Мои Телевизинные приключения

Белорусское Телевидение шестидесятых, было по сути своей любительским.
Сотрудники, в большинстве, были случайные люди, в основном бывшие актёры-неудачники уволенные из разных театров за профнепригодность( это режиссёрский состав) , а редакторы вообще были безграмотные графоманы, которые правдами и неправдами попали на TV, кто по большому желанию ДОТРОНУТСЯ ДО ЧЕГО-ТО НОВОГО, НЕИЗВЕСТНОГО, кто по блату,  но как в своём большинстве все советские люди, делали то, чего толком не умели и не знали.

Большинство КАДРОВ прошло через школы ВАСИЛИЯ МАРЬЯНОВИЧА ВЕНГЖАНОВСКОГО ( Начальника осветительного цеха) и МИХАИЛА ИВАНОВИЧА  ШАЛАЯ (Начальника декоративно- постановочного цеха) в то время рабочие сцены назывались красивым словом "постановщики".
Народ устраивался на работу на должности осветителя или рабочего сцены, затем, кто мог, заочно учился и в большинстве своём становился профессиональным редактором, режиссёром, телевизионным и кинооператором.
Учились на практике, постигая основы профессии  с низов,пройдя все ступени тарификации и только через 5-6 лет получали наконец высшее образование и профессиональные навыки.
Некоторые из них, в последствии, проявили себя в творчестве.

Где-то до середины семидесятых коллектив студии был "пожизненно" укомплектован.
Не было никакого движения кадров.Чтобы стать режиссёром или редактором, нужно было дождаться ухода на пенсию или смерти человека, занимающего ту или иную должность.
Изредка менялось  руководство, если тот или другой начальник не устраивал ЦК компартии.
 С точки зрения сегодняшнего обывателя - был ПОЛНЫЙ ЗАСТОЙ, но тем не менее телевидение существовало, не смотря на то,что не  было даже полноценной собственной телепрограммы.
Основной редакцией, считалась "Редакция Теленовостей". Но какие это были новости...
Новости с полей и заводов.
Ни слова о политике и событиях в мире.
Телевидение того времени было игрушкой ЦК партии. Оно так и называлось - идеологическое "оружие" партии.

Свежую струю пытались внести люди пришедшие по распределению из вузов.
В основном выпускники Белорусского Государственного университета,Белорусского театрально-художественного института и некоторое количество выпускников Московского Государственного университета.
Выпускники Московского университета попадали работать в Литературно-драматическую редакцию, которая считалась наиболее творческой и в которой мне довелось проработать почти четверть века.
И именно в этой редакции, в основном вопреки,создавались фильмы и телепостановки, благодаря которым в последствии о Белорусском телевидении узнал весь СССР.
( фильмы - ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ, ТРЕВОЖНОЕ СЧАСТЬЕ, АТЛАНТЫ И КАРИАТИДЫ и мн.др)

Я специально сделал маленький ракурс в историю Белорусского телевидения, потому что именно в таком виде я его застал, придя на работу в канун его десятилетней годовщины и на моих глазах оно росло и развивалось.

На "радость" антисемитам  скажу, что большинство творческих работников создававших Белорусское телевидение и в дальнейшем прославивших его фильмами и телеспектаклями - были лица еврейской национальности.

В начале восьмидесятых руководить телевидением назначили поэта ГЕННАДИЯ БУРАВКИНА, поработавшего до этого собкором газеты "ПРАВДА" по БССР и главным редактором журнала "МАЛАДОСЦЬ".

С его приходом и началась белоруссизация  телевидения.
Появились ВАСИЛИ, ЯЗЭПЫ, НИЧЫПАРЫ, АЛЕСИ (редакторский состав).
Ребята, в основном, выходцы из деревень, поступившие после окончания сельской школы в Белорусский Государственный университет, на белорусское отделение филфака, на который был всегда недобор, и поступить туда не составляло особого труда.
 Не имея никакого жизненного опыта, и не зная что такое телевидение и с чем его едят (они-то и телевизор увидели впервые, приехав в Минск),дипломированные дилетанты заняли должности редакторов, главных редакторов и заведующих отделами. Ребята оказались хваткими и"ушлыми".
Не имея никакого опыта,как делается и снимается телепрограмма, они сообразили  брать себе в соавторы опытного режиссёра (делились с ним гонораром) и режиссёр полностью брал на себя работу редактора и всю программу в целом.
Когда программа оказывалась на приличном уровне, прежде всего хвалили редактора.
Их поощряли, ставили в пример.
Со временем они набирались опыта и через 3-4 года смело заявляли, что режиссёр им вообще не нужен, они умеют всё делать сами.

                *************************

Историю о которой я хочу рассказать произошла со мной в самый разгар Борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Партия и в то время "заботилась" о народе, чтобы он не пил.
 Антиалкогольная борьба была в полном разгаре.Если работник телевидения попадал в подвыпившем состоянии в милицию, то его увольняли с работы не смотря ни на какие заслуги.

В один из дней, в канун ДНЯ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ, мы отмечали в редакции день рождения нашего ответственного секретаря ВАСИЛЯ К.
Накануне ВАСИЛЬ привёз из деревни самогон, да такой крепкий, что прямо обжигал горло.
Выпили мы конечно прилично.
Где-то под вечер, заведующий отдела литературы ЮЗИК С. вспомнил, что его, как поэта, сегодня пригласили в Минскую школу милиции выступить перед курсантами.

- Хлопцы, может кто со мной пойдёт?  - обратился он к нашей подвыпившей компании.
Короче говоря уговорил он нас троих: редактора ВИКТОРА С.  меня, и ещё одного "ШЧЫРОГО" белоруса по имени АЛЕСЬ.

Пока мы шли до школы милиции, почувствовали, что прилично захмелели, но выхода не было. Из чувства солидарности, мы не могли подвести ЮЗИКА отказавшись поддержать его, хотя мысль такая была...
 
Встретил нас полковник, как потом оказалось замполит школы.
Он усадил нас на сцену и представил слушателям кто есть кто.
Зал был битком набит курсантами школы милиции.
Только что закончилась торжественная часть и предстояла встреча с нами - работниками Белорусского телевидения.

ЮЗИК С. был в то время известен, как автор текста песни "ВЕРАСЫ", которая в исполнении ВИКТОРА ВУЯЧИЧА была очень популярна в Советском Союзе.

Юзик держался молодцом. Прочитав свои стихи на бодрой ноте, он предоставил слово мне.
Я чувствовал, что у меня заплетается язык, но "мужественно", как мог рассказал несколько эпизодов из съёмок фильма " АТЛАНТЫ И КАРИАТИДЫ" который мы только что закончили снимать.
Очередь выступать дошла до "ШЧЫРОГО" белоруса АЛЕСЯ. Он вообще, как говорится, не " вязал лыка".
Пошатываясь, он вышел из-за стола и обратился к курсантам:
- Хлопцы,не гледзячы нi на што, я вообщэ-то мiлiцiю паважаю...Асаблiва нашу белaрускую мiