Мистические практики. Часть 2

Андрос Ирэн
Что происходит с духовным климатом нашей планеты в XXI столетии? Уже несколько десятилетий ученые и исследователи духовных феноменов ломают над этим головы, в то время как возрождение интереса к религиозно-мистическим исканиям прошлого, возникновение новых религиозно-философских учений, религиозных движений, духовных групп и необычных мистических школ продолжают вносить свежую струю в духовную атмосферу нашего времени. Религиозный ренессанс, настоящий взрыв культов Нового времени (их также называют нетрадиционными, внеконфессиональными, альтернативными религиями) – ярчайшая особенность последних десятилетий.
Существует особый вселенский закон, управляющий чередой даваемых человечеству учений. «Какими бы путями человек ко мне ни приближался, на всех путях встречу его». Существующие религии можно сравнить со зданиями различных архитектурных стилей. Внешний вид и форма здания различны, но каждое имеет фундамент, несущие конструкции и крышу. Так же и многие религии, поражающие обилием обрядов, различным устройством, убранством храмов и многообразием ритуалов, могут иметь сходные составляющие: «фундамент» и «несущие конструкции», представленные в вероучении.
«Фундамент» большинства религий един – это мистический опыт. Мистики и пророки всех времен и народов рассказывают о своем мистическом опыте нередко одними и теми же словами. В них Высшая Реальность предстает как всепонимающее, любящее, наполненное светом и блаженством пространство.
Что касается вероучения, то и здесь основными «несущими конструкциями» часто являются единые принципы. Устройство внешнего и внутреннего мира человека, пути, ведущие к Богу и спасению, обладают общими чертами. Многие религии признают в качестве единственного пути к Богу путь отказа от своих эгоистических устремлений, путь любви. Если рассмотреть главные принципы этики основных направлений христианства, индуизма, даосизма, буддизма и других религий, окажется, что все они так или иначе дополняют друг друга. Новый Завет говорит, что «Бог есть любовь»; санскритские сутры признают Бога «источником всех знаний и всякой любви»; даосизм отмечает, что «Дао – существо нежное»; а Коран утверждает: «Аллах Милостив, Милосерден». Это подразумевает, что в истоках бытия находится Божественная Любовь и приблизиться к Богу можно, развивая в себе совершенное сострадание ко всем живым существам, совершенную любовь.
Сходство основных религиозных моральных предписаний «не убий», «не укради» и т.д. приводит к тому, что многие философы, богословы и религиоведы начинают говорить о единой мировой этике, космической этике, в той или иной степени представленной в моральном своде той или иной религиозной традиции. Того же, кто отвергает все религии, кроме собственной, религиозный реформатор XX столетия Свами Вивекананда сравнивал с собакой, не узнающей любимого хозяина, переодевшегося в другую одежду.
Ибн Араби считал, что все религии – от примитивного идолопоклонства до строгого единобожия, - если их правильно рассмотреть содержат веру в Аллаха и, как ручейки, впадают в реку всеобщей религии. Каждый объект поклонения в каждой конкретной религии раскрывает какую-нибудь одну или несколько черт Божественной реальности. Поэтому бессмысленно для верующего отрицать догматы другой веры и бороться с иноверием.
«Люди выработали различные верования в Бога, а я охватываю взором их все,  - говорил Ибн Араби в «Меканских откровениях». – Глаз верующего различает лишь истину своей веры. Тот, кто привязывает Бога к определенной вере, отрицает Его в любой вере, отличной от той, с которой он Его связал, но тот, кто освобождает Бога от подобной привязи, вовсе не отрицает Его, а утверждает Его в каждом обличье, в которое Бог превращается». Такого освобождения Бога добивается суфий в состоянии фана – исчезновения в Боге. Всякий верующий прав в своей вере, но ошибается, утверждая, что поклоняется Богу в Его полноте. Такая полнота веры дана лишь обладателям сокровенного знания, чьи сердца способны принять любую, самую неожиданную форму религии, в которой Господь пожелает раскрыть свои тайны.
