Ден

Евгений Черняев
ДЕН
Можно ли считать, что судьба бывает несправедлива, и если это судьба, то о какой справедливости идет речь?! Судьба выше справедливости, выше выбора, она сильнее воли, сильнее человека. Сколько бы ни говорили: ты сам управляешь своей судьбой, все в твоих руках, но у судьбы на этот счет свои идеи. Даже когда кажется, что все под контролем, что ты знаешь, что будет завтра, судьба берет и перекраивает жизнь в одну секунду, пользуясь тем, что всегда останется незаметным для человеческого глаза - мелочами. Судьбе достаточно незначительного штриха: маленького камушка под шиной мотоцикла, трамвайной остановки, на которой именно сейчас почему-то задержался трамвай, или внезапной щедрости должника, который неожиданно решил вернуть долг, для того, чтобы все пошло совсем другим маршрутом.
Это история про моего друга, которого я потерял из-за нелепой случайности, по крайней мере так я думал, когда еще не знал всю правду. Но потом, когда части целой истории стали явными, я увидел, что в его жизнь вмешалась судьба. Для меня остается открытым вопрос: для чего она это сделала? И его ли это судьба, или моя?
Меня называют Малыш, это не потому, что я маленький, как раз наоборот - я большой. К моим двум метрам ввысь добавьте многолетнее увлечение гамбургерами, длинные, почти до пояса светлые волосы, красную бандану и кожаную курточку с металлическими вставками. Нет я не рокер, и темные очки ношу совсем не для прикола, - я байкер. И байк для меня - выражение моей внутренней свободы.
История, о которой пойдет речь, началась осенью, теплым оранжево-желтым субботним утром, когда я ждал Дена в его гараже. Надо сказать, что гараж Дену остался от отца, машину они с матерью продали, а мы смогли разместить в кирпичной постройке небольшую мастерскую.
Я часто бывал здесь, чтобы проверить свой байк перед выездом, но не потому, что сильно тревожился из-за неполадок, - мне здесь нравилось. Я мог приезжать и просто так, внутри гаража я оставался со своими мыслями наедине. Ден отдал мне один из двух ключей, так что я мог считать гараж своим.
Постройка была просторной, почти везде вдоль стен стояли стеллажи, чего на них только не было. Всевозможные гаечные ключи. Несколько наборов красок для авиамоделей. Законченные и не законченные модели самолетов (увлечение Дена). Банки из под кофе, коробка с сахаром, несколько упаковок чая. Небольшие металлические детали, о предназначении которых мне ничего не известно. Старый свитер, пару потертых джинсовых штанов. Это только то, что сразу бросалось в глаза. Были еще всякие коробочки и ящички. Мы как-то даже сделали попытку перебрать эти вещи, начали выносить их из гаража, раскладывать на земле, но пошел дождь и пришлось срочно возвращать все по местам.
Сразу, как только продали авто, ради которого и строился гараж, часть денег Ден потратил на старый диванчик и небольшой стол, а я приволок не менее старую электроплитку, так, что при необходимости, в гараже можно было даже жить.
Познакомились мы с Деном несколько лет назад, похожим осенним теплым днем. Я откровенно скучал во дворе, развалившись на лавочке и потягивая светлое пиво из полутора литровой бутылки, когда увидел щупленького юношу лет на десять младше моего, в смешных очках. Он выходил из подъезда, держал на руках котенка. Не знаю почему, но мне захотелось показать свое превосходство, продемонстрировать, что в этом дворе я старше и сильнее.
Я позвал его, приблизительно так:
- Эй ты, шлепай сюда.
Не удивительно, что мальчишка, сжался опустил глаза, и направился в мою сторону. По дороге, он отпустил животное.
- Тебя как звать? - моя душа, окрыленная алкоголем и согретая старым солнцем, не собиралась издеваться, просто мне хотелось чтобы он проявлял почтение, как к старшему.
- Денис.
Парень стоял напротив, опустив глаза вниз, руки держал прижатыми к бокам.
- Да расслабься ты.
Если честно, я не знал, что говорить дальше и уже собирался произнести что-то типа: "ну ладно топай", но удивившись самому себе спросил:
- А меня как зовут, знаешь?
