Я попал в учебники!

Габдель Махмут
«Татарчонок» в учебнике

В своем резюме на Прозе ру., я говорил, что включен в учебники литературы. Сделано это было безо всякого усилия с моей стороны (что и невозможно!). Мне просто повезло - как говорят, «в нужное время оказался в нужном месте». Пришли перестроечные времена, регионы получили статус государственной самостоятельности как субъекты Федерации, в связи с этим и соответствующие права.

Мне повезло тем, что я родился и вырос на тюменщине. И что к этому времени успели выйти книги, откуда были замечены два произведения (легенда «Сын своего народа» и рассказ «Татарчонок», а с 2015 года "Земляки" и "Чертово колесо"), и включены в учебники литературы и, конечно же, в хрестоматии Тюменской области и ЯНАО, то есть в двух регионах(!), и произошло это почти в одно время!

Когда я впервые прочитал, как для детей трактуется в учебнике мой рассказ, честно скажу, на глаза навернулись слезы. Это были слезы счастливейшего на свете человека! О чем я мечтать даже не мог, отправляясь в творческий путь…

Вот как преподносится в учебнике «Мифология, фольклор и литература Ямала» мой рассказ «Татарчонок».

Габдель Махмут. «Взрослый мир детскими глазами»
(рассказ «Татарчонок»)

Прочитав рассказ, ты, наверное, обратил внимание, что повествование в нем идет от лица десятилетнего мальчика-татарчонка по имени Ким. В первой главе «Попутчики» рассказано о поездке мальчика на тракторе с двумя женщинами – и взрослые по невнимательности теряют мальчика на дороге. Во второй главе Ким оказывается один в ночном лесу, и мальчик откровенно рассказывает о своем страхе и его преодолении. В третьей главе «Неудачный визит» повествуется о жестокости взрослого. В четвертой главе «Сарафанный» говорится о жестокости детей. В пятой главе «Утешение» Ким рассказывает о хорошей русской семье, которая приютила его ночью, но и она завершается довольно грубой сценой между взрослыми. В шестой главе «Месть» опять говорится о жестокости взрослых – причем жестокости «хороших» и «плохих». Лишь в последней, седьмой главке «Прощание» торжесствует добро - и детей, и взрослых.

Иначе говоря, рассказ посвящен столкновению ребенка с жестоким миром взрослых – так можно определить основную его тему. В рассказе говорится и о неприветливой северной природе, и о глупых проказах детей – но все же жестокость взрослых более всего ранит душу маленького героя.
Попытаемся же разобраться – почему взрослые жестоки?

Уже в первой главе мы многое узнаем о нелегкой судьбе семьи Кима. Все события излагаются через детское восприятие мальчика. Его дед был продкомиссаром после революции, то есть, видимо, участвовал в раскулачивании. Поэтому-то обиженные им люди (или их дети) до сих пор помнят старые обиды и вымещают их на мальчике. Можно понять этих людей – ведь чаще всего раскулачивали трудолюбивых и поэтому зажиточных крестьян. Но мстить ребенку за грехи дедов  и отцов – жестоко. Тем не менее, попутчица-татарка  весьма грубо отзывается о мальчике в разговоре со своей соседкой.

Другая причина жестокости – национальная рознь, которая неистребима у взрослых, а им подражают дети. Именно поэтому Киму достается от соседских мальчишек (видимо, татар) за дружбу с русским парнем Толиком.
Еще одна причина, приводящая к жестокости – равнодушие, эгоизм. Ведь две женщины-татарки, ехавшие вместе с Кимом на тракторе, и не подумали побеспокоиться, не обнаружив мальчика рядом. И кто знает, что произошло бы с десятилетним мальчишкой в ночном, зимнем, морозном лесу, не прояви он решимости и самообладания.
Теперь перейдем ко второй главе – «В ночном лесу».

Бывал ли ты ночью в лесу один? Если нет, то поверь на слово – это очень тревожная обстановка, и не всякий взрослый не потеряет самообладания в этой ситуации. Киму помогает песня: «По дорогам и по взгорьям шла дивизия вперед…» Знаешь ли ты эту песню? Она посвящена победоносному походу Красной Армии на Дальний Восток в годы гражданской войны. Сейчас мало кто поет эту песню, но в 1950-ые годы, когда автор повести был  в возрасте своего героя (а может быть он и о себе пишет), эта песня была еще популярна, школьники той поры ее любили.

Кима ободряет также луна и звездочка на небе. История Анатолия  о звезде является маленькой притчей (вспомни, что такое притча). Смысл ее выражен в одной фразе: «счастлив бывает лишь тот, кто сумел найти свою звезду». Иначе говоря,  человек должен твердо знать цель в жизни, свою путеводную звезду – тогда он не пропадет. И действительно, Ким выходит к селению.

