Легенды и мифы о святителе Луке

Анатолий Комаристов
Фото из интернета. Автор неизвестен

Недавно в интернете я увидел необыкновенно красивую икону с изображением святителя Луки. Икона была необычной потому, что на ней перед ликом Луки были изображены, разложенные на столике хирургические инструменты: скальпель, зажимы, пинцет, крючья. Я видел в храмах, музеях, на выставках много разных икон, но никогда на них не было медицинских инструментов.

К сожалению, я никогда не слышал и ничего не знал о святителе Луке, хотя проработал врачом 48 лет. Во время учебы в медицинском институте и на Военно- медицинском факультете (1948-1954)  я изучал вопросы общей хирургии, топографической анатомии с оперативной хирургией, факультетской и госпитальной хирургии, военно-полевой хирургии. Но, ни на одной из кафедр никто из профессорско-преподавательского состава никогда не упоминал в лекциях и на практических занятиях имени Архиепископа, доктора медицины, профессора хирургии Валентина Феликсовича  Войно-Ясенецкого, лауреата Сталинской премии первой степени.

Очевидно, это было связано с тем, что выдающийся хирург Войно-Ясенецкий был архиепископом, глубоко верующим человеком. Хотя многие хорошо знают, что великий физиолог И.П. Павлов и известный всему миру академик офтальмолог В.П. Филатов  тоже были  верующими людьми. Правда, они не имели церковного сана, но Филатов, среди многих правительственных наград, имел церковную медаль в память 50-летия Епископской хиромантии.

Недавно я узнал, что Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников, выдающийся советский военный и государственный деятель, военный теоретик также был глубоко верующим. Он пользовался большим уважением И.В. Сталина, который сам учился в духовной семинарии и пел в церковном хоре. Кстати, Сталин ко всем маршалам обращался только так: "Товарищ Жуков", "Товарищ Василевский" и т.д., а к Шапошникову - по имени и отчеству!

По воспоминаниям В.М. Молотова Сталин всем напиткам предпочитал коньяк: «Выпивши был веселый, обязательно заводил патефон … церковные песни мы иногда пели. После обеда, бывало, и белогвардейские».

В 1941 году, когда немецкие войска подошли вплотную к Москве, Сталин якобы был растерян, не знал, что следует предпринять и поехал к Матроне Московской (святая Русской православной церкви) за советом. Правда это или легенда никто не знает. Встреча изображена на иконе «Матрона и Сталин», но историки утверждают, что это выдуманная история. Святая Матрона Московская или, как ее ласково называют в народе Матронушка, стала одной из главных загадок нашего времени. Она творила чудеса при жизни и продолжает совершать их после своей смерти. Очередь к ее мощам в Покровском женском монастыре ничуть не меньше, чем была к Поясу Богородицы. Сюда приходят за чудом каждый день. И Матронушка помогает. Дает здоровье, счастье материнства...

Однажды Л.М. Каганович представил Сталину проект реконструкции Красной площади. На макете с передвижными конструкциями можно было рассмотреть все до мельчайших подробностей. Сталин с интересом разглядывал макет, а Каганович рассказывал о планах реконструкции, передвигая макеты старых зданий и новых построек. Сталин молча слушал. Каганович по-своему истолковал молчание и, войдя в раж, перешел к главному – к переносу здания храма Василия Блаженного. Он потянулся к миниатюрному макету здания и тут же услышал: «Поставь храм на место». На этом обсуждение было закончено.

Николай Стариков в своей книге "Сталин. Вспомним вместе" пишет: "Главнейшей опорой России всегда было православие. Именно поэтому с такой яростью «революционеры, всегда в русской истории имеющие духовных и финансовых “отцов” в столицах наших геополитических соперников, набросились на церковь и Веру Теперь, когда “ленинская гвардия” получила по заслугам, для Сталина пришла пора вернуть и эту составляющую Русской цивилизации.

30 декабря 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, патриарший местоблюститель митрополит Сергий обратился в призывом к верующим о сборе средств на постройку танковой колонны “Дмитрий Донской”». 5 января 1943 года впервые состоялся обмен телеграммами между митрополитом и Сталиным, который поблагодарил русское духовенство и верующих. После чего последовало распоряжение об открытии специального счета в Госбанке СССР для Русской православной церкви.

3 сентября 1943 года на состоявшемся в Москве Соборе митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и вся Руси с образованием при патриархе Священного Синода. После чего в Кремле состоялась встреча Сталина и делегации иерархов церкви во главе с Патриархом.

Именно Сталин восстановил пост Патриарха в Русской православной церкви, который был отменен еще Петром I. Это правда. А вот то, что нам пытаются навязать либеральные историки во главе с Резуном-Суворовым, – это не факты, а эмоции и трактовки. «Злой» Сталин хотел весь мир завоевать, везде хотел коммунизм насаждать. Ну да. И именно поэтому водрузил на плечи солдат «белогвардейские» погоны, вернул в Россию патриаршество. Обратите внимание, что все мероприятия по возврату к русским истокам Сталин провел вовсе не в момент поражения, а в момент победы!

