Игра в писательство - хорошо или плохо?

Любовь Сушко
Игра в писательство - массовая культура в России

Так уж получилось, что  самым интересным элементом массовой культуры у нас в России стала игра в писательство, наверное потому что еще вчера сочинения были основополагающими в старших классах, и выпускные сочинения обязан был писать каждый...


Статистика -вещь упрямая. А она говорит, что среди нас только 10% читателей настоящих, зрителей, писателей настоящих, эта цифра практически не меняется, потому все остальное сообщество, те самые 90%, о которых Вы пишете выше. Кстати, в наших книжных магазинах, подозреваю, и 10% не найдется, увы. Здесь они есть, но искать их приходится долго и упорно.
Но нельзя посмотреть хоккейный матч или любимую программу, если убрать рекламу, просто не покажут, так точно и здесь. Кстати, с рекламой смирились даже бабушки, и нам приходится мириться.
А те, 90%, зачем пишут они? А им хочется почувствовать себя писателями, иллюзия, но приятная.
Кто-то тут так и писал: В школе я ни одного сочинения не написала, а здесь я -писатель. Смешно, глупо, но человек в это верит и играет, фальшиво, плохо, но зато с упоением. В какой-то мере это уровень массовой культуры, к культуре настоящей и творчеству никакого отношения не имеющей..
Но мы можем прочитать тех, кого никогда бы не встретили, если бы не было сайта, вот ради этого и стоит терпеть все остальное..

Это моя рецензия, которая и стала поводом  для того, чтобы  поразмышлять о новом для нас явлении  Массовой культуры, к которому  мы пришли значительно позднее, чем на западе,  потому что книга о массовой культуре на западе издана в пору еще моего студенчества. Там авторы ярко и образно  провели грань между культурой элитарной и массовой.

Для нас это определение было довольно дико, потому что мы-то как раз отталкивались от противоположного – нести  культуру в массы, а тут вдруг выясняется, что  культура может быть массовой, что сами они ее и творят так, как им того хочется и можется.

В этом случае не кухарка к культуре тянется, а наоборот –культура до кухарки и ею самой и  создается.

В заключительной части передачи «Вечерние стихи» мы услышали отрывок  спора между критиком и писателем с одной стороны и  творцами дамского романа с другой, вторые буквально вопили о том, что есть спрос на их романчики, на многое они не претендуют, потому отстаньте от них и не смейте трогать.

Но в бумажной литературе их творения   оказались   не только на разных стеллажах, но и в разных концах зала в громадном магазине, там все-таки книжные шкафы разделены четко, за что продавцам нашим спасибо.

На сайте пока  такого нет, и мы оказались рядом, перемешанные, и  отсюда многие  возгласы читателей о том, что они ничего найти не могут, и кажется даже ничего стоящего и нет.

Порядок все-таки необходим, это конечно понятно, но  для начала надо бы выяснить что такое эта самая массовая культура, откуда она вообще взялась на нашу голову,  (ведь недаром говорят о том, что пишут все, кому не лень), и  зачем она вообще нужна.

А ведь на самом деле все не так сложно, когда у нас появились первые девицы без определенного рода занятий – дочери и  жены, и любовницы парней с деньгами, которым не надо было работать, можно было тусоваться, но  там они  были никем, мы ж привыкли по роду занятий человека определять. Вот им захотелось стать кем-то солидным или просто кем-то..

Появилось две  профессии для бездельниц – модель и писательница. Первые наверное вообще ничего не умели,  ну кроме того, что наряды и драгоценности на себе носить, вторые решили, что они умеют писать. Заметьте, не танцевать в балете, не в опере петь ( певички под фанеру возникли чуть позднее, мне так кажется), а именно писать.

Помню, роман о том, как такая дама что-то там сочиняет, понимает, что это просто жуть, хотя сюжет хороший, и нанимает филологическую даму, чтобы та довела до ума книгу. А та, помирая от голода, все это делает с радостью и отказывается от всех прав. Так появляется шедевр, не самый худший, кстати.