Индийский святой Бабаджи проповедовал санатана дхарму – «вечную религию», которая является источником всех религий. Санатана дхарма – это духовная суть Вселенной. Основатели различных религий касались этой сути и называли ее Дао, Брахманом, Аллахом, Матерью – Ясным Светом. Бабаджи говорил, что все религии ведут к одной и той же цели и похожи на реки, впадающие в один бесконечный океан, - санатана дхарму. Санатана дхарма не имеет никаких ритуалов, и в ней только три принципа – истина, простота, любовь – которые являются основой всех религий.
Мистики предложили воспринимать все ситуации как учебные. Любая ситуация, в которой оказывается человек, в той или иной степени его меняет (даже если он не осознает этого). В том случае, если человек это осознает, он извлекает из каждой ситуации гораздо больше пользы и его развитие идет быстрее. Чем более сложной, трудной или неблагоприятной является ситуация, тем большему в ней можно научиться. Между эзотериками никогда не было разногласий, хотя они принадлежали к различным эзотерическим традициям.
Древнейшие из известных ныне возникли примерно 7-10 тыс. лет назад. В джайнизме, индуизме (кашмирский шаваизм, традиция восемнадцати махасиддхов и отдельные школы индуистской тантры  йоги), в буддизме (ваджраяна, шесть йог Наропы, дзогчен), в даосизме («внутренняя» алхимия), в иудаизме (хасидизм, каббала), в христианстве (в православии – исихазм; в католичестве – последователи Игнатия Лойолы и малабарские христиане), в исламе (многие суфийские ордена).
Современное богоискательство проявляет себя на всех континентах в разнообразных формах, его пестрота фантастична. Эта «эпидемия» нетрадиционной религиозности, с одной стороны, вызывает нападки и критику, с другой – находит немалое число приверженцев и почитателей. Ныне с мировыми религиями – христианством, исламом и буддизмом – соседствуют около 30 тыс. иных религиозных учений и культов.
Фундаментальными основаниями буддизма являются «четыре благородные истины». В кратком изложении они выглядят так:
1. Земная жизнь полна страданий от непрерывных рождений и смертей.
2. Страдания имеют причину. Она заключается в жажде чувственной, материальной жизни, заставляющей человека рождаться в мире страданий вновь и вновь.
3. Существует возможность прекращения страданий благодаря просветлению и отрешению от жажды чувственной, материальной жизни.
4. Существует практический восьмеричный путь достижения просветления, освобождения от жажды материальной жизни и достижения высшего состояния бытия – нирваны. Ступени этого пути: правильное распознавание, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильный труд, правильная самодисциплина, правильное сосредоточение и озарение (самадхи).
Учение Будды в первоначальном, чистом виде не является религией, так как исходит не из религиозных положений, а из философских постулатов и личного духовного опыта его основателя. Поэтому настоящий буддизм правильнее считать этико-философским учением, или, как иногда еще говорят, духовным Учением Жизни, хотя позже появились и чисто религиозные версии буддизма. Этические идеи Будды опираются на мощную философскую платформу, краеугольными краями которой являются следующие положения:
- Отрицание Бога как некоего личного существа, сотворившего и управляющего миром.
- Признание всеобщего закона причинности, который определяет все явления и процессы в материальном и духовном мирах, поскольку существование всего в мире обусловлено предшествующими причинами. Закон кармы – один из аспектов этой теории.
- Убеждение в существовании высших миров как особых состояний космического бытия. Нирвана – олицетворение наивысших из этих состояний.
- Теория всеобщей изменчивости, согласно которой в природе не существует ничего постоянного и неизменного. Все вещи подвержены определенным преобразованиям в зависимости от тех или иных причин.