Я ожидал, что он скажет "нет" или неожиданно назовет мое имя "Миша", но он сказал:
- Вас называют Малыш. Вы делаете всякие трюки на мотоцикле, и часто на этой лавочке пьете пиво. - после этих слов Денис поднял глаза, - вам 27, живете в крайнем подъезде на шестом этаже. 
Вот так и начались наши беседы, которые переросли в дружбу. Очень скоро Ден (я решил чтобы парень был увереннее в себе называть его так) рассказал про гараж, и предложил устроить мастерскую.
Сегодня я проверял амортизаторы, хотелось опробовать новый выкрутас, мы собирались выехать на трек как можно раньше, но Ден почему-то опаздывал. Возможно, как тогда, встретил в подъезде запыленного испуганного котенка и решил его накормить.
Ден не очень интересовался байками, хотя с моими братьями общий язык нашел сразу, наверное, это из-за его способности вольно размышлять на самые разные темы. Часто, пока я гонял кругами по треку, он пускал в небо свои модели.
Чтобы скоротать время, я решил выпить чая. Чайник находился на расстоянии вытянутой руки, а за чаем надо было вставать. Когда я стал вытирать руки от масла бывшей футболкой, дверь в гараж открылась. На пороге стоял Ден. Он снимал меня небольшой видеокамерой, я услышал следующий монолог:
- А вот и наш герой. А давайте же узнаем, как он готовится к прыжку. Здравствуйте, Малыш!
Привыкший к его фокусам, я включился в игру:
- Здравствуйте!
- Вы собираетесь совершить сегодня этот головокружительный трюк, скажите, как Вы себя чувствуете?
Продолжая вытирать пальцы, я поднялся. Как я себя чувствовал? На самом деле, трюк предстоит не сложный, но внутри сидел какой-то противный червячок. Мне хотелось перепроверить байк еще раз.
Я сжал кулак, напряг бицепс, скривил страшную рожу и прямо в камеру произнес:
- Мы их сделаем!
Ден перевел объектив на мотоцикл, крупно снял заднюю вилку, "пробежался" глазком камеры по цепи, и вернулся к заднему колесу по глушителю. Дальше камера снова посмотрела на меня:
- Скажите, как давно Вы в мотоспорте?
Я вспомнил, когда первый раз сам проехался на мотоцикле. Это был старенький ИЖ моего друга. А еще я понял, что кроме мотоцикла в моей жизни никаких других увлечений не было. Я снова скорчил рожу и прорычал:
- Я сел на байк раньше, чем начал ходить.
- Скажите, кому Вы посвятите этот трюк?
Я опять сжал кулак, сморщил лицо и произнес прямо в оптический глаз:
- Миру мир!
Ден выключил камеру.
Я услышал щелчок чайника - вода закипела, но пить чай мы не стали, а уже через пять минут я поворачивал на шоссе.
Всю дорогу до трека я рассматривал возрастающее внутреннее напряжение, что-то пойдет не так, если бы я знал тогда, что именно, мог ли я это изменить?
На треке уже катался Андрюха-Боб, свою погремуху он получил за высокий дугообразный лоб и широко посаженные глаза. Мне не очень нравилась его манера проходить повороты, причем, излишняя угловатость действий проявлялась и в других аспектах его жизни, он мог зацепить случайным словом, даже не заметив как это произошло.
Однако, в компании Дена Боб менялся, его туманно-хитрый взгляд превращался в умудренную заинтересованность, а поведение становилось мягким и вежливым. 
Заметив нас Боб сменил траекторию. Я поднял руку, Ден слез с седла, отряхнул штанину от пыли, достал из кармана камеру, стал снимать приближающегося Боба. Когда Андрюхе осталось метра два, он, перекрикивая шум моторов, закричал:
- Брат, - по интонации Боба я догадался: будет, что-то просить, - хорошо, что ты здесь, брат.
Лишних денег у меня нет, по этому если Боб начнет спрашивать одолжить - ничего не получит. Обычно не хватает ему, то на деталь, то на бабу, но на этот раз Боб меня удивил.
- Брат, ты помнишь говнюка, который мне задолжал?
Я помнил, Боб для одного упыря проделал некоторую работенку, но тот не рассчитался, обещал сделать это позднее. С тех пор прошел месяц.
Боб продолжал:
- Брат, мы поедем сегодня и заберем долг.
И я согласился, потому что выбивать бабло из жлобов - это прикольно и круто, а помочь брату в этом деле - это святое.
