Смоленские пушки артефакты войны 1812 года

Валерий Ермыкин
Проверю свою версию истории с помощью артефактов - пяти старинных пушек, хранящихся в г. Смоленске. Конечно, исследование было бы более полным, если бы рассмотреть и пушки, хранящиеся в музеях Бородинского поля и Московского кремля, но как говорится, чем богаты – тем и рады.
Многие читатели, особенно историки, наверное, потирают руки от удовольствия и ждут «как с треском провалится моя версия». Одно дело, когда оперируешь с цифрами - датами, а тут реальные предметы, прошедшие проверку временем. Ну что же, на то она и версия, чтобы ее проверять и дорабатывать. Посмотрим, что написано в Интернете о смоленских пушках.
«У входа в Исторический музей, расположенный по улице Ленина, стоят две бронзовые пушки. Две подобные пушки фланкируют пирамиду монумента Отечественной войны 1812 года в городском парке. Все четыре пушки - боевые, трофейные, шестифунтовые орудия, отбитые у неприятеля в Отечественную войну 1812 года. В ту кампанию наполеоновская артиллерия была вооружена более 1300 пушками и гаубицами - бронзовыми гладкоствольными орудиями на деревянных лафетах с подъемным механизмом, заряжавшимися с дула сплошными ядрами и стрелявшими на 1500-1600 шагов. Это была разнообразная по калибрам и своему «национальному составу» артиллерия. В нее входили французские, прусские, австрийские, саксонские, польские, вюртембергские орудия. Среди наших смоленских пушек есть одна французская (стоит в парке слева от памятника 1812 года). Она отмечена монограммой Наполеона в лавровом венке. Каждая такая французская пушка имела свое имя, выгравированное на чеканной ленте - на дульной части орудия. Нашу пушку, отлитую в 1806 году в Турине мастером Букеро, «зовут» Лисандр. Это имя спартанского военачальника конца V века до н.э. Чаще всего пушкам давали имена, подчас - причудливые, а иногда совсем странные. В конце XVIII - начале XIX вв. пушки не только имели имена, но и украшались гербами, монограммами, девизами. Как можно было уступить неприятелю орудие, на котором начертано: «Не уступаю никому» или «За Славу и Родину»?! Чтобы не испытывать бесчестья, отступающие части зарывали артиллерийские орудия в землю или затопляли их. Вот и пушки, которые потом поставили в Смоленском парке – тогдашнем Лопатинском саду, найдены много лет спустя после французского нашествия - в 1856 году при строительстве Смоленской мужской гимназии. При чем обе они были французскими, но как «звали» вторую, мы не знаем. Говорят, что она пропала в период фашистской оккупации. А нынешняя подруга Лисандра - прусская пушка - появилась в Смоленске в 1962 году. Отлито это орудие в 1782 году в Бреслау. На дульной части помещен прусский герб - одноглавый орел с мечом в одной лапе и перунами в другой. Над орлом корона и девиз по-латыни: «За Славу и Родину». А в казенной части под многозначительным девизом «Последний довод короля» (так он звучит в переводе с латыни) можно увидеть инициалы Фридриха Вильгельма, увенчанные короной».
«И вот в 1962 году - к 150-летнему юбилею Отечественной войны - из музеев Московского Кремля Смоленскому были переданы сначала во временное хранение, а с 1976 года в дар - три прусские пушки. Они заняли своё место: одна в городском парке, две другие у входа в Исторический музей (обе они отлиты в Бреслау в 1782 и 1802 г.г.)».
«Среди реликвий Смоленского Государственного музея-заповедника находится уникальный экспонат - русская пушка начала XVIII века. На ней - российский герб (двуглавый орел) и царская корона на верхней части ствола. На пушке не указан год ее выпуска, но имеется вензель царицы Анны Иоанновны - дочери брата Петра I, которая царствовала на Руси с 1730 по 1740 год. Значит, и орудие было вылито в годы ее царствования. На левой цапфе (опоре на лафет) выцарапан вес пушки - 178 пудов, что соответствует примерно 2848 кг: пушку возили 15 лошадей. Из-за своей тяжести она была малоподвижной и использовалась как осадная - для осады крепостей, городов... или крепостная для защиты крепостей, портов, городов. Наша пушка по нынешней квалификации соответствует 152-миллиметровой гаубице периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Пушка гладкоствольная, заряжали ее через дуло. Вначале засыпался порох, затем закидывалось ядро, и все это прижималось пыжом. Как известно, фашисты во время Великой Отечественной войны вывозили из оккупированных районов металл, особенно цветной. Эта пушка, изготовленная из бронзы, также была увезена в Германию. Откуда - неизвестно. Освобождая Европу, наши войска старались возвратить ценности, увезенные из нашей страны. Так пушка попала в город Пушкин Ленинградской области, откуда в 1947 году ее привезли в Смоленск в музей. В Смоленске пушку установили на Соборном холме у здания бывшей церкви Иоанна Предтечи постройки 1703 года, где был открыт Музей истории досоветского периода. В 1961 году Музей истории был переведен на улицу Ленина, где он располагается и сейчас. Сюда же привезли пушку и установили ее у входа в музей. В 1987 году, когда была открыта экспозиция в башне Громовой, что у входа в Сквер Памяти Героев, пушку установили на площадке и у башни. В 1990 году в связи с установкой памятника Федору Коню, пушку пришлось убрать от башни Громовой и временно разместить на площадке с боевой техникой музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», где она находится и сейчас».

