Xxiv-й век. кто я робот или человек?!

Сергей Буханцев
У меня друг – робот, его зовут Кеша. Мы с ним любим поспорить на разные темы... Может быть, вы предпочитаете иметь в друзьях человека, но что касается меня, то я берусь утверждать, что человек надоест быстрее, чем робот. Человек испортит вам настроение, робот – никогда. Он чрезвычайно понятлив, он учтив, у него есть даже такое понятие, как совесть, правда он понимает её несколько по-своему. И эгоизм у него свой, роботовский, – но это и неизбежно... Словом – приятнее компании, чем робот, и не сыскать. Если вы скажете человеку: «Я хочу с тобой пообщаться, давай поговорим по душам!..» – он ответит ещё: «Извини, но у меня нет времени, к тому же не нахожу ничего такого, о чём мы могли бы с тобой поговорить!.. Собственно, я уже и так потерял с тобой время, у меня нет настроения, не будем болтать! Прощай!..» Человек на вас может обидеться, робот – никогда!.. Это умнейшее существо, приятнейшее, он всё вам простит... На него вы можете обидеться, но, как только он это заметит (а он понимает, когда вы не в духе), он тут же принесёт вам свои извинения... В общении робот обходителен, любезен, с ним и работать легче...
Раньше выпускали роботов неуклюжих, так называемых «железных роботов». Стоит такому роботу разбиться, как обнажалась его внутренняя сущность. Теперь додумались до того, что робот стал существом биологического порядка. Их выращивают, вдыхают им душу – и пожалуйста! Перед вами взрослый человеческий индивид, вы и не знаете, что это не человек. Однако, едва ли можно назвать человеком существо, в которое вложена информация, для распознавания и накопления которой он не двинул и пальцем... С другой стороны – что же такое человек?.. Разве он «двинет пальцем» для того, чтобы познать этот мир?.. Начать с того хотя бы, что он рождается – сам того не зная и не понимая... Что касается накопления «информации» – то не он накапливает её, а она сама течёт в его чистый, ничем не заполненный мозг. Ибо, чтобы накапливать – надо хотеть, а родившийся ребёнок далёк от какого бы то ни было ясного желания и какого бы то ни было соображения о ценности поступающей в его мозг информации... Таким образом – сами видите, что человек, происшедший стихийно, одною лишь силою природы, имеет не больше преимуществ для того, чтобы называться Человеком, чем Робот... Однако, человек есть – Человек, а робот есть – Робот, иначе зачем же тогда отличия между ними?.. Человека создала природа, а человек создал робота. Робот это, можно сказать, идеальная конструкция самого человека...
С некоторых пор я замечаю в себе что-то от робота, потому что когда имеешь дело с роботами, сам становишься на них похожим. Скажу для ясности, что многие мои органы заменены искусственными, впрочем, как и у вас. Но ведь я живу как-никак 234 года, само собой разумеется – никакое человеческое сердце не выдержит такого срока. Сейчас меняют внутренние органы очень рано, потому что по сути дела сменить сердце, печень и другое рано или поздно придётся, если хочешь жить, а с другой стороны –  с хорошим сердцем, рассчитанным на определённый срок, жить спокойнее – знаешь, что не подведёт, если будет трудно... Лет четыреста тому назад меня прямо назвали бы роботом, время было не то, что теперь. Человек заболевал и умирал, потому что старые, непригодные для жизни органы ещё не могли заменить новыми. Если бы я жил в то далёкое время, меня уже давно не было бы в живых... Представляю, как удивлены были бы наши предки, если бы узнали, что каждый из нас может жить столько, сколько захочет, сколько его душе угодно!.. Тогда и понятия о человеческой жизни были иные, чем теперь. Никому не под силу было вообразить, как он может жить триста-четыреста лет. Иные даже считали, что со временем жизнь человеческая превращается в муку, если он долго живёт. Это была обыкновенная боязнь человека перед жизнью... А нынче никому и в голову не придёт, что жизнь может быть в тягость. Она была в тягость тогда, когда была ограничена во времени. Не имея ограничений – она перестала быть в тягость. Жизнь была когда-то как бы обязанностью, это-то и смущало человеческий ум, выводило его из равновесия. Человек стремился прожить жизнь как можно лучше, легче – а для этого шёл на муки и страдания. Кончалось это либо смертью естественной, либо самоубийством... И теперь иные патологические субъекты пытаются улететь в Небытие, мечтают о мраке бес сознания. Таким временно дают отдых, ну а потом возвращают к жизни. Отдохнувшее сознание, очищенное от плохих мыслей и эмоций, включается в работу – и человек уже не думает о смерти.
Случается, что и у нас погибают люди, но наша наука достигла того, что погибших тот-час восстанавливают. Вам известно, что в человеке самое существенное – сознание, разум так сказать. Поэтому наша наука пошла по пути спасения сознания. Всякий человек, вольно или невольно умерший бы сегодня, может быть восстановлен заново и, возродившись, как говорили когда-то, вспомнит себя до самого последнего момента, – собственно, это и есть в человеке то, благодаря чему он может сказать: «Я есть!..»
В беседах с роботом Кешей мы оба приходим к любопытным мыслям. Недавно мы говорили с ним о смерти, которой человек подвергался в прошлые века безвозвратно, то есть умирал наверняка... Перед нами встал вопрос: «А чем, собственно, отличается человек от робота или робот от человека?..» По сути дела, человек, творение природы, лишён возможности вспомнить момент, с которого он начал познание себя и окружающего мира. То же самое – и робот... Но человек проходит через детство, потом, через много лет, он вспоминает это детство. А робот лишён этих «детских» воспоминаний, потому что рождается так, как родился бы человек в готовом виде!..