Все формальности были улажены быстро. Я посмотрел на Дена, молодой друг пожал плечами, мол: сам решай, и через две минуты мы мчали обратно в город, теперь на двух байках.
Уже в городе Ден попросил, чтобы мы остановились, сказал, что хочет погулять, и я его отпустил.
Кое что, что было с ним дальше Ден мне рассказал сам, недостающие части единой истории всплыли уже потом, после его смерти.
Ден пожал руку мне, затем Бобу, широко улыбнулся, развернулся и пошел прочь, а мы помчали к Анатолию, так звали должника.
Повернув за угол, Ден исчез из вида. Он прошел один квартал, выбрав солнечную сторону дороги, свернул налево и прошел еще пару кварталов, потом увидел стайку голубей, включил камеру и долго снимал, пока они клевали: толи зерно, толи крошки хлеба.
На противоположной стороне улицы, немного прихрамывая и опираясь на палочку, шел старик, Ден захотел поснимать его. Вместе они шли минут десять. Старик привел моего друга на трамвайную остановку, на которой стоял трамвай с открытыми дверями, мальчишка поднялся в салон, двери закрылись.
Сразу прилипнув к окну, Ден две остановки снимал проезжающие мимо дома и деревья, он даже не заметил как подошли контроллеры.
- Предъявите билет.
Их было двое, одинакового роста, с одинаковой скукой в глазах. Тот, который говорил, отличался темно-зеленым пиджаком, он же протягивал удостоверение.
Ден выключил камеру, стал проверять карманы брюк, хотя уже понимал, что не только билета, но и денег там не найдет. Контроллеры смотрели привычный спектакль, выражение скуки на их лицах даже немного углубилось.
- Вот его билет. - Откуда-то со стороны прозвучал звонкий голос.
На сиденье у окна сидела девчонка, она протягивала билет.
- А ваш? - Спросил тот, который до того молчал. Его голос оказался сухим и скрипучим.   
- А мой вот. - Девчонка достала из кармана джинсовой ветровки еще один билет.
Контроллер в пиджаке проверил след компостера на первом и втором билете, когда оказалось, что все верно - служители двинулись дальше по вагону.
- Спасибо. - Ден кивнул.
- Ты чего ездишь без билета?
Теперь мальчик мог рассмотреть девушку лучше. Она была одета в джинсовый юбочный костюм. На коленях лежал серо-зеленый рюкзачок. Обувь (замшевые ботинки) были одеты на длинные, почти до колен, полосатые гольфы. Желтые волосы, туго стянутые резникой, немного вились. Девчонка смотрела прямо на Дена, сквозь очки с тонкой оправой синего цвета. Было похоже, что задор и любопытство, звучащие во взгляде – ее привычное состояние.
- Я не собирался никуда ехать. Я случайно. - Ден стал запихивать камеру в карман, но это не получалось. - А ты почему ездишь с двумя билетами?
- А я тоже случайно. Меня, кстати, Марина зовут.
- Здорово! Красивое имя.
- А тебя как?
- Денис. - Наконец-то камера вошла в карман.
- Очень приятно, - Марина улыбнулась, - я сейчас буду выходить. Держи.
Марина протянула билетик Дену.
- А я тоже выйду. - Ответил мальчик, но билет взял.
Оставшееся до остановки время они молчали. Марина смотрела в окно, Ден делал вид, что тоже смотрит в окно, но поглядывал на девушку. Когда двери открылись Марина улыбнулась и выскочила на улицу. Ден вышел за ней.
- Тебе куда? - спросила девчонка, набрасывая на плечо рюкзачок.
Мальчик пожал плечами.
- Ты не знаешь? - Марина улыбалась - А почему тогда вышел?
Ден снова пожал плечами.
- Может ты меня преследуешь?
- Нет, я просто гуляю. Мне нравится смотреть город.
- А ты не здешний?
- Здешний. - Ден извлек камеру, чтобы словить гуляющих неподалеку голубей. - Я живу в другом районе.
- А здесь почему?
Ден пожал плечами:
- Это случайность.
- Ну хорошо, если это случайность и ты меня не собирался преследовать... - Марина поправила шлейку рюкзачка. - Если угадаешь сколько мне лет, - разрешу угостить меня мороженным.
- У меня нет денег.
- Тогда я тебя угощу.
- А если не угадаю?