Будем проверять выводы, которые за нас делают историки и делать свои умозаключения на основе логики. Итак, у нас в Смоленске хранится орудие с вензелем Анны Иоанновны – «AI». О времени изготовления орудия ничего на орудии не написано. Время изготовления орудия датируется лишь на основании времени царствования Анны Иоанновны 1730-1740 год. По моей версии «AI» означает Император Алексей. «Алексей Михайлович Тишайший (19 (29) марта 1629 — 29 января (8 февраля) 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 — 29 января 1676)».
Император Алексей вступил на трон в 1645 + 134 = 1779 г. 1779 -1740 = 39 лет. Так что орудие как минимум на 40 лет младше, чем о нем думают историки. Наверняка, оно использовалось в войну 1812 года. Когда орудие было в свободном доступе, по нему вместо бревна проходило не одно поколение смолян, среди которых был и я. А, судя по его нынешнему состоянию, орудие не такое и старое: моя версия об изготовлении орудия выглядит предпочтительней.

В 1962 году в Смоленск привезли 3 наполеоновские пушки. На поверку они оказались прусскими. Из каких соображений выбраны были именно прусские, а не французские пушки судить сложно. По-моему мнению, они были в отличном состоянии, и их было много – не жалко было отдавать. 

Широкорад А.Б. Бог войны 1812 года: артиллерия в Отечественной войне: «На дульной части прусских пушек помещен герб — прусский одноглавый орел с мечом в одной лапе и с перунами в другой. Над орлом корона и девиз «Pro Gloria et Patria» («За Славу и Родину»). В казенной части — монограмма короля Фридриха II, над которой девиз «Ultime ratio Regis» — «Последний довод короля»».

Надписи на прусских пушках: 
1. В Лопатинском саду.
В казенной части пушки - монограмма Фридриха – «FR», над которой девиз «Ultime ratio Regis». На дульной части помещен одноглавый орел с мечом в одной лапе и с перунами в другой. Над орлом корона и девиз «Pro Gloria et Patria». Меч в правой лапе, но у левого крыла. На торце казенной части отштампованы буквы, цифры и знаки от края к центру
W:8.C:       52.PF
NO:    100
M. (или :)
1782 
Спереди на торце дула отштампованы цифры 26

2. На улице Ленина.
В казенной части пушки - монограмма Фридриха – «FR», над которой девиз «Ultime ratio Regis». Выше монограммы отштамповано  № 30 и чуть выше А.
На дульной части помещен одноглавый орел с мечом в одной лапе и с перунами в другой. Над орлом корона и девиз «Pro Gloria et Patria». Меч в правой лапе, но у левого крыла. На торце казенной части отштампованы буквы, цифры и знаки от края к центру
W:8.C:       45.PF
NO:    148
1782 
M.
Спереди на торце дула отштампованы цифры    5.  10 . Между ними чуть выше  значок похожий на букву «Н», но поперечная линия продлена влево вверх, вправо вниз (*).