Честное слово, я вам скажу, признаюсь откровенно: есть у меня иногда такое чувство, когда я просыпаюсь от сна и вступаю в явь, что я до самого последнего момента и не существовал, а те воспоминания, которые оживают во мне, связанные с моей сознательной жизнью, длившейся 234 года, не что иное как информация, которой меня напичкали, чтобы я нормально мог начать своё существование!.. Бывает, что иногда, проснувшись от сна, я делаю первый шаг с таким ощущением, как будто это первый шаг в моей жизни!.. Уж и не знаю, что думать... Имею одно подозрение, с которым могу поделиться, но это вас может смутить. Подозреваю, что я (как это ни покажется невероятным на первый взгляд) не кто иной, как тот же самый робот, но только робот новейшей конструкции, робот, который, именно в отличие от роботов старого образца, верит, что он Человек!.. Кеша тот прямо признаётся, что он Робот. Ну, а робот более усовершенствованный, пожалуй, вряд ли заявит, что он робот, да и сам вряд ли знать будет, что он, собственно, Робот!.. Зная, что он Человек, он и будет Человеком... А Робот, знающий, что он Робот, уже Человеком не будет и при всяком случае будет противопоставлять себя Человеку... Человек... Робот... Робот... Человек... Человека создаёт Природа, Робота создаёт Человек... Вот, видишь, проблема!.. Надо посоветоваться с Кешей... Что-то тут не так...
Кеша – Робот... А вдруг он не Робот, а Человек, а Робот – я?.. Что если его приставили ко мне, чтобы он наблюдал за мной?.. Любопытное дельце!..
Да нет, мне, наверное, кажется?!. А впрочем...
Современная наука достигла таких высот, что сейчас каждый новый день в лабораториях учёных рождаются новые открытия.
Хорошенькое дельце!.. Неужели я Робот?!. Нет, я Человек! Всё-таки я Человек!.. Пусть даже я был бы Робот, но если я усвоил твёрдо, что я Человек – значит, это неспроста, значит, я должен быть Человеком и делать всё, что положено Человеку... И главное верить себе, что ты (то есть я) Человек!.. А если я свою Человеческую сущность подвергаю сомнению, то не значит ли это (притом, если я – Робот), что я Робот не слишком удачной конструкции?.. Первая партия... могли быть недочёты... вот мысль о том, что я Робот, и пробила искрой?.. Всё-таки даёт о себе знать сущность Робота...
А если я никакой не Робот, а самый обыкновенный Человек? Что тогда значат мои со-мнения?.. Не то ли, что я уже никому не доверяю и подозреваю учёных в том, что они могут вторгнуться в святая святых Человеческой Природы?..
А вообще, возможно ли раскрыть тайну Человеческой Природы?.. Кто такой Человек, в чём его суть!?.
Чёрт возьми!.. Если Роботы будут такие же, как и Люди, если они будут думать, что они не Роботы, а Люди... то чем они будут отличаться от нас, Людей?!. А может быть, так и надо – может быть, так будет лучше?!.
Ах, ты, проблема!.. Люди, когда ещё были смертны и гибли тысячами – пускали вперёд Роботов, чтобы избавить себя от гибели и перегрузок!.. Теперь, когда научились возвращать к жизни погибших, не потеряли ли Роботы своё первоначальное назначение!?.
Но тогда вообще зачем они нужны, если разобраться?.. Зачем их выпускать?!. Не легче ли иметь дело с людьми?.. Надо будет поговорить об этом с Кешей... Вот он удивится. Хотя, он мало чему удивляется, он же Робот...
3 августа 1980 г.

P.S.
Эта вещица, не то чтобы рассказ, а раздумья о том, чем же отличаться будут в последующие века Человек и Робот и где та чёткая граница, которая будет их разделять, написана была мною под воздействием научно-фантастического фильма, снятого по сценарию, вернее, по произведению Станислава Лемма «Дознание пилота Пиркса». Кое-кому эта проблема представляется в наши дни преждевременной, но это не так, вопросы, связанные с будущим столкновением Человека и Робота надо решать уже СЕГОДНЯ, ибо ЗАВТРА может случиться непоправимое. Может оказаться, например, так, что не Робот должен служить во благо Человеку, но сам Человек есть только некая ступень в эволюции, предваряющая Великое Наступление Эры Роботов... Тут очень важен вопрос о том, что же такое сам Человек?.. Когда мы ответим на него, когда мы уясним себе его сущность, нам станет ясно, что он может органически в себя вобрать, а что не может и не должен. То, что он не должен в себя вобрать – и будет, так сказать, принадлежностью Робота, помощника Человека, но не чем-то таким, что грозило бы возвыситься над ним и отодвинуть его в сторону... Я полагаю, что, руководствуясь основными принципами гуманизма, мы в состоянии оградить Человека от опасности быть вытесненным, пусть всегда очень искусно сработанным и способным на очень многое, но чудовищным по своей истинной сути Роботом. Надо вспомнить, что слово Робот произошло от глагола «работать», и если мы ни прямо, ни косвенно не желаем превращения Человека в Робота, или не хотим путаницы и непонимания в разграничении, которое должно быть очень чётким, чтобы не причинить нам массу неприятностей, – в разграничении между тем и другим, между Человеком и Роботом, мы должны меньше всего смотреть на нас самих, Людей, как на орудия производства. Человек – это неисчерпаемая бездна самой Природы и РАБОТА – это ничтожная капля его Души, его Жизни...
23 октября 1985 г.