- Тогда. - Марина обернулась, посмотрев куда-то в сторону, - тогда, ты просто меня немного проведешь.
- Ладно. - Ден покрутил камеру в руках, словно изучая как та устроена
Марина повернулась:
- Пойдем. Я проведу экскурсию.
- Пойдем.
Парочка перешла через дорогу и направилась вдоль старых пятиэтажек по широкому тротуару.
- Это мой район. Здесь я выросла, ходила в школу, вон там, - Марина махнула рукой куда-то в сторону. - Теперь здесь живет моя бабушка, папина мама, а я иногда приезжаю к ней в гости. Главная достопримечательность этого места - бювет, который мы увидим через несколько секунд.
Действительно, очень скоро между домами показался небольшой скверик, центральным элементом которого был бювет. Пенсионер в синем спортивном костюме набирал воду в пластиковую бутылку. На лавочке возле бювета сидела женщина средних лет, она читала книгу.
Марина продолжала:
- Дальше по улице будет очень молодая церковь, ее строительство завершено прошлым летом, а напротив маленький магазинчик, в котором продается мороженое, - остановившись девушка посмотрела на парня, - итак?
Ден несколько раз кивнул и прищурившись, словно сосредоточенно присматривается, начал:
- Ты уже не школьница, но тебе точно меньше двадцати. Чувствую, что ты меня старше. Вольный стиль одежды в сочетании с дорогой обувью намекает на то, что ты имеешь возможность распоряжаться деньгами не задумываясь о них. Скорее всего ты живешь с отцом без мамы, иначе ее влияние чувствовалось бы в одежде. В твоем рюкзачке конспекты, а по трамвайной ветке есть ВУЗ. Если твой папа занимается бизнесом, то он хотел бы пристроить дочь на юридический. Сейчас начало первого, пары еще идут, а ты не на занятиях. Это значит, что ты учишься на третьем курсе. Шестнадцать плюс три равно девятнадцать.
- Ух ты. А ты Шерлок Холмс - заулыбалась девушка, - мороженое ты заработал, но кое в чем ошибся, попробуешь исправить?
Марина сняла рюкзачок, покачала его за лямку, демонстрируя вес:
- Здесь, конечно, не пирожки для бабушки, но и не конспекты.
- Правильно, - согласился Ден, - там книга и небольшой лэптоп. Зачем, тебе книга, если у тебя с собой компьютер? В трамвае ты не читала.
Мальчик пританцовывая покрутился влево вправо, после продолжил:
- Точно. Я не учел твой характер. Это ты предложила мне сначала билет, затем мороженое и прогулку. Это значит, что свой выбор ты совершаешь сама, а значит, если отец сказал учится на юриста, то ты, не станешь это делать если не захочешь. Книга, которая у тебя, не для развлечения. Ты мне подсказала, вес рюкзачка, - Ден повторил жест Марины, - книга достаточно толстая. Если не юриспруденция, то наука должна быть сложной, достойной и твоего характера и склада ума. Там учебник по философии.
- Браво! - Марина вернула рюкзачок на плечо, - только я на втором курсе, а не на третьем, а девятнадцать мне исполнилось позавчера. Мой папочка действительно занимается бизнесом и денег у нас хватает, а с мамой он развелся лет десять назад. Сначала я жила с ней, но потом он решил, что я должна жить с ним. Пойдем.
Один квартал они прошли молча. Ден понимал, что хочет взять девушку за руку, но не решился.
- А ты? - спросила Марина когда они вышли к небольшой церквушке.
- А что я?
- Чем живешь? С кем живешь?
- Я увлекаюсь авиа моделированием. Живем вместе с мамой, уютно и дружно. Мне скоро будет 18.
- А учишься на авиаконструктора?
- Нет. Поступить в этом году у меня не получилось. Попробую в следующем, а если нет... - Ден улыбнулся положил левую руку на макушку, правую приставил к виску, изображая военного, отдающего честь.
- Ну. Независимо от того, что ждет тебя в будущем: учеба или армия, в настоящем тебе полагается мороженое, мы уже пришли.
Магазинчик вписался в жилой дом, наверняка, раньше здесь был дом быта, теперь помещение выкупил местный предприниматель. Марина выбрала себе разноцветный рожок, в цветастой обертке с прозрачным колпачком, а Ден обычный пломбир в вафельном стаканчике. Девушка предложила присесть на лавочке возле соседнего подъезда. Из окна первого этажа, почти по пояс, выглядывала старушка. Марина поздоровалась с ней.