- Отрицание неизменности души. Буддисты признают активную жизнь сознания человека после его биологической смерти и теорию перевоплощения. Перевоплощению подлежит не личная душа, а сверхличный поток духовной энергии, в котором формируется относительно устойчивые (на одну жизнь) комбинации дхарм или скандх (психоэнергетических элементов). Человек воспринимается в буддизме как духовная индивидуальность, сформировавшаяся в результате многочисленных существований в виде отдельных личностей в прошлых воплощениях. При каждом новом рождении индивидуальность проявляется в земном мире лишь частично.
- В буддизме признаются чувственные, рациональные и иррациональные методы познания.
- Высшие духовные цели человека: освобождение от невежества, преодоление страданий и привязанности к земному бытию, достижение нирваны и бескорыстная помощь другим страдающим существам. Реализации этих целей, в конечном счете, и была подчинена жизнь буддийской общины. В позднем буддизме выделяют около 30 школ. Важнейшие направления буддизма как этико-философского и религиозного учения: махаяна –«Большая колесница» (или так называемый Северный буддизм, хинаяна – «Малая колесница» (или так называемый Южный буддизм), ваджраяна – «Алмазная колесница».
Национальные разновидности буддизма: ламаизм, чань-буддизм, дзен-буддизм.
 Без сведений о новых религиях, вновь появляющихся пророках и святых представление о духовных исканиях человечества было бы неполным.
Движение бахаев, зародившись в недрах ислама, вскоре ощутило, что рамки старой конфессии тесны для новой веры, и создало самостоятельную религию. Религия бахаев была достаточно революционной не только по отношению к шиитскому направлению ислама, из которого она вышла, но и по отношению ко многим традиционным конфессиям. Она утверждала, что каждая новая религиозная истина обязательно ведет к прогрессу, и провозглашала необходимость объединения человечества. «Земля – единая страна, все люди – ее граждане. Пусть гордится не тот, кто любит свою страну, но тот, кто любит весь человеческий род», - учил Баха-Улла.
Объединение всего человечества, сближение всех религий, освобождение женщин, борьба против промышленного порабощения – эти принципы делают религию бахаев все более популярной в мире. Бахаи считают, что раньше духовенство было необходимо прежде всего из-за низкого уровня грамотности, так как верующие нуждались в религиозном обучении и только священники могли совершать ритуалы и проводить церемонии. Теперь же образование стало практически всеобщим, каждый способен самостоятельно изучать Священное Писание. Тот, кто хочет быть бахаем, должен неустанно стремиться к истине, не ограничивая поиски материальной стороной, а постоянно работая над пробуждением своих духовных сил. Ныне религия бахаев распространена более чем в 200 странах, в том числе и в России.
Весной 1996 г. Центр обществ сознания Кришны в России сделал интересное заявление. В нем в частности говорится: « Мы пользуемся случаем засвидетельствовать свое почтение традиционным для России религиям, огромные заслуги которых перед народом мы с благодарностью признаем. Мы официально заявляем, что нашим целям не соответствует противопоставление Русской Православной Церкви или другим религиям.
В отличие от новых религиозных движений и групп, которые зачастую оправдывают свое существование мнимой необходимостью изменить или улучшить традиционные религии, мы не считаем, что последние нуждаются в такого рода улучшениях и изменениях. Мы не считаем, что известные расхождения между различными Писаниями свидетельствует о том, что одни из них истинные, а другие – нет. Мы считаем, что одному Господу известно, почему Он дал разным народам в разные времена разные Писания. Мы считаем, что изначальные Священные Писания, такие как Ветхий и Новый Заветы, Коран, «Бхагавадгита», являют собой основы мировой культуры, и каждый образованный человек, независимо от своих убеждений и вероисповедания, должен их знать – это только обогатит его мировосприятие…
Безоговорочно признавая данную человеку Богом свободу выбора и право каждого гражданина России следовать той религиозной традиции, которая больше вдохновляет его на служение Богу и Отечеству, мы тем не менее считаем, что человек, сознательно давший обеты верности одной религиозной традиции, не должен нарушать их, переходя в другую..."