В истории Русской Православной Церкви довольно много темных пятен. Особенно это касается церковных деятелей, имевших высокий чин. К их числу можно отнести Архиепископа Луку,  жизнь которого была необычайно сложной и  трудной. Лука Войно-Ясенецкий. Где бы он ни оказывался, каково бы ни было его собственное самочувствие, он оставался священником, монахом и врачом.

Стоит назвать его имя, и сразу же вырастает образ человека могучего, высокого, с величественной осанкой, с красивой окладистой бородой, человека значительного, сложного и чрезвычайно необычного. В нём угадывались духовная мощь учёного, достоинство и сложность трагической судьбы. И всё это удивительно гармонировало с его тихой, спокойной речью, которую слушали всегда с затаённым волнением — будь это просто собеседники или огромные аудитории студентов и врачей.

Марк Поповский в своей книге «Жизнь и житие св. Луки (Войно-Ясенецкого)» писал: «Ходит по России странная молва, будто в советское уже время жил хирург-священник. Положит он больного на операционный стол, прочитает над ним молитву, да йодом и поставит крест «в том месте, где надо резать». А уж после того берется за скальпель. И операции у того хирурга отменные: слепые прозревали, обреченные поднимались на ноги. То ли наука ему помогала, то ли Бог...
– Сомнительно,- говорят одни.
– Так оно и было,- утверждают другие.
– Партком служителя культа ни за что бы в операционной не потерпел, говорят одни.
– Бессилен партком, поскольку хирург тот не просто хирург, а профессор, и не  священник-батюшка, а полный епископ,- возражают им другие.
– Профессор-епископ? Так не бывает,- говорят опытные люди. –Бывает,- отвечают им люди не менее опытные.
– Этот профессор-епископ еще и генеральские погоны носил, а в минувшей войне всеми госпиталями Сибири управлял.

 Ходит легенда кругами. Одни говорят, будто жил профессор-епископ в Сибири, другие оспаривают: "Нет, в Крыму", третьи слыхали, что дело было в Ташкенте. И снова - разговоры, рассказы, истории: как и почему он в монахи постригся, как в тюрьме сидел, как с товарищем Сталиным беседовал,  и награды от генералиссимуса имел.

Говорили о епископе-хирурге рыбаки и охотники в Туруханске, крестьяне из деревни Большая Мурта, что на Енисее, врачи в Симферополе и Красноярске; верующие из Тамбова,  Ташкента, Архангельска и многие другие.

В рассказах современников правда самым причудливым образом была сплавлена с легендой, исторические факты - с явными мифами.

Вспомним некоторые легенды и мифы, связанные с именем Архиепископа Луки.

Удивительный облик Луки, священное величие, мученическая жизнь, высокая научная эрудиция потрясают, вызывают у верующих восхищение и божественное утешение. Святитель Лука в очень короткий срок стал широко известен, горячо любим и почитаем повсюду. Он принадлежит не какой-то далёкой эпохе. Это наш святой, святой нашего времени.

***
Когда началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов,  Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий находился в третьей ссылке. Существует несколько легенд о том, как епископ-хирург стал вдруг необходим властям. Одну легенду сообщил бывший заключенный-лагерник, вторую - писатель, третью - ученый.

Заключенные на Колыме представляли себе это событие так: "Перед войной епископ сидел в одном из восточных лагерей. На второй день после начала войны он написал письмо на имя Сталина: "Хочу отдать свои силы на излечение раненых солдат и командиров". Очень скоро от Сталина пришла телеграмма: "Войно-Ясенецкому присвоить генеральское звание, одеть его согласно чину и направить командовать всеми госпиталями Сибири".

В швейной мастерской, которая была в лагере, епископу быстро сшили китель, а сапог и брюк нужного фасона почему-то на вещевом складе не оказалось. Ходил епископ по территории лагеря в кителе с генеральскими звездами, в ватных зэковских штанах и "танках" (подшитых резиновыми покрышками грубых ботинках). При встрече с этой «странной» фигурой начальник лагеря, имевший звание майор, всегда стоял по стойке «смирно». Это очень развлекало заключенных:
–Во, дает, крестик! - кричали они, от души потешаясь над униженным начальством.

Созвучна лагерному варианту и легенда, рассказанная ленинградским писателем Юрием Германом. Писатель пишет: “В  начале Великой Отечественной войны Сталин вызвал к себе академика Н.Н. Бурденко, главного хирурга Красной Армии.
– Что вам нужно для нормальной работы? Чем партия и правительство могут помочь фронтовым медикам? - спросил Сталин.
– Нам нужен профессор Войно-Ясенецкий,- ответил Бурденко.–Это замечательный хирург и ученый.
– А где он?
– В ссылке.
– Дадим вам вашего Войно-Ясенецкого,- якобы, ответил Сталин.

И вскоре после того Валентин Феликсович был освобожден из ссылки в деревне Большая Мурта, где-то далеко на Енисее. Сталин сам распорядился, чтобы ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта, и направили его командовать всеми госпиталями Сибири".