- Это твоя бабушка? - спросил Ден.
- Нет. Бабушка живет в другом доме, на четвертом этаже.
- Скажи, а тебе нравится учиться?
Марина поморщив носик лизнула мороженое.
- Никто сейчас не стремится получить знания или поделиться ими, так что лучше топай в армию, будет полезнее. Мне интересно все это: мысли, размышления. Интересно понимать глубже, копаться в абстрактных понятиях. Вот например справедливость. Ты знаешь, что это?
Ден сощурился.
- Это чувство, которое заставляет совершать правильные поступки.
- А что такое правильные поступки? На основании чего ты знаешь, что этот поступок правильный, а этот нет?
- Это внутри меня. Просто есть. Каждый человек знает, что правильно, а что нет. Только не всегда и не у всех получается поступать по справедливости. Из-за этого споры и войны между людьми.
- Нет, Денис, споры и войны потому, что у каждого своя справедливость. И война не между людьми, а между идеями того какой должна быть справедливость.
- А мне кажется справедливость одна на всех, разве не она описана в Библии?
- Если Библия о справедливости, почему есть другие религии, и почему те, кто проповедуют Библию другие религии считают ложными? Разве это справедливо?
Ден успел доесть мороженое, а у Марины оставалось еще больше половины. Отмахиваясь от идеи как от заблудившейся мухи она продолжала:
- Нет, я не настаиваю на том, что говорю, я хочу разобраться, понять. Допустим есть какой-то закон справедливости, например о честном распределении ресурсов, чтобы все люди были сытыми, одетыми, чтобы каждый мог иметь равные возможности, но этого нет. И нет, мне кажется не потому, что кто-то жадный и не хочет делится, или кто-то ленивый и не хочет работать, а потому, что справедливость - это что-то другое. А мечты о том, что все может быть поровну - не более чем утопия.
- А справедливость - это не когда всем поровну, а когда каждый получает то, что заслуживает.
- Да? А почему тогда ты не учишься в институте? Разве ты не мечтал про это?
- Сразу после школы мечтал.
- Разве ты ничего не делал для этого?
- Я не знаю. Я могу собрать модель самолета почти из чего угодно, и он полетит. Но высшую математику понимаю так себе.
- Так для того в ВУЗы и идут, чтобы их там научили понимать, то что не понятно. И я считаю это не очень справедливо то, что я учусь, а ведь мне не очень этого хотелось, я мечтала закончить школу и с богатым мужем уехать в теплую красивую страну, а ты нет. - Не доев мороженое Марина выбросила остаток в урну. - Но ты  извини за мысли.
- Нет нормально. Мне нравится философствовать.
- Я люблю отца доставать этими разговорами. Два три правильных вопроса и он начинает сердится.
Ден улыбнулся в ответ.
- Мне пора. Спасибо за компанию.
- Я проведу тебя.
- Дальше не надо, мне тут рядом. Пока, Денис. - Улыбнувшись Марина протянула руку для рукопожатия.
- Пока, - пожал в ответ руку Ден.
"Пока" - прошептал он про себя, когда она скрылась за углом дома.
После этой встречи парень долго бродил улицами. В наш двор вернулся пешком, ближе к вечеру.
Боб и я висели в гараже. Нам удалось вытрясти половину задолженности, часть ее потратили на пиво и вяленую рыбу в модной целофановой упаковке. Мое настроение было возвышенно вдохновенным, увидев малолетнего друга я стал размахивать руками. Когда он, улыбающийся, подошел к гаражу я захотел сгладить неудавшийся выезд на трек:
- Брат, ты прости, что так вышло.
Ден замотал головой. Я знал, что он не обижается.
- Брат, бери пиво.
Я знал, что он не пьет, но не предложить не мог. Ден снова замотал головой.
В тот день до позднего вечера мы много говорили, дурачились и играли в пуговку. Эта игра была популярна в нашей байкерской тусовке, смысл ее в том, что на шею цепляется большая пуговица на нитке, эту пуговицу надо сорвать с соперника. Наверное мы выглядели весело, гасающие вокруг гаража, огромный я, щупленький юнец в смешных очках и пучеглазый Боб. Я не помню, чтобы Ден был такой счастливый, правда, в тот день о причинах его настроения я не задумывался.
