вторая беда, это еда. Как можно назвать бензином то, что они заливают в мой бак. Первое время я сомневалась смогу ли вообще сдвинуться с места при таком питании. Но постепенно все наладилось.  К счастью Хозяин прекрасно понимал ситуацию и старался, как мог, облегчить мое положение.  «Терпи, моя маленькая, это тебе не Германия» - часто повторял он, когда мы влетали в очередную яму или прыгали на чудовищных буграх, которые здесь, почему то, называют «лежачими полицейскими». Кстати, я очень быстро научилась понимать его язык и, когда он произносил некоторые специфические выражения,  я, в большинстве случаев, была с ним согласна. Как я уже упоминала,  Хозяин только недавно получил права и мне, вначале, довольно часто приходилось незаметно брать управление на себя. Но мои возможности  ограничены и за это приходилось расплачиваться, иногда довольно чувствительно для моего корпуса и кошелька Хозяина. Я привыкла. Мне было даже интересно, как поведет себя Хозяин в той или иной ситуации. Надо отдать ему должное – он тоже быстро привыкал и учился. Бывали дни, когда я могла расслабиться и просто работать, четко и надежно, как когда-то у себя на родине. В Германии, мне не пришлось побывать в каких либо серьезных переделках. Так что приходилось обучаться на ходу. Прежде всего, я выделила основные, стоящие предо мной, проблемы. Это: дороги, бензин, Хозяин и окружение.  Самые трудные - дороги и бензин. Просто потому, что здесь я ничего не могу поделать. Если на дорогах я еще как-то могу влиять на ситуацию, то с бензином – как повезет. Раза  два я здорово травилась.  Мне даже пришлось перебирать двигатель. Впервые за 15 лет. Малоприятная, скажу вам, операция. Но скоро мы с Хозяином научились выбирать и теперь можем заправляться практически без опасения.
Самая приятная проблема это Хозяин. Я уже говорила, что мы почти ровесники и хорошо понимаем друг друга. Хозяин чувствует,  когда у меня обостряются возрастные проблемы. В таких случаях он ласково гладит руль и говорит: «Ну, ну, маленькая! Давай, давай!». Правда он не всегда может четко оценить ситуацию и,  тогда я беру управление на себя: притворяюсь, что у меня временный упадок сил или барахлит (выражение Хозяина) АКПП. Бывает, что это приводит Хозяина в недоумение. Казалось вот только что  я еле- еле двигалась, хотя он изо всех сил жал на педаль газа, а сейчас он только чуть- чуть тронул ее, а я уже разогналась до 120. Но он забыл, что в прошлый раз нам на встречу летел безголовый Мерседес, а сейчас дорога пуста до самого горизонта. Вообще я никак не могу вписаться в здешнее окружение. Похоже, что все участники дорожного движения никогда не обучались хорошим манерам. Все. От лощеных  Феррари до простеньких Жигулей. Правда, к последним,  я отношусь с изрядной долей жалости. По-моему, все они болеют прогерией или синдромом Вернера, ну это когда у людей проявляются  признаки ускоренного старения. Особенно жалко молоденьких. Только с конвейера, а он уже и в горку не тянет и дверь не закрывается и  вообще вот - вот рассыплется. Но больше всего поражает хамство.  Чего стоят только эти нахальные здоровенные внедорожники. Они не имеют ни какого представления об элементарной вежливости. Пренебрегая всеми понятиями о дистанции, почти упираясь своей тупой мордой в мой багажник, нахально сигналят, мигают фарами. В конце - концов, это просто неприлично.  Имели бы уважение к моему возрасту. При таком поведении я очень сомневаюсь, что они доживут до моих лет. Как я не замечала этого в Германии? Или они вели себя там скромнее? Другая напасть – пробки. Я знакома с ними еще по Германии. Но там это даже развлечение. Можно перемигнуться с симпатичным Фордиком. Тихонько прикоснуться бампером к местному Фольксвагену, просто постоять и отдохнуть. Здесь же никакого порядка. Все рвутся вперед, расталкивая соседей, не жалея своих и чужих боков. Мчатся по встречной, трясутся по обочине, не обращая внимания на знаки, пешеходов. Даже Патрульные машины им нипочем. Эти для меня