А вот Ташкентскому профессору Ошанину события 1941 года рисуются, однако, по-иному: "Война застала Войно-Ясенецкого в Томске... Отбывая ссылку, а потом, живя в Томске, он все время оставался архиепископом. Правда, архиепископом не у дел, архиепископом без епархии. Но он продолжал ходить в архиерейском одеянии. С первого же дня на страницах "Епархиальных ведомостей" стали появляться пламенные патриотические статьи Войно-Ясенецкого, призывающие народ встать на защиту Родины.

Месяца через три после начала войны Войно-Ясенецкому сообщили, чтобы он был готов к утру следующего дня к полету, так как его отправляют самолетом в Москву по вызову тогдашнего комиссара здравоохранения товарища Митерева. Прямо с аэродрома, как был в архиерейской одежде, он был доставлен в комиссариат здравоохранения.

Митерев встретил его очень любезно, пожал руку, просил садиться. Разумеется, Митерев не называл его "Владыкой" (обычная форма обращения верующего к архиерею), он звал его просто профессором.
– Так вот, мы прекрасно знаем вас не только как прекрасного хирурга и ученого, но и как пламенного русского патриота. Не согласитесь ли вы помочь нашей армии, нашим тяжело раненным бойцам? Мы предлагаем вам пост главного консультанта-хирурга большого сводного госпиталя в городе Пензе. Этот город является своего рода коллектором для раненых с гнойными осложнениями, которых будут направлять из госпиталей Рязани, Тулы и Мичуринска. Таким образом, госпиталь специально создается для лечения таких раненых.

Предложение Митерева Луке стать консультантом большого сводного госпиталя для раненых с гнойными осложнениями устраивало его, поскольку он в этом госпитале мог продолжить свою научную работу. Лука ответил, что он с величайшей охотой примет это место, однако при одном непременном условии: он ни в коем случае не снимет с себя архиерейского сана. Он хотел бы продолжать свою церковную деятельность.

По-видимому, для Митерева это не было неожиданностью. Он сказал, что урегулирует этот вопрос с Патриархом Алексием и в Кремле с Комитетом по делам православной Церкви. Он попросил у Войно его паспорт, Войно решил, что это необходимо для отметки номера паспорта в журнале, где записывают время ухода и прихода вызванного. Минут через десять ему был вручен новый паспорт, в котором исчезли все судимости и все города-минусы.

Через несколько дней Лука был назначен главным хирургом-консультантом сводного пензенского госпиталя. Кроме того, по ходатайству Патриарха Алексия ему было разрешено своего рода негласное совместительство в качестве архиепископа Рязанского, Тамбовского и Мичуринского. Но в госпитале он всегда ходил в халате, одетом поверх архиерейской одежды".

Миф, как известно, - жанр весьма субъективный. Как в зеркале, видится в нем культура рассказчика, степень его общественных представлений, симпатий и антипатий. Обитателям деревни Большая Мурта Красноярского края, где провел свою третью ссылку Войно-Ясенецкий (там, а не в Томске), имя академика Н.Н. Бурденко мало что говорило, да и нарком здравоохранения Митерев был для большемуртинцев фигурой далекой и туманной.

Зато секретарь крайкома Голубев сиял для них на государственном небосклоне звездой первой величины. Неудивительно, что деревенская легенда о чудесном превращении ссыльного врача в генерала и правящего Красноярского архиерея связывает этот акт с именем первого лица в крае.

 Житель Большой Мурты  рассказывает: "У товарища Голубева разболелась нога. Лечили его все красноярские светила. Из Новосибирска профессора привезли. А нога все хуже. Уже гангрена началась, к ампутации дело идет. А тут кто-то возьми и скажи в крайкоме:
– Дак ведь у нас тут свой профессор имеется, Войно-Ясенецкий. По его методу даже в Австралии гнойные раны лечат.
– А где же он?
– В Большой Мурте, ссыльный поселенец.

Тут сразу к нам в Мурту прилетает самолет. Везут Луку в Красноярск. Сделал он операцию; ногу товарищу Голубеву спас. Ну уж после того товарищ Голубев его, конечно, от себя не отпускает. Остался Лука в Красноярске".

Живописно выглядит и окончание легенды. «В Красноярске Луку уважали, прикрепили к обкомовской столовой, из закрытого магазина все ему привозили. Открыл он на кладбище в селе Николаевке церковь. Народ повалил в церковь валом. Верующие денег накидали несколько мешков. Зовут Луку эти деньги считать, а он им и говорит:
– Что мне их считать, везите все в банк, там сосчитают, пускай все идет на оборону Родины».

С николаевской кладбищенской церковью в Красноярске связывают и такой случай. В церкви этой епископ Лука служил и проповедовал по субботам и воскресеньям. Народу всегда было полно. Живого епископа, с каких пор уже в городе не видывали. И вот однажды, во время проповеди, к церковным дверям с грохотом подъехал мотоцикл, и солдат-вестовой полез через толпу с пакетом к Луке. Бабы на него, конечно, зашикали, заругались.

Пакет же с печатями пошел по рукам и дошел до проповедника. Епископ прервал свое слово, открыл пакет, прочитал, что там было написано, и сказал:
– Православные христиане! По законам нашей церкви пастырь не должен покидать во время службы и проповеди свое место. Но вот получил я письмо, где сказано, что солдат раб Божий такой-то умирает в госпитале и нуждается в моей епископской и врачебной помощи. Да простит меня Бог, и вы простите, христиане православные, но должен я поторопиться к этому раненому.