А потом , они видимо решили, что не надо прикасаться к их литературным бриллиантам, сойдет и так, да и не хочется славой с кем-то делиться, и пошло сплошным потоком то, что пошло, а издатели и рады стараться за счет этих самых дам они и черта рогатого выпустят и ангелом назовут.

 Это называлось финансовое сотрудничество, я бы назвала соучастием, но можно и игрой в писательство обозвать, если больше нравится.  От плодов его в любом магазине полки ломятся, а писательниц –то у нас сколько.

Если пару книжек издашь, а потом  еще если на шоу Малахова попадешь и покричишь от души, то и вовсе удача. Кстати, круче, чем  билет СП, потому что тех самых билетов в переходе вязанку купить можно, а тут тебя на всю страну показали и признали, позиционировали, как современную писательницу.

Можно отправиться и в еще одну всенародную передачу, особенно, когда штампа в паспорте нет, тебя ж еще на всю страну и женят, замуж выдадут, и снова попросят стишок почитать три  старушки-лягушки. А там и дед Мороз подоспеет на роль жениха.

И пусть идут лесом все критики, когда тебя  Гузеева или Малахов признали, большего и не надо.

Первая, кстати,  и обхамить может так, что и не снилось, но это все равно слава, потому что все, что не некролог  - для массовых наших, это уже реклама.

И к ним подтянулись не такие богатыре и ленивые, кому и замуж не надо, и к Малахову не зовут,  но те, кто понимает, что писательство – это круто, это что-то, это возможность хоть что-то сказать, коряво, плохо, косноязычно, но сказать. Тусовка уже в социальные сети перекинулась, потому что на всех клубов не хватит, да и фейс-контроль там, а тут свободно. Да и к творчеству приближены.

Наша массовая культура родилась не на пустом месте, а из желания не прикладывая усилий, быть кем-то, или казаться кем-то.

Плохо это или хорошо? Это реальность, с которой надо и мириться, но с бочке с дегтем есть и ложка меда.

Все прекрасно понимают, что короля играет свита, писателей чуть больше, чем королей, но не больше 10% точно, и им просто необходима эта свита.
Всегда смешно, когда они кричат, борются, запрещают эту самую массовую культуру. Но ведь это рубить сук, на котором сидишь.

Когда жена поэта сетует на то, что он изменяет, он ей отвечает: « Любимая, а как же я узнаю, что в мире нет прекраснее тебя». А как узнает талант, что он талан, если не будет всей этой братии? Разве не в сравнении все познается?

Опять же психологи советуют найти того, кому еще хуже, чем тебе, и сразу станет легче. Потому  все, что есть в природе, и в творчестве, оно для чего-то нужно, ничего не создается просто так.

Мы хотели  в прошлом веке поднять человека до уровня культуры, как старались, не получилось или получилось плохо. Тогда стало понятно, что надо идти другим путем- он называется –массовая культура, когда человек сам творит то, что может. Трудно сказать, что там на финише,  но  от этого не откреститься и отмахнуться. А если нельзя изменить обстоятельства, то может быть свое отношение к ним изменить?

Люди заняты делом, они что-то пишут, как-то само выражаются.
Игра в писательство, говорите, но когда люди изобрели  шахматы., они постарались  свою агрессию на поле сражения перевести в мирное русло.

Думаю, заслуга всех создателей сайтов в том, что они смогли как-то организовать даже не писателей, за что им отдельное спасибо, а именно тех, кто понятия не имел, чем заняться.

Как это получилось, по-разному, конечно, но массовая культура - это не так плохо и не так страшно, как нам когда-то идеологи объясняли. И это все-таки культура, пусть и немного не такая как хочется…Или иллюзия культуры, а куда без иллюзий

Удачи и вдохновения всем, всем, всем, кто что-то и как-то пишет