вообще загадка. Никак не пойму, зачем они нужны. Прячутся по углам и кустам, а когда нужно  их нигде не видно. Недавно одна увязалась за нами. Долго ехала следом, а потом, взвыв сиреной, умчалась. И что ей было надо? Да что там вежливость! Не выполняют элементарных правил дорожного движения. Добро бы только местные, всякие там Жигули, Нивы, Газели и прочие МАЗы – ГАЗы, но и машины казалось бы благородных кровей Тойоты, Шевроле, Форды,  даже мои соотечественники Мерседесы, Опели. Причем чем престижнее марка, тем она нахальнее и наглее. Ну а если на ней спец сигнал, то здесь уже вообще никакие законы не писаны. Похоже, что попав в эту страну, они навсегда забывают о таких понятиях, как закон и порядок,  да и просто осторожность и здравый смысл.  Левый поворот из правого ряда самое обычное явление. А недавно Форд, не потрудившись даже отъехать на обочину и оставаясь в правом ряду, без всяких сигналов  остановился и открыл левую дверь. Хорошо, что слева у меня никого не было. Эх, где мои молодые годы, быть бы Форду без двери. А мотоциклы? Эти двухколесные автомутанты так и не приобрели даже зачатков интеллекта. Они стремятся использовать любой промежуток между машинами, ни мало не задумываясь, а влезут ли они туда вообще, подрезают с любой стороны и бьются, бьются и, главное, бьют. Один застрял между Нивой и Джипом. Надо было видеть, как забавно он дергался, пытаясь освободиться. Конца этой комедии я не увидела, Хозяин воспользовался окном, и мы проскочили вперед.      Велосипедов же я просто  боюсь. Недавно один упал на дорогу прямо предо мной.  Даже я успела среагировать в самый последний момент, Хозяин же смог  только выговорить те несколько слов, значение которых я понимаю, но смысл которых мне не доступен.
Пешеходов в Германии я почти не видела. Разве, что на светофорах, пока они переходят дорогу. Ну да там все понятно и строго -  пешеходы идут, машины стоят;  машины едут, пешеходы стоят. А тут я за все время жизни в этой стране, так и не поняла, когда же пешеходы должны идти, когда же машины должны стоять. Кажется, для пешеходов не существуют организованных переходов, светофоров, зебр, наконец. Они несутся через дорогу, не обращая внимания ни на скорость движения, ни на плотность машин. Не удивительно, что иные  не доходят до другой стороны улицы. А недавно я столкнулась вообще с необъяснимой ситуацией. Едем мы с Хозяином по не широкой однополосной улице. Прямо посередине проезжей части стоит дама. Габариты дамы  лишь немногим уступают моим. Женщина  разговаривает с мужчиной, стоящим на тротуаре. Объехать даму нет никакой возможности. Подъехав почти вплотную, я коротко просигналила. Дама удивленно посмотрела в мою сторону, сделала два шага в сторону тротуара и продолжила разговор, оставаясь на проезжей части дороги. Нам с Хозяином удалось протиснуться между женщиной и встречным потоком, но я ни как не могу найти объяснения ее поведению.
Однако  годы берут свое. Особенно тяжело приходится зимой. И дело даже не в непривычных для меня морозах. Такое впечатление, что для жителей этой страны зима каждый раз приходит неожиданно, и они совершенно не знают, как чистить дороги и чем их посыпать. По дорогам ездят старые машины, разбрасывая смесь песка, соли и битых кирпичей. Ледяные сугробы по обочинам,  ледяные доски на проезжей части, твердые, как гранит и острые, как нож, ледяные комья,  делают поездку по зимним дорогам не просто опасной, фатальной. А в мои годы тем более.
Я устала. У меня стучат амортизаторы. Не работает подсветка приборов. Временами нарушается работа коробки передач. Я еще хорошо держу дорогу. Уверенно вписываюсь в поворот. Но это скорее опыт и наработанные за мою долгую жизнь привычки, чем слаженная и надежная работа механизмов. А это опасно. Поэтому меня не обидело, когда Хозяин нашел мне замену. Тоже не девочку, но лет на 10 моложе. И хотя я очень привязалась к Хозяину, и мы многое с ним пережили, я рада за него. А мне пора на покой.
Всегда ваша MAZDA 323 Хэтчбек, 1990г.