Сошел Лука с амвона, сел в коляску мотоцикла и уехал. А верующие прихожане решили его ждать. Ждали всю ночь. А под утро он приехал уже на машине, взошел на амвон и возгласил:
– Благодарение Богу, раненный на поле брани солдат раб Божий такой-то спасен.

Что тут началось! Люди падали на колени, кто "многие лета" кричит, кто молится. Ну и он благодарственный молебен отслужил. Случай этот по всему городу скоро разнесся, и на фронт из Красноярска пошло много посылок с подарками и теплыми вещами для наших бойцов".

С именем архиепископа Луки у многих красноярцев, жителей Тамбова и Симферополя связаны воспоминания о счастливых исцелениях. В народной памяти Войно-Ясенецкий выступает чаще как неотразимый хирург, но в одном дошедшем до нас эпизоде он проявил себя  неплохим психотерапевтом.

Дело было в Сибири. В одном военном госпитале лежал контуженный молодой солдат. На фронте он потерял дар речи. Врачи ничего поделать не могли. И вот однажды идет профессорский обход. Впереди сам епископ. Спрашивает врача:
– А тут кто у вас лежит?
Тот докладывает: так, мол, и так, больной, лишенный речи после контузии.

Архиепископ рукой эдак повел, всех из палаты выпроводил и на край койки сел. Взял солдата за руку и спрашивает:
– Хочешь научиться говорить?  Тот, конечно, кивает.
– Ты женщину когда-нибудь любил? Тот кивает.
– Помнишь ли имя первой, самой первой своей любимой?
 Солдат кивает головой.
– Назови это имя.
 Солдат:
–И – и - их – не получается, не может он ничего выговорить. Лука тогда встал и говорит:
– Каждый день с утра до вечера тверди это имя. И с этим именем к тебе вернется речь.

 Прошли сутки, вторые. Солдат старается, мычит, а имени выговорить не может. На третью ночь заснули все в палате, и вдруг будит солдата сосед:
– Проснись, дурень, ты же кричишь. Таню какую-то поминаешь. Проснулся солдат и заговорил. Немоты как не бывало".

А вот воспоминания пенсионерки из Тамбова. "При обходе Владыкой Лукой больных красноармейцев госпиталя, один больной красноармеец позволил себе обиду нанести ему, сказав, зачем здесь ходит длинноволосый. И что же получилось: в тот же вечер этому обидчику было возмездие и вразумление. Ночью в двенадцать часов случился с ним смертельный приступ, который вразумил его, и он, больной, потребовал врача с просьбой вызвать к нему Профессора, то есть Владыку Луку.

Он приехал ночью же, вошел в палату к больному, который со слезами просил прощения у Владыки за свою обиду и умолял спасти ему жизнь, так как он, больной, чувствовал уже приближение смерти. Владыка дал команду немедленно приготовить все к срочной операции. Принесли больного, подготовили к операции. Владыка, как обычно в таких случаях поступал, спросил больного, верует ли он в Бога, так как не профессор возвратит ему жизнь, а Бог рукой доктора.

Больной, не прекращая слез, ответил, что он теперь верует и сознает, что он поплатился за грубую насмешку над Владыкой-Профессором. Владыка-Профессор, сделав очень серьезную операцию срочную, возвратил больного к жизни. Этот случай очень подействовал на всех больных госпиталя".

Существует ещё один цикл мифов, который ставит своей целью нарисовать, так сказать, общественное лицо архиепископа Луки, возвысив его, приблизив к "верхам". "Хотите, верьте, хотите не верьте, но у Луки в кабинете или где-то там стоял ВЧ - высокочастотный телефон для прямой связи с Москвой, с правительством. Это я вам точно говорю..." - рассказывает бывший начальник Енисейского пароходства.

Это совсем не случайная, как может показаться, легенда. Российская общественная мифология всегда тяготела к верховной власти. В стране, где назначение гражданина состояло в том, чтоб исполнить высшие цели правителей, возвысить личность могло только внимание государя. Встреча с вождем! - любимейший кульминационный эпизод, воспроизведенный в десятках романов, фильмов, пьес.

Современник Сталина архиепископ-профессор также не мог не встретиться с вождем народов. Иосиф Виссарионович, конечно же, должен был (такова мифологическая традиция!) пригреть, обласкать несправедливо пострадавшего русского патриота. И вот в письме женщины, не очень грамотной, но доброй и воспитанной в традициях своего времени, читаем: "К Валентину Феликсовичу очень относились плохо... Когда он жил в Николаевке, недалеко от города  Красноярска, и служил в церкви на кладбище и когда он шел на службу в церковь, то ребятишки николаевские бросали в него камнями, били по голове… Он сам рассказывал...

 А потом народ говорил, что Лука был на приеме у Сталина. Приехал обратно в Красноярск, а у него в комнате висит черный касторовый костюм и теплые ботинки стоят, это указание было Сталина, а то он ходил в калошах на босу ногу".