Третья глава «Неудачный визит» - кульминация (вершина) жестокосердия взрослого по отношению к ребенку. Мы опять сталкиваемся здесь с национальными предрассудками. Хозяин дома, в который постучался Ким, отказывает в ночлеге измученному замерзшему мальчику, поскольку когда-то был серьезно обижен татарами.  В дальнейшем мы узнаем, что наказан он был за дело, но даже если бы к нему отнеслись несправедливо – можно ли вымещать обиду на десятилетнем мальчике? Казалось бы, ясно – нельзя, это несправедливо, бессовестно, жестоко. Но, к сожалению, далеко не все понимают это, а если и понимают, то не хотят следовать этому. В этом причина и маленьких несправедливостей, и больших войн. И, видимо, прав маленький Ким, когда, глотая слезы, думает про себя: «Драки и войны придуманы только старшими, потому что злость свою унять не могут, словами убеждать не научились. А мы, дураки, не подозревая сами об этом, подражаем им в наших играх. Старшие, они везде одинаково злы…» Еще более обидно Киму то, что он не научен достойно отвечать взрослому: « Особенно больно, когда обида идет от старших, ведь им дерзить нас не учили».
А тебе не приходилось быть в подобной ситуации?

Четвертая глава играет важную роль в общем замысле рассказа. Это новый поворот в теме жестокости. Она здесь обоюдная – и со стороны детей, и со стороны взрослых. Причина ее – в незнании обычаев, традиций, верований другого народа и, главное, в нежелании знать. Может, и сейчас тебе говорят в школе: «Ты должен быть как все». Но ведь мы все очень разные – как изнутри, так и снаружи! И когда мальчишки смеются над своим сверстником, одетым в халат, а не в привычные штаны – это тоже жестокость. Можно было бы посочувствовать татарскому мальчику Рамилю, одевшему традиционный мусульманский халат*, можно понять и мальчишек, смеявшихся без особой злобы, - но тут опять вмешиваются взрослые и все портят. Старый дед Ахат бабай кричит Киму в глаза такие вещи, за которые взрослые бьют обидчика (если тебе не все понятно в словах старика, учитель должен тебе объяснить). Ким так и поступает, ударив старика удочкой по голове. Можно понять мальчишку, который вступился как мог за честь матери, но как понять «мудрого» старика, говорящего такие вещи ребенку? Оказывается, взрослые могут быть и жестокосерднее, и глупее детей.

Следующая глава «Утешение» действительно приносит мальчику-герою повести долгожданное утешение. После всех злоключений Ким наконец попадает в теплый и гостеприимный дом. Его приветливо встречает русская семья, Ким знакомится со своим сверстником Витей, дети вместе выбирают имя новорожденному и решают назвать его по сибирскому обычаю именем первого гостя – то есть Кимом.

 Одновременно, Ким узнает, что его имя есть аббревиатура (сокращение) названия молодежной организации - Коммунистический Интернационал Молодежи, существовавшей в 1930-ые годы. Обрати внимание на упоминаемые в этой главе исторические и литературные имена (помнишь ли ты, кто такие Ганнибал и Спартак, кто автор романа «Приключения Гекльберри Финна»).

Но завершается эта глава опять-таки неприятно для Кима – взрослые втягивают его в свои конфликты. Хозяин дома решает наказать негостеприимного соседа, выкинувшего Кима в ночь. Мальчику вовсе не хочется с ним встречаться еще раз, но перечить взрослым он не научен.

Шестая глава «Месть» - рассказ о драке взрослых, при которой присутствует ребенок. Киму явно неприятна эта ситуация, он безуспешно пытается разнять взрослых. Но те разбираются между собой, выясняя свои, «взрослые» проблемы. Ким не вполне понимает, но чувствует, что взрослые бывают еще более упрямыми и несговорчивыми, чем дети.

В последней, седьмой главе «Прощание» гармония мира на некоторое время восстанавливается. Приходит утро и исчезают ночные кошмары. Ким благородно дарит своему новому другу душегрейку (обрати внимание, он оставляет скромный подарок еще спящему Вите, именно так надо дарить – без расчета на благодарность).

И взрослые в конце концов тоже оказались на высоте. Дядя Костя догоняет идущего в одиночестве в родное село Кима и подсаживает его в повозку. И в памяти мальчика остается именно хорошее и доброе. Много позже уже взрослый писатель напишет: «…всегда с щемящей сердце грустью буду вспоминать о тех добрых людях, с коими свела меня та вечерняя стылая дорога».

Таким образом, можно сказать, что если темой рассказа является же-стокость, то его идеей – победа добра...

Вопросы для домашнего задания:

1. Что можно сказать о главном герое? Какими качествами он обладает? Подтверди это примерами из текста.
2. В чем причины жестокости взрослых и детей?
3. Почему некоторые крестьяне ненавидели деда Кима?
4. В чем драма жизни самого Кима?
5. Как ты думаешь – была ли Красная Армия действительно такой, как о ней пелось в песнях?
6. Как ты думаешь – можно ли побороть национальную рознь между людьми?
7. Прав ли Ким, когда говорит, что во всех бедах виноваты взрослые?
8. Могут ли дети сами, без влияния взрослых, совершать плохие поступки?
9. Как ты думаешь, что чаще побеждает в жизни: добро или зло?

*Здесь составители учебника не пояснили: в халат, или юбку одевают после сунната, обряда обрезания крайней плоти у мальчиков. Автор

Еще о рассказе от коллеги Н. Сергиянской http://www.proza.ru/2014/01/16/975