Расставаясь мы договорились ровно через неделю отправится на трек, чтобы осуществить задуманное, но следующим утром меня разбудил телефонный звонок. Это был Ден он извинялся и говорил, что не сможет поехать с нами. Я его успокоил, объяснив, что трюк может и подождать.
Через неделю мальчишка снова был на трамвайной остановке, ждать ему пришлось минут двадцать, а когда из подъехавшего трамвая вышла Марина, он прошептал в пространство: "спасибо".
В этот раз девушка была одета иначе: темно красные джинсы, вязанная розовая кофта, поверх желтой шелковой рубашки, красные туфельки на плоской подошве, вместо рюкзака - светлая тряпичная сумка на длинной широкой шлейке. Свернутые в курдулю волосы удерживала китайская палочка для еды. Оправа очков была в общем тоне - ярко красной.
Увидев Дена Марина обрадовалась:
- Меня ждешь?
Ден кивнул в ответ
- Понравилось мороженое?
- Нет. Не мороженое.
- Хочешь продолжить дискуссию?
- Если можно, я с тобой пройдусь.
- Я не против.
 Парочка перешла через дорогу.
- Сегодня мороженым угощаю я, - сказал Ден. 
- Да, это будет справедливо, - усмехнулась в ответ Марина. - Какую тему ты хотел бы обсудить сегодня?
Ден пожал плечами.
- А ты с отцом живешь мирно?
- Сейчас да. У меня не простой характер, он тоже не всегда бывает гладким. У нас с ним что-то типа договоренности. Есть вещи которые мне разрешаются и не контролируются.
- Например выбор факультета?
- И это тоже. Но есть вещи, которые он решает за меня сам и там я бессильна. Но вообще он ничего мне не запрещает. Он, представляешь, когда я поступила в университет, сам предложил попробовать травки, объяснил, что лучше он познакомит меня с наркотиками, чем это сделают однокурсники.
- А я не пробовал ничего такого, пару раз выпивал вино, но мне не нравится пьяное состояние.
- Мне тоже не очень понравилось. Наверное, те, кто балуется травкой, больше кайфуют от того, что это запрещено. Людям в наше время не хватает приключений, вот и приходится придумывать игры в преодоление запретов.
- Но ведь запреты не для того, чтобы людям было интереснее жить. Если что-то запрещено, значит есть на то причины. Наркотики портят жизнь, люди становятся зависимыми.
- Конечно, - согласилась Марина, - но где, кроме как в запретной области, в наше спокойное время, найти приключения?
- В спорте, в науке, в самопознании.
- Нет, Денис, это сильно просто. Помоги мне.
Марина поднялась на невысокий железный заборчик, отгораживающий палисадник от тротуара и протянула Дену руку.
Пользуясь поддержкой, девушка прошла пять метров по узкой металлической полосе, а спрыгнув продолжила:
- Я не жалуюсь на то, что мне скучно, моя жизнь мне как раз нравится, просто я вижу как скучают другие и куда приводит их скука. - рука Марины осталась в руке Дена. - надо придумать такие запреты, чтобы их нарушение не вредило здоровью, но все равно было бы наказуемо, чтобы жизнь людей была интереснее.
- Тогда, тебе все таки надо было учится на юриста.
- Ну это не обязательно, чтобы навыдумывать законы не надо быть юристом, надо иметь много денег, и стать депутатом. Чтобы стать депутатом вообще не надо образование.
- Я бы за тебя проголосовал бы.
- Круто! Значит одни голос у меня уже есть.
 Возле бювета людей в этот раз было гораздо больше. Даже образовалась небольшая очередь. Заметив это Марина предположила, что в районе отключили воду, а потом добавила, что это правильно так заставлять людей отрываться от телевизора и выходить на улицу. А потом добавила, что если бы она была депутатом, то специально бы отключала время от времени воду и свет.
- А свет зачем? - удивился Ден
- А свет это для того чтобы экономить и чтобы люди отвлекаясь от телепередач и интернета вспоминали про книги.
В магазине Марина выбрала такое же мороженное, что и в прошлый раз, а Ден взял шоколадный "каштан".
- А ты знаешь, - сказал Ден, частично сняв упаковку, - если бы люди жили по справедливости, то запреты были бы не нужны.