 Одна известная московская актриса несколько раз встречалась и долго переписывалась с Войно-Ясенецким. Человек начитанный, она в рассказе о встрече с вождем не опускается до такой мелочи, как пара ботинок. Большие люди должны разговаривать о больших проблемах. Она так передает разговор  Луки со Сталиным:
– Что бы вы хотели, чтобы партия и правительство сделали для вас? спросил Сталин, обращаясь к Луке.
– Освободите из заточения всех священнослужителей,- якобы ответил бесстрашный архиерей.

Говорят, что государственные разговоры архиепископа Луки и товарища Сталина касались судеб церкви. Один такой диалог на высшем уровне  актриса приводит дословно:
– Иосиф Виссарионович, скажите, после окончания войны церкви опять закроют?
– Почему вы так думаете?
– Но ведь церкви открыли по настоянию англичан?..
– Нет,- ответил товарищ Сталин,- церкви закрываться не будут, ведь матери, потерявшие на войне сыновей, утешения будут искать где? В церквах только. И также жены убитых мужей".

В тесных отношениях между архиепископом Лукой и Сталиным убежден и сторож симферопольского кладбища, рассказавший, что после войны, как-будто, Владыка Лука каждую неделю летал на самолете лечить Сталина. Иосиф Виссарионович доверял только Владыке, а других врачей к себе не подпускал.

Однако насколько можно судить по легендам, примирение с высшей властью никак не отразилось на независимом характере Войно-Ясенецкого. Священник из Тамбова рассказывает: "Направили Владыку из Сибири в наш город. Приходит Владыка в облздрав. Заведующим был тогда один армянин. Владыка ему и говорит:
– Явился, дескать, в ваше распоряжение.
 А армянин этот увидел рясу и фыркнул:
– Мы и без попов обойдемся.

А на следующий день из Москвы поступила в облздрав телеграмма от министра здравоохранения: "К вам направляется консультантом госпиталя профессор Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука), примите его с почетом и наилучшим образом".  Пришлось заведующему бежать в гостиницу и просить у Владыки прощения за свою грубость. Говорят, Владыка Лука очень строго ему тогда сказал:
– Не встречай гостя по одежке...

Сам архиепископ и хирург Лука (Войно-Ясенецкий), бывший при жизни врачом души и тела, эти дары после кончины лишь приумножил. Если вы заглянете в храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках в центре Москвы, то невольно обратите внимание на икону святителя, всю украшенную подношениями от людей, исцеленных по молитвам перед ней. Эту икону здесь почитают особо.

 Дважды в месяц, по пятницам, служат перед ней молебен. Рассказывает настоятель храма в Путинках протоиерей Алексий Гомонов: « Икона святителя Луки Крымского появилась у нас сложным образом. Мощи для этой иконы подарил мне благочинный Бахчисарайского района Крыма протоиерей Сергий Халюта. Вместе с ним мы устраивали там летний лагерь для нашего прихода. Когда я получил частицу мощей, то стал вынашивать идею написания иконы.

И вот как-то в окормляемой нами проктологической больнице на Сретенском бульваре я встретил иконописца Александра. И он мне говорит:
– Батюшка, вот выпишусь из больницы, окрепну, напишу Вам икону. Какой образ закажете?
– Святителя Луки (Войно-Ясенецкого). У меня есть его мощи.
– Хорошо, напишу.

Прошло время. Он написал икону и вручает ее мне. Но улыбки радости у меня на лице не было. Я уже тогда много прочитал про святителя Луку, сжился с его фотографическим образом и смотрю: на иконе он совершенно не похож. Я честно сказал, что мне образ не очень нравится, и попросил  переписать его. А он отвечает:
– Да, я напишу новый, а этот оставлю, как есть.
 Тогда я пожалел этого Александра: все-таки он после тяжелой операции, вложил всю душу в икону…и говорю:
– Ладно: что получилось, то получилось.
Прикрепили мы к иконе мощи, и вот с таким полудоверием я отнес образ и положил его в храме.

 И сразу же к иконе потянулись люди. Бесноватые стали замечать, что они успокаиваются, положив голову на образ. Начались чудеса, пошли награды на икону… исцеления просто ошеломительные начались, снимались инвалидности! Ну вот, писательница, пожилой человек, наша прихожанка, готовилась к шунтированию. Это серьезная операция с огромным риском для сердца. Мы помолились перед иконой, и женщина пошла на последнее обследование перед операцией и сидела в очереди к врачу, перед этим сделав электрокардиограмму.

Вдруг  из кабинета врача выходит медсестра и обращается к ней:
– Предъявите Ваш пропуск в больницу.
– А что случилось?
– Ваша прежняя электрокардиограмма не совпадает с сегодняшней, как будто это исследование проводили у разных людей.
Она протягивает пропуск медсестре. Та приглашает женщину пройти в кабинет врача.
– Чем вы лечились эти несколько недель, пока вас готовили к операции?- спрашивает врач, — у Вас прекрасная электрокардиограмма.
– Я молилась святому Луке (Войно-Ясенецкому) в храме Успения в Путинках, -ответила женщина.

