Три жизни и три смерти

Михаил Палей
Первая смерть…
- Надейтесь на чудо… - тихо сказал врач – шансов мало, но я сделаю все, что смогу…
Это была страшная авария. Машина лежала в кювете. Больше всех пострадала женщина, которая сидела рядом с водителем. Везде кровь. До больницы города Пущино было всего пара километров, но выживет ли женщина до прихода помощи? Эта женщина – моя родная и любимая тетя. Врачи говорили, чтобы мы молились… В такой ситуации ничего другого уже не остается. Страшная операция. Шансы на жизнь минимальны. Несколько тяжелых дней в реанимации. Удалена половина тонкого кишечника. Мы молимся и верим. И чудо произошло – она выжила.

Первая жизнь…
10 лет до указанных событий.
По обыкновению я зашел к родственникам поиграть в компьютер и пообедать. Десятый класс. Я уже большой и самостоятельный. Так хочется иметь свой собственный компьютер, но пока это только мечты. Тетя Оля открывает дверь и со свойственной ей энергией быстро гонит меня к столу. Передо мной необъятная тарелка супа, салаты, второе и прочее и прочее… Я с ужасом смотрю на все это богатство и начинаю робко отбрыкиваться:
- А можно мне поменьше супа?...
И слышу в ответ:
- Не придумывай! Давай ешь, все очень вкусно! – сомнений в том, что все очень вкусно у меня нет (тетя Оля непревзойденный кулинар).
Итак… Делать нечего. С моей тетей лучше не спорить.
Учитывая ее подход к еде, неудивительно, что она достаточно сильно располнела за последние годы. Раньше она была писаной красавицей и все мужчины нервно облизывались, когда понимали, что она досталась не им, а моему дорогому дяде Андрею. Темноволосая и кареглазая, стройная и высокая – она многих сводила с ума.
Но это все было раньше, а сейчас, она была активной, довольно молодой женщиной с излишним весом и очень любознательным характером.
Как же она всегда была рада моему приходу. Ее интересовало все – как у меня дела в школе, чем я увлекаюсь, куда хожу и т.д. Я всегда с готовностью отвечал на все вопросы. Она очень хотела, чтобы я стал адвокатом, и теперь уже в который раз рассказывала обо всех прелестях этой профессии.
Как обычно, я хорошо провел время в гостях – поел, пообщался, поигрался в компьютер и стал собираться домой. Когда я надевал куртку, передо мной возникла тетя Оля. Я видел, что ей не хочется меня отпускать…
- Когда ты в гости в следующий раз? – выжидательно спросила она. Эта фраза была обязательной и очень точно характеризовала все ее тепло и любовь к своим близким.
Как я уже сказал, она всегда была очень привязана к своим родным и в частности ко мне. Разговаривать она готова была часами. Практически после каждой нашей встрече мои руки были оттянуты пакетами с подарками. В то время (90-е) было достаточно тяжело достать хорошую одежду и тетя Оля, которая состояла в обществе родителей детей-инвалидов, всегда старалась набрать побольше гамунитарных шмоток из Америки для своего любимого племянника.
Ее основной принцип был – любимым всего и побольше.
Вторая жизнь…
После аварии и чуда исцеления, ее облик поменялся до неузнаваемости. Она очень сильно похудела и дядя Андрей (ее муж) все-время с радостью повторял, что теперь она снова стала такой, какой была при их первом знакомстве. Ей было очень тяжело соблюдать диету, тем более, учитывая тот факт, что она всегда старалась всех накормить до отвала и одним из главный удовольствий в жизни считала еду. Жизнь стала налаживаться. Она стала чаще ходить в церковь. А вот уже и пенсия подошла. Ее муж стал лауреатом государственной премии, и после выхода на пенсию ему полагалась достаточно большое жалование. Тут и появилась мечта – бросить шумный город, работу и уехать в милое уютное Пущино, где уже окончательно построить семейное гнездышко и жить в мире и согласии со своей семьей до конца дней… Так все и случилось. Квартиру в центре Москвы удалось достаточно выгодно сдать жильцам. Дядя Андрей уволился с работы. И очень скоро тетя Оля с мужем и сыном уже обустроились в Подмосковном Наукограде. Она много гуляла и каждый раз, когда я приезжал, повторяла, что она очень счастлива. Когда у меня родилась дочка, она очень хотела ее увидеть и по своей всегдашней привычке, накупила кучу вещичек для моего малыша. Но увидеть ее у тети Оли не вышло. Ее счастье «на свежем воздухе в Наукограде» продлилось пол года…