3. На улице Ленина. В казенной части пушки - монограмма Фридриха Вильгельма – «FRW», над которой девиз «Ultime ratio Regis». На дульной части помещен одноглавый орел с мечом в одной лапе и с перунами в другой. Над орлом корона и девиз «Pro Gloria et Patria». Меч в правой лапе, и у правого крыла. На торце казенной части отштампованы буквы, цифры и знаки от края к центру
W•8•C.       33.  знак (*)
6 знак (*)      № 64         
BRESI       1802

В Пруссии 1 центнер соответствовал 3 русским пудам, 3 х 16 = 48 кг.
«W•8•C» означала вес пушки 8 центнеров или 8 х 48 = 384 кг.

На пушке 1802 г. написано «BRESI» - которое историки расшифровывают как Бреслау.
«Вроцлав, старое русское название — Бреславль. нем. Бреслау — историческая столица Силезии, город на правах повята, один из самых крупных (четвёртый по населению в Польше после Варшавы,  Лодзи и Кракова) и самых старых городов Польши, расположенный на обоих берегах среднего течения Одры, на Силезской низменности».

Но, почему Бреслау, надпись можно расшифровать и Брест (белорусский или французский). Если окажется, что пушки были изготовлены во французском Бресте, тогда историкам будет трудно объяснить, почему на них вместо буквы «N» - «FRW».
Букву «М» на двух пушках я перевожу как Москва, очевидно надписи означают место приписки данных пушек, о чем косвенно свидетельствуют и номера пушек «№». Штамповка на торце дула «26» на одной из пушек, и штамповка на казенной части другой пушки «№ 30 А» свидетельствуют о том, что при изготовлении пушек на них при литье были нанесены лишь герб и монограммы. Остальные надписи нанесены в позднее время, в том числе и год изготовления пушек.
В Лопатинском саду привлекают собой лафеты для пушек. Изготовлены были в 1873 году, и стоит буква «N».
Вот как поясняют в Интернете: «Броский вензель на лафете многих сбивает с толку: и действительно, логично предположить, что пушка относится к трофеям, захваченным у наполеоновских войск. Логично, но неверно: это вензель российского императора Николая, о чем можно догадаться, проявив внимание и разглядев среди узоров российскую символику».

«Рядом с памятником защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года в 1873 году были установлены две французские пушки, найденные при устройстве здания мужской классической гимназии (ныне гимназия имени Пржевальского). Их установили на лафетах, отлитых Брянским арсеналом и подаренных Смоленску. Оружейники сделали на них памятные надписи: «1873 год. Сооружён чинами Брянского арсенала при содействии генералов Баранцева, Годолина и Шпаковского». Во время Великой Отечественной войны обе пушки были вывезены фашистами. Одну из них советские воины вернули. Пушка, стоявшая с северной стороны от памятника, не найдена. На ее месте установлена другая».

Вообще-то странно, почему на лафетах воспроизведены буквы «N». К 1873 году по традиционной истории Николай 1 уже умер, а Николай 2 еще не стал императором.
Можно предположить, что лафеты были изготовлены как копии французских, где «N» означает  - Наполеон. Но, герб Наполеона – орел, смотрящий влево, а не вправо как на лафете и почему на лафете изображен владимирский лев. Объяснить появление льва вместе с орлом можно только тем, что Россия была покорена, о чем я пытаюсь в своих статьях достучаться до читателей.

Теперь по поводу французской пушки в Лопатинском саду.
Я не совсем понял надпись на французской (итальянской) пушке: примерно она выглядит так «TURIN:PAR BOUQUERO CHFF DF B o.n D;ART LE 12 X1;1806».

В Интернете я нашел информацию:  «Боукверо (Bouquero), литейщик орудий. Т. Ок. 1810. П., В», где Т – Турин, П – Париж, В – Вена.