- Возможно, только люди не знают, что такое - жить по справедливости, и не знают где ее найти, а запреты не для того, чтобы привести к ней, а чтобы удерживать людскую массу в рамках социальных договоренностей.
- О справедливости можно узнать из Библии.
- Можно? Ты сам то ее читал?
- Я - нет. У меня не получалось, текст сильно сложный. Зато я смотрел "Страсти Христовы".
- Жуткий фильм, - поморщилась девчонка.
- Почему?! Это фильм о справедливости.
- Нет. Это фильм о глупостях человеческой жизни, и с тех пор, кстати, ничего не изменилось. Если бы к нам сейчас пришел Иисус - мы бы его снова избили и распяли.
- А ты не очень любишь людей.
- А я как раз пытаюсь жить по справедливости - пусть каждый получает то, что заслуживает.
Некоторое время они молча ели десерт, Марина почему-то хмурилась. Ден чувствовал себя неуютно.
- Вот ты например, конструируешь самолеты.
- Модели.
- И наверняка мечтаешь однажды построить настоящий большой самолет.
- Ракету.
- Тем более. Но это у тебя не получится.
- Почему?
- Потому, что врятли у тебя хватит денег поступить в институт, а значит светит тебе армия, а после надо будет думать о том, чтобы зарабатывать на жизнь.
- Я буду продавать модели. У меня уже их иногда покупают.
- Хорошо, если так, - Марина снова отправила недоеденное мороженное в мусорник, - ты извини меня, мне надо идти.
- Хорошо. - Ден улыбнулся и пожал плечами. - Можно мы встретимся еще раз?
- Не стоит, - Марина стала рассматривать носки туфель.
- Я тебе не нравлюсь?
- Нравишься, - девушка посмотрела парню в глаза, - даже очень. Просто у меня есть жених.
- Ясно. - Ден улыбнулся. - Это здорово.
- Не знаю. - Марина снова опустила взгляд. - Эта как раз та область, где отец запретил делать выбор самой. Он нашел мне мужа. Правда он пообещал, что после свадьбы мы переедем жить в Сингапур, у моего жениха будет там работа.
- Жених тоже бизнесмен?
- Нет, жених занимается спортом, там он будет участвовать в съемках сериала, консультантом. А я буду изучать восточную философию.
- Это же здорово.
- Наверное. Ладно, мне пора, спасибо тебе за беседу.
- Тебе спасибо. - Ден взял ее за руку, - ты очень красивая, а у красивых всегда все получается.
- Спасибо, - Марина забрала руку, - пока, Денис.
- До свидания.
Парень снова проводил взглядом девушку, пока та не скрылась из виду, и очень долго гулял по городу. Возможно он размышлял про справедливость, а может просто рассматривал прохожих.
В тот день, вечером, мы с ним не встречались, я приехал в воскресенье. Ден в гараже полировал деревянный фюзеляж новой модели.
- Хай, - ворвался я в его мысли.
- Здравствуй, Малыш.
- В ангаре скоро появится новый "Боинг"?
- Этот я хочу продать.
Я не знал как продолжить разговор. Сегодня я решил рассказать ему про одно волнующее меня событие, говорить о личном было сложно, но Ден друг, даже больше чем брат, по этому ему я должен был открыться. 
- Слушай, брат. - я решил не тянуть кота, а начать сразу с важного. - Мы не сможем выехать на трек в ближайшие пару месяцев. Наверное мы вообще больше не поедем туда, хотя один выезд я тебе должен. 
Ден прекратив занятие, посмотрел на меня.
- Я через два месяца уезжаю, надолго, тебе останется мой байк. Боб научит тебя кататься. Мне предложили офигенную работу, в другой стране.
- Так это круто, Малыш!
- Это еще не все. - Почему-то мне было сложно продолжать, вдохнув побольше воздуха я сказал, - еще я женюсь. Тебя обязательно приглашу на свадьбу.
- Женишься?
- Да. Понимаешь это как-то все сильно не по мне. Эти ути-пути, романтизм. И, вообще, я сначала познакомился с ее отцом, он крутой дядька, торгует машинами и еще чем-то. В общем, он предложил мне поработать на него, и стать зятем. Он хочет часть бизнеса перебросить на меня, в общем, оказалось, что это выгодно нам обоим. Дочь его, конечно дурнушка, но фигурка - ничего, и вроде не глупая. Может я ей такой - Я похлопал себя по бедрам, - и не очень, но она привыкнет, да и мне будет повод привести себя в форму.