Страшный диагноз, поставленный дочери в одной из больниц, привел в Успенский храм ее мать, которая рассказывает о чуде, показанном их семье святителем Лукой:
– Святителя Луку (Войно-Ясенецкого) в нашем доме знали и почитали до пришедшей в дом беды. В течение нескольких дней здоровому ребенку был поставлен диагноз: в брюшной полости найдена огромных размеров опухоль. Мы стали молиться святителю Луке, вспомнив, что в его акафисте звучат слова, прямо говорящие о том, что он помогает исцелять опухолевые болезни. Мы обратились к батюшке в храме Успения Божией Матери в Путинках, и он горячо молился вместе с прихожанами перед иконой святителя Луки о моей дочери и о благополучном исходе предстоящей операции.

 Буквально через две недели чудесно прошла операция. Гигантскую опухоль, которую возможно было убрать только при полостной операции, профессор-хирург извлек с помощью лапароскопии. Врачи не могли поверить! Сам профессор после операции развел руками и сказал, что это невероятно, и он не знает, кто за него делал операцию! Страшно звучавший диагноз вскоре был снят, опухоль изъяли. С тех пор прошло уже более 8 лет. Мы очень благодарны Господу и уверены, что это святитель Лука стоял рядом с профессором и делал операцию моей дочери.

Ленинградский писатель Лялин В.Н. обратился с вопросом к священнику:
– Отец Алексий! Я думаю, что вот эти многие чудеса, свидетелем которых Вы стали в Вашем храме, они есть следствие благой жизни человека! Когда Вы читали о святом Луке, что лично Вас поразило в его духовном облике, в его жизненном пути?
 – Я сравнивал его с собой: как бы я повел себя, если бы мне в то сложнейшее для христиан время довелось открыто заявлять о своей любви к Богу, тем более служить в сане. Святой Лука никогда не снимал рясы, даже в Кремль за получением Сталинской премии за труды по гнойной хирургии он пришел в рясе.

 Блестящий хирург, он не начинал операции прежде, чем в молитве не получал ответ от Бога, и тогда уже действовал решительно и успешно, хотя сталкивался с самыми безнадежными случаями. И ради этих случаев его вызывали из очередной ссылки, находили, отмывали, одевали, ставили к операционному столу. Вот его мужеству и вере, подкрепленной делами, проверенной в жесточайших условиях гонений на веру, вознагражденной Богом я, ставя себя на его место, удивлялся.

А вот что рассказал Лялину В.Н. священник Носевич;
– Мой дедушка, отец моей матери, серьезно был ранен во время битвы на Курской дуге и находился на грани жизни и смерти. Осколк противотанкового снаряда сильно повредил его левое плечо и, пройдя через несколько госпиталей, где ему предлагали ампутировать руку, он, наконец, попал в Красноярский госпиталь, где самыми сложными операциями занимался святитель Лука.
Именно он не только спас жизнь моему деду, но и даже сохранил ему руку. Поэтому для меня святитель Лука — особый покровитель, заступник нашего рода, и память о нем дорога нашей семье.

Рассказ продолжил протоиерей Гомонов:
– Чудеса, которые совершаются по молитвам к святителю Луке, поражают! Это чудеса на уровне древних святых. При этом, читая его автобиографию, ты видишь, что если бы его спросили, как он совершал эти подвиги, он бы ответил: «Никаких подвигов у меня нет. Я хирург, и всего себя отдаю больному. Я епископ, и всего себя отдаю пастве. Я просто честно исполняю доверенное мне дело». И так оценил его Господь!

Особо почитается святитель Лука в Греции. Там его книга «Я полюбил страдание» стала бестселлером, выдержав около 30 изданий. Нет греческой семьи, не знающей об этом русском святом, ставшим таким родным для греков. В честь святого Луки называют детей, ему посвящают храмы (их сейчас около 30) и пишут иконы. И почитание святого врача растет с каждым днем!

Икон святого Луки в Греции  много, они есть во всех храмах. «Лука Симферопольский, русский»,  — так они говорят, «русский врач». В монастыре в Фивах стали записывать чудеса святого Луки. Часть этой книги чудес перевели на русский язык, и издали в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавре под названием «Житие, чудеса и неизвестные письма».

Греческий священнослужитель архимандрит Нектарий (Антонопулос)  рассказывает: "А узнал я о нем (святителе Луке) так. Я давно руковожу молодежным центром в Фивах и каждый год вывозил наших детей в разные страны. Вот и в Россию тоже привез. В 1996 году во время одного такого путешествия мы приехали в Крым. Кто-то может сказать, что это совпадение, случайность, но так получилось, что нам дали книжку про святого Луку, рассказали о нем, и наш интерес к его жизни стал развиваться дальше. Я захотел узнать больше, хотел познакомиться с другими книгами, стал искать материалы. Хотел посетить те места, где жил этот святой, и вся эта история закончилась тем, что мы перевели автобиографию святителя «Я полюбил страдание» на греческий язык. И как только вышла книга, вся моя жизнь поменялась полностью. Россия, святой Лука и все, что связано с ним, – очень дорого для меня".