Шри Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) так говорил о Боге: «Сущность одна. Она носит разные имена. И все ищут одну и ту же Сущность, меняются только климат и имя…Пусть каждый следует своей дорогой. Если он искренне, страстно желает познать Бога, пусть не тревожится. Он достигнет Его…» Шри Рамакришна учил, что истинная религия заключается не в словах, не в тех или иных обрядах. Истинная религия – в достижении непосредственной связи души человека с Богом. Что бы люди ни слышали о Боге, какие бы обряды ни выполняли, принести внутреннее удовлетворение может лишь одно – личный опыт богопознания, и этот опыт доступен каждому. Стремление к богопознанию Рамакришна призывал сочетать с деятельностью, направленной на служение людям, на благо человечества. Выполнять мирские обязанности с любовью и милосердием, бескорыстием и самоотдачей, с тем же рвением, с каким люди стремятся к Богу. Каждому живому существу, каждому человеку присуще Божественное начало. Любой в своей истинной сущности чист и совершенен. А мир, в котором живут люди, только ширма, за которой скрывается подлинная действительность. Всякое доброе начинание, всякая добрая мысль как бы раздвигает эту ширму, приоткрывая истинное.
Шри Йогананда основал общество Самореализации и учредил Церковь Всех Религий, где до сих пор практикуется крийя-йога – древняя практика ускорения эволюции человека. «Все религиозные методы прямо или косвенно предписывают контроль, управление и возвращение назад жизненной силы». И библейский пророк Илия, и Иисус Христос, и апостол Павел, а также суфийский мистик и поэт Кабир и другие известные пророки, утверждает Ананда, «были мастерами использования крийи или подобной ей техники».
Шри Ауробиндо и Мать Мирра основали город будущего в окрестностях Пондишери в Индии. Хартия Ауровиля (на 16 языках) объявила этот город местом практических и духовных исследований, нацеленных на живое воплощение подлинного человеческого единства.
Мистики всегда хранили свои знания в тайне, поскольку, если их неверно понять или неправильно использовать, можно навредить себе, и окружающим.
Нередко эзотерикой называют пророчества о будущем Земли, таинственные легенды о далеком прошлом. Подобные истории часто содержат миф о непрерывной тайной войне «белого» и «черного» начал. Такие теории обычно приводят к поискам темных сил вокруг себя. Подобные учения иногда называют мезотерикой, т.е. срединным учением между обычными знаниями – экзотерическими и эзотерикой. Наиболее видными представителями этого направления являются основательница теософского движения Е.П. Блаватская, родоначальник антропософии Рудольф Штайнер, создатели учения Живая Этика (Агни Йога) Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих.
Согласно теософии судьбу человека определяют три силы человеческого сознания: сила воли, сила мысли и сила действия. Важнейшими из этих сил являются силы мысли. Нить мысли вплетается в нравственные качества человека, которые в своей совокупности образуют характер. Сила воли выражается через желания. Воля создает благоприятные случаи и привлекает желаемое. Нить судьбы прядется силой действия. Она вносит в жизнь человека внешнее благополучие или бедствие.
Марк и Элизабет Профет организовали в штате Монтана общину Вершинный Маяк, которая сразу же приобрело большую популярность. За 40 лет существования это движение нашло миллионы последователей во всем мире, в том числе в нашей стране.
Последователи Вершинного Маяка считают, что учения великих Мастеров и учителей древности в основе своей равнозначны друг другу. Если заглянуть за форму изложения, суть их учений едина. Они утверждают, что все сыны и дочери Бога имеют равную возможность реализовать свою бессмертную сущность и вознестись к Богу, как это сделал Иисус Христос. Он никогда не претендовал на исключительность своего положения во Вселенной. Пессимистический взгляд на будущее, лишающий человека воссоединения с Богом, как утверждают члены Вершинного Маяка вслед за Вознесенными Мастерами, очень опасен, ибо он противоречит законам развития Вселенной и может привести к гибели всей планеты.