«Естественно, возник вопрос, куда девать трофейные орудия. Как мы уже знаем, Александр I в рескрипте от 14 ноября 1812 г. собирался из отнятых орудий воздвигнуть увенчанный лаврами столп. Царю не давала покоя воздвигнутая в 1807 г. по приказу Наполеона на Вандомской площади в Париже 44-метровая колонна из металла 1200 орудий, взятых при Аустерлице. Проходимец и льстец Ростопчин уже 20 декабря 1812 г. послал царю три варианта проекта «столпа», который граф предполагал установить на бульваре у Тверских ворот. Предполагаемый из трофейных орудий построить огромный столп «должен превзойти памятник, поставленный Нельсону за его морскую победу. Даже все промежуточные кольца между рядами пушек должны вызвать восторг и удивление; при одном взгляде должна создаваться вся картина величия события… На верхнем ряде пушек (или гаубиц) лежит абака и на ней золотой шар, обнимаемый двуглавым орлом с извивающейся змеей в клюве (эмблема победы над вражеской силой». Графу Ростопчину архитектор Казаков представил и другой проект. Автор предложил соорудить художественную колонну, покрытую аллегорическими фигурами, рисующими стихийное нашествие наполеоновской армии на Россию и быструю гибель этой армии. По проекту Казакова вся колонна и фигуры отливались из бронзы артиллерийских орудий. В конце концов, советники отговорили царя не делать «великолепного столпа» из пушек. Тут и спорность с эстетической точки зрения, а главное, необходимость огромных затрат при том, что десятки русских городов к 1820 г. лежали в руинах, а многие не были восстановлены и через 10 лет. Да и сами трофейные орудия представляли собой ценные исторические памятники. Ведь пушки были в то время не только оружием, но и предметом заботы и гордости королей, правителей, военачальников, надеждой армии и народа. Орудия, особенно XVIII века, украшались фризами, поясками, гербами, изречениями, монограммами. Многие из них имели не только номера, но и имена собственные. И вот, в конце концов, Александр I принял решение не переливать трофейные орудия и не делать «столпов» а-ля Вандомская колонна. В итоге трофейные пушки поместили на каменных постаментах вдоль фасадов кремлевского Арсенала».

«Французская 6-фунтовая пушка была признана главным и самым удачным орудием новой системы XI года. Она отливалась в достаточно больших количествах с 1803 по 1808 год. Бронзовый ствол пушки весом 380 кг имел калибр 96 мм и был лишён декоративно-усиливающих фризов и поясков. На казённой части ствола гравировалась монограмма «N», обрамлённая дубовой и лавровой ветвями под императорской короной. На дульной части в ленточке чеканилось собственное имя пушки. Место и дата изготовления чеканились на торельном поясе».

С этой пушкой не все понятно, с одной стороны надпись с датой отлита вместе с пушкой. С другой стороны на пушке есть ручки для переноски, которых на прусских пушках нет да и надпись видна не отчетливо и полностью не переведена.

В рамках моей версии до 1834 года на пушках не могло стоять арабских цифр. Мое мнение, что пушка была изготовлена позже, например, в 1836 году из переплавленных пушек. Но по одному экземпляру трудно судить.

Вообще с трофеями 1812 года не все гладко.
Из Интернета я узнал, что в Пинске установили фальшивый трофей войны с Наполеоном. Об этом рассказал пинский краевед Вячеслав Ильенков. В городском парке культуры и отдыха издавна стоит пушечный ствол. Рядом с ним установлен большой камень с надписью «Здесь в июле 1812 года русские солдаты под командованием Жевахова И.С. вступили в бой с неприятельским отрядом и захватили пушку - первый в истории Отечественной войны трофей». Как утверждает краевед, во время наполеоновских войн использовались гладкоствольные пушки, которые заряжались с дула. А в парке находится ствол с нарезными каналами и казенной частью. Такие пушки появились лишь во второй половине XIX века. Следовательно, этот трофей ненастоящий. И неизвестно, откуда он взялся.
Без помощи традиционной истории и артефакты не всегда "говорят".