- Это хорошо.
Ден вернулся к фюзеляжу. А я стал суетится с чайником.
- Что скажешь, брат? Можно ли женится по расчету?
- Я не знаю, Малыш, все зависит от того, что для тебя в жизни важнее.
- Но ты же не из тех, кто думает, что мир держится на любви?
Мой друг пожал плечами и ушел в глубину гаража. Я задумался - а что действительно для меня важнее? Ничего более важного, чем мой байк у меня никогда не было. Девки, а их хватало, несмотря на мои размеры и некоторую страшноватость, меня не слишком интересовали. Вообще, противоположный пол я всегда воспринимал как обслуживающий персонал - ну там, еды приготовить, или одежду постирать, детей воспитывать. Другое дело, что завести ребенка и выучить его потом езде я как раз был не против.
Когда Ден вернулся с банкой лака и кисточкой, я снова обратился к нему с вопросом:
- Ты присмотришь за байком? Я с завтрашнего дня буду занят, буду въезжать в тонкости взрослого бизнеса.
- Да.
Откупорив банку Ден стал красить корпус будущего самолета.
- У меня есть ее фото, хочешь посмотреть?
- Да.
Я извлек паспорт, он всегда лежал во внутреннем кармане курточки, в обложке на последней странице был небольшого размера снимок.
- Вот смотри. Ее зовут Марина. Я ее даже пару раз катал за городом. Ей нравятся байки и все, что я умею делать.
Ден взял снимок, некоторое время смотрел на него, потом молча вернул.
Остаток дня я возился с байком, проверял переднюю вилку, мне не нравился шум, который появился. А Ден покрасил фюзеляж, а потом молча сидел на диване, мне показалось, что он снова что-то выдумывает.
Утром, я как и обещал, отправился на встречу с отцом Марины. А Ден, я не мог тогда понять почему он это сделал, выгнал из гаража мой байк, и поехал на трек. Я решил, что завладев такой ценной вещью, как мотоцикл, парень захотелось его испытать.
Ден неплохо справился с управлением и уже через пол часа был на треке. Хотел ли он попробовать сделать тот трюк или просто собирался наматывать круги - это неважно, важно другое - через сутки ко мне пришла его мать, стала кричать на меня, плакать, бить кулаками в грудь. Спрашивать: "Зачем?"
Я сначала ничего не понял, а потом догадался - с Деном что-то случилось.
Его тело нашли на треке, возле одной из горок. Байк лежал в пяти метрах. Перелом шейных позвонков и сильный удар о землю, в общем, как говорят медики – он получил травмы несовместимые с жизнью.
На его похоронах я сдерживал слезы и грыз себя за то, что не запретил ему кататься, за то, что вообще оставил байк у него. Потом я, как и планировал, поучаствовал в свадебной церемонии и улетел в Сингапур.
Работа была спланирована на несколько лет вперед, но в годовщину смерти я взял жену с собой, чтобы навестить любимого друга. До свадьбы я не рассказывал про Дена, а после рассказывать было не про кого. Только в самолете я объяснил какое он для меня имел значение.
На кладбище, возле могилы Марина разрыдалась, чем сильно меня удивила. Мы проведали ее мать, а после зашли в гараж, и там Марина призналась, что они встречались. Она плакала и гладила крылья будущих самолетов.
Я не отказался ни от работы ни от жены ни от жизни в другой стране, только после этого я словно увидел жизнь совсем другими глазами. Я явно осознал присутствие в ней чего-то большего, чем маленький человеческий выбор и маленькие человеческие дела. Даже когда эти дела называются международный бизнес, они все равно безмерно меньше тех сил, которые стоят над человеком. Я долго расспрашивал Марину про подробности их встреч, а она меня про жизнь братишки.
Но прошло еще немало времени, прежде чем я понял, что такое судьба. Это не причина и следствие, а та сила, которая держит в своих руках и причину и следствие и каждого из нас, и тогда чувство вины исчезло.
У меня родился сын. Я назвал его Денис. Я научу его кататься на байке, так как умею это делать сам.

07 01 2014.

***

(описание процесса можно найти здесь: http://ert.kiev.ua/c_p_c/art_den.htm)