Вторая смерть…
Неожиданная потеря создания, которой никто не придал особого значения, обернулась чередой обмороков и нарушением речи. Когда после очередной потери чувств я позвонил ей узнать как самочувствие, все ее фразы сводились к односложным фразам вроде «все нормально…» или «ну да… ну да…». Меня и мою мать (ее сестру) это насторожило. Вызвали врача, который посоветовал лечь в больницу… Она очень не хотела ложиться. В голове еще было слишком много ужасающих воспоминаний от последствий аварии и последующем периоде восстановления. В результате, несмотря на все свое нежелание, она оказалась в больнице и впала в кому. Врачи говорили, что у нее что-то с головным мозгом, но не в силах что-либо сделать, так как не располагают необходимым оборудованием. Перевозка в Москву могла стоить ей жизни, но без перевозки ей оставалось жить меньше недели. Мы рискнули и перевезли ее в Москву. Врач констатировал, что ситуация критическая и жить осталось максимум день-два или… надо делать очень сложную операцию на мозге, но шансы на успех минимальны. Все были в шоке. Согласие на операцию не требовалось, так как делали ее «по показаниям» (есть такой неприятный термин в медицине). Операция прошла успешно… Это означало, что пациент не умер во время самого процесса удаления гематомы из мозга… Однако врачи сказали, что шансы на жизнь ничтожно малы и скорее всего она умрет в ближайшие дни и еще сказали… «надейтесь на чудо». Когда моя мама и дядя Андрей принесли для нее в реанимацию необходимые лекарства, то дежурный врач им прямо сказал:
- зачем вы так много принесли? вряд ли понадобится…
Но опять случилось чудо! Она снова выжила! Это было не вероятно!

Третья жизнь…
Тетя Оля еще долгое время не приходила в сознание, но потом.. Открыла глаза и мы поняли, что она вернулась…
Врачи говорили, что будут наблюдать, насколько серьезные нарушения мозговой активности будут после операции. Говорили, что она, возможно, не сможет ходить и что правая рука не будет работать). Когда я появился в больнице и увидел тетю Олю, она сразу узнала меня и была очень обрадована. Говорила она плохо, но начала всем женщинам, которые были в палате показывать на меня и тихо, но с гордостью повторять:
- Это мой племянник.
Оказалось, что она все помнит и очень просила показать ей фотографию дочки. Я достал iPad и начал листать фотки своего ребенка.
- Еще. Еще. Еще… - просила она. Я показывал фотографии и видел как жизненная энергия и силы возвращаются к ней.
После больницы мы определили ее в реабилитационный центр, и спустя месяц она начала ходить, разработала руку и в целом стала производить впечатление практически поправившегося человека. Заторможенность восприятия и односложность фраз постепенно проходила, и после очередного телефонного разговора я с радостью доложил своей жене, что по моим ощущениям, тетя Оля снова стала нормально общаться.

Третья смерть…
Но период улучшения продлился не долго. После быстрого восстановления наступил спад… При этом в последние месяцы она перестала ходить и становилась все слабее и слабее… Было очень грустно видеть ее, такую вечно активную и деятельную, в таком печальном виде… Когда врачи в третий раз сказали свое излюбленное: «надейтесь на чудо…», в чудо уже не верилось. И чуда больше не произошло…
Мне всегда будет ее не хватать.