Оригинальный мыслитель, русский мистик Георгий Иванович Гурджиев, широко известный на Западе и практически забытый до последнего времени в России, считается одной из самых необычных и загадочных фигур XX столетия. Необычайно одаренный и талантливый человек, неутомимый исследователь области чудесного, блестящий оратор, поразительно тонкий психолог, великий мистификатор – вот лишь некоторые грани его натуры. Гурджиев воспринимал жизнь как гимнастический зал, где нужно использовать каждое усилие, каждую ситуацию, любое препятствие для своего развития. А если жизнь предоставила недостаточно учебных ситуаций, он умело создавал их сам.
 Разочарование в науке, мире материального, ценностях нынешнего общества естественным образом ведет к иным источникам знания и нравственных норм. Традиционные религии не всегда способны удовлетворить духовные запросы современного человека. По мнению многих, человечество выросло, оно уже не способно всерьез воспринимать мифы и «обрядоверие». Поэтому распространение получили идеи о самосовершенствовании человека, выявлении его скрытых от науки, по сути своей сверхъестественных возможностей. Заговорили о пробуждении в человеке духовной сердцевины, некоего «высшего Я», изменении состояния человеческого сознания и собственно личности. Путем обретения «тайных сил» в самом себе и «тайного знания», зашифрованного в писаниях древности, человек может фактически превратиться в новую личность. Переход всего человечества в новое качество рассматривается как характерная черта наступающей эпохи.
Век свободы совести открыл возможности для пропаганды любых религиозных воззрений. Потеря популярности традиционных религий, научных знаний, недоступность для большинства интересующихся сложных построений эзотериков вызвали волну новых религиозных движений (НДР). Причина их распространения нередко заключается лишь в более доступной и интересной форме подачи своих взглядов. Нынешний человек, подчас мечущийся в надежде найти новую духовную опору в ненадежном мире, склонен сопоставлять несопоставимое: скажем, Коран – с дешевым альбомом, упрощенно излагающим основы некого модного учения. Порой люди, толерантные к любой вере, хотят в поисках истины (вернее, удобной для себя истины) попробовать все. Между тем вновь возникающие вероучения нередко подчеркнуто противопоставляют себя окружающему миру. Для них характерно ожидание скорого конца света – и близость эта не кажется столь уж невероятной перед лицом политических и технических катастроф наших дней. Часто НДР претендуют на некую научность или используют упрощенные образы эзотерических знаний. Сплошь и рядом НДР представляют собой замкнутые организации сектантского типа.
«Царство духа» на рубеже тысячелетий представляет собой пестрое, разноцветное полотно. На просторном культурном поле уживаются материалистическая, и идеалистическая философии, и традиционные религии, и противостоящие им новые учения, и древние эзотерические традиции, и построения их нынешних подражателей. Где же истина? Человек современный пришел к тому, что некогда отверг. «Нечто», недоступное самому пытливому научному взору, наверное, существует. Но в тумане, за которым оно сокрыто, научными методами ничего нельзя распознать и доказать. Остается выбирать из множества «истин». Многие мыслители и предсказатели сходятся на том, что мы стоим на пороге больших перемен в мире человеческого духа. Но какими они будут?..

1.Аблеев С.Р. История мировой философии.
2.Вандерхилл Элизабет. Мистики XX века. Энциклопедия.
3.Вивекананда Свами. Афоризмы Патанджали из классической йога-сутры.
4.Ошо. Близость. Доверие к себе и другому. Зрелость. Ответственность быть самим собой. Интуиция. Знание за пределами логики. Радость. Счастье, которое приходит изнутри. Творчество. Высвобождение внутренних сил.
5.Религии мира в 2-х томах
6.Религиоведение.
7.Роллан Ромен. Вселенское Евангелие Вивекананды.
8.Парамханса Йогананда. Сущность Самореализации.
9.Учение Храма. Международный Центр Рерихов.
10.Хисматулин А.А. Суфизм.
11.Человечество. XXI век. Энциклопедия.
12.Шри Ауробиндо. Основы Йоги.