В повсеместном почитании святителя Луки греками огромная заслуга принадлежит архимандриту Нектарию, игумену монастыря Преображения Господня Сагмата, создавшему музей в часовне святителя Луки, написавшему книги о нем, организовавшему две международные конференции в Афинах, посвященные святителю Луке.

 По словам отца Нектария, когда для него перевели книгу об этом святом, он был так поражен, что изменилась вся его жизнь - он без остатка посвятил ее распространению знаний о владыке Луке и благотворительной программе «Мост любви» - помощи русским и украинским социально не защищенным детям. Отец Нектарий - единственный в мире исследователь, который сумел побывать практически во всех местах, где жил, работал или отбывал ссылку святитель Лука, то есть изучил всю географию жизненного подвига владыки-хирурга вдоль и поперек. Можно сказать, что он буквально - шаг за шагом - прошел по стопам святителя Луки весь его жизненный путь и знает о нем очень и очень много. И эти знания он несет людям, организуя конференции, участвуя в создании фильмов, издавая книги о святителе Луке. Результат деятельности отца Нектария мы смогли увидеть своими глазами - это всеобщее почитание греками нашего святого.

В маленькой Греции ему посвящено более тридцати храмов. Храм в городе Верия поразил нас своими огромными размерами, архитектурой и внутренним убранством. Ничего подобного нет ни в России, ни в Украине, ни в мире. Во многих храмах Греции каждую неделю совершается молебен святителю Луке. Дни его памяти отмечаются с особой торжественностью при стечении огромного количества верующих. Русскому святому посвящается множество мероприятий, лекций, конференций, радио- и телепередач, статей в газетах и журналах. Иконы святителя Луки, который являет пример подвига и верности Богу, мы встречали повсюду - в монастырях, храмах, домах, магазинах, автомобилях и даже в государственных учреждениях.

Каждый год в течение лета многие греческие приходы организуют паломнические поездки в Крым, а в день памяти святого, 11 июня, около 200-300 паломников прибывают спецрейсом из Греции в Симферополь, где сохранился дом владыки, где в кафедральном соборе в серебряной раке почивают его честные мощи. Не все знают, что эта рака - дар христиан Греции - была изготовлена и доставлена самолетом в Крым в 2001 году - специально к торжествам по случаю 40-летия со дня преставления святителя Луки.

По всей стране издаются и переиздаются книги о жизни и подвиге святителя Луки и его труды, переведенные на греческий язык, изданные в России и других странах. Его автобиографическую книгу «Я полюбил страдания» на греческом языке мы с изумлением нашли сразу в нескольких монастырях на Афоне. Большая заслуга в этом принадлежит именно отцу Нектарию.

Когда отцу Нектарию задали вопрос:
–Какие чудеса лично на Вас произвели самое сильное впечатление? - ответил:
–Чудо, которое произошло с Назаром, учеником нашей Греческой школы в Москве. Мальчик учился в музыкальной школе, играл на фортепиано. Однажды, закрывая тяжелую входную дверь, прищемил два средних пальца левой руки. Травма была серьезная. Врачи констатировали, что концевые фаланги двух пальцев полностью раздроблены. Мать мальчика умоляла врачей  пришить эти фаланги. Но ей говорили, что это невозможно. Провели ампутацию травмированных фаланг. А после операции мать привязала к больной кисти Назара по совету знакомых иконку святителя Луки и молилась ему, просила молиться Назара.

Процесс выздоровления протекал очень быстро. К всеобщему удивлению ампутированные пальцы вдруг начали расти. Через несколько дней фаланги восстановили прежний вид, на них выросли ногти, и нельзя было отличить увечные пальцы от здоровых. Вернувшись после операции в свой родной город, Назар смог участвовать в конкурсе молодых пианистов и занял первое место. Счастливая мама приехала в Симферополь в Троицкий храм и благодарила святителя Луку у его мощей за великое чудо исцеления сына. А потом Назар учился в Москве в музыкальном училище и у нас в школе греческого языка. Так что вот это чудо с человеком, которого мы хорошо знаем.

– Это чудо с Назаром произошло в России. Расскажите, пожалуйста,  о чуде, бывшем в Греции.
Вот одно из греческих чудес, рассказанное родителями ребенка:
–Наш восьмилетний сын неожиданно начал хромать. Мы обратились к специалистам-ортопедам, и они поставили ему диагноз — остеопороз левого бедра. Все три ведущих врача советовали немедленно делать операцию. Мы под свою ответственность забрали ребенка домой и на время запретили ему ходить. Родственники, узнав о нашей беде, принесли в дом икону святого Луки, житие и землю с его могилки, которую они из паломничества привезли в Грецию.

О святом до этого дня мы ничего не знали. После знакомства с житием врача, отец ребенка принял решение на руках отнести сына в Сагматский монастырь в Фивы и положить на ковчег с мощами святителя Луки. В монастыре мальчику дали в благословение частицу мощей святого. Сын попросил нас хотя бы еще на день остаться в обители. Мы провели там и следующий день, читали акафист святому Луке, молитву о болящем, обращенную к нему, были на службе.

Через пять дней мы посетили нашего врача-ортопеда, чтобы сделать последнее обследование перед операцией. Но в кабинете врача мы с удивлением услышали, что операция уже не нужна. Магнитная томография подтвердила явное улучшение состояния здоровья ребенка. 
Вечером сын спросил отца, с которым ночевал в одной комнате в монастыре:
–Папа, скажи мне, а кто был тот дедушка с белой бородой, который приходил к нам ночью?
–Какой дедушка, дитя мое? Никто к нам вчера не приходил.
–Нет, приходил. Ты, папа, наверное, его просто не заметил,— ответил сын и рассказал отцу, что, накануне, вечером в комнату, где они спали, пришел дедушка.

 Вокруг его головы блестели звездочки, образовывая светлый полукруг. Он сел в ногах, потом пододвинулся ближе и стал меня успокаивать. В этот момент я почувствовал холод, как будто на меня подул ветер. Дедушка как будто бы дунул на мою ногу, перекрестил ее, взял ковчег с тумбочки около нашей кровати, а потом ушел. Когда он уходил, опять сделался ветер, и мне стало холодно.
 Благодарим Господа и святителя Луку за великую милость и исцеление нашего сына,— так заканчивается рассказ родителей.
               
  Это текст скопирован с сокращениями по материалам авторского цикла «Аристократ духа» из эфира радиопрограммы «Благовещение».

P.S.Автор Прозы.ру Наталья Вялкина прислала мне ссылку на произведение Галины Пысиной http://www.proza.ru/2013/01/26/547 "Святитель Лука", с которым я не встречался при изучении материалов о Луке. Я принял решение добавить этот эпизод в свое произведение (к сожалению, я не знаю как связаться с автором Галиной Пысиной).Но думаю, что она не будет возражать.

Святитель Лука
Галина Пысина
" Ранение оказалось серьезным.
Я попал после очередного отступления в самое пекло обстрела на Синявинских высотах.
Сначала была поставлена задача: занять высоту и ждать подмогу, которая вот-вот будет. Высоту занимали ни один раз - и вынуждено отходили на прежние рубежи. Подмога так и не пришла.
В прифронтовом госпитале меня освободили от болтавшейся на кожных покровах ступни и отправили для дальнейшего лечения вглубь страны.
В одном из госпиталей я услышал рассказ фронтовика, что есть врач в госпитале города Красноярска, которая выполнила 2-3 операции по формированию культи под протез. Как раз в такой операции сейчас я и нуждался. Шел 1943 год.
Вскоре добился своего: меня доставили в госпиталь к доктору, от которой я так ждал помощи. Доктор после осмотра выполнила операцию по существовавшей методике, и у меня появился шанс, по крайней мере, внешне ничем не отличаться от других таких же молодых  фронтовиков.
Операция  была выполнена, но рана не затягивалась: образовалось нагноение.
- Сегодня в госпиталь приедет врач. Он специалист-хирург гнойной хирургии. Но сейчас он - священник и не занимается медицинской практикой. Он тебя, Коля, посмотрит, посоветует что-то.
- Что я должен сделать?
- У меня просьба. Священнику запрещено заниматься медицинской практикой. Пожалуйста, не говори никому, что он будет тебя смотреть.
Священник пришел в обычном костюме, никаких внешних признаков наличия у него сана не было заметно.
Святой отец попросил медперсонал госпиталя снять повязку и внимательно изучил рану. После этого он сказал, что все сделано правильно и надо ждать улучшения.
- При ухудшения состояния - еще раз пригласить меня.
Я знал, что его к раненым в госпиталь привезли откуда-то с северных районов края.
Первые два дня состояние заметно улучшилось, и я был этому очень рад. На третий день место операционных швов опять нагноилось, поднялась температура. Священника привезли еще раз. Я был крайне огорчен своим состоянием. Мое огорчение не ускользнуло от взгляда священника и хирурга. Суть операции сводилась к тому, что мне укоротили конечность сантиметров на десять, закрепив пяточный сустав как культю на месте среза.
В этот раз под  руководством священника провели хирургическую обработку раны, он наложил повязку из мази, привезенной с собой и напоследок сказал:
- Ты, Коля, будешь жить долго. И ты будешь счастлив.
Больше мы с ним не встречались.
Но предсказания святителя Луки исполнились".

Такими словами в свои 91 год окончил рассказ 18 января 2013 года фронтовик, инвалид войны, участник боев под Ленинградом Николай Андреевич.



––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
*Автором использована информация из открытых источников в интернете:
Сайт имени святого Луки, Святитель Лука Крымский;
Сайт:"Симферопольское благочиние";
"Православное слово Сибири", №2-3, 2002 г.
Автобиография Луки «Я полюбил страдание»;
М.Поповский «Жизнь и житие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого);
Статья С.Варшавского и И.Змойро «Две грани одной судьбы», журнал «Звезда Востока», №4, 1989г.;
В.А.Лисичкин "Крестный путь Святителя Луки: Подлинные документы из архивов КГБ";
Википедия – «Биография. Вклад в науку. Почитание. Память об архиепископе Луке»;
Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ»,т.2.ч.3.гл.10
"Аристократ духа".Авторский цикл из эфира радиопрограмм «Благовещение»;
"Древо" (открытая православная энциклопедия)
Галина Пысина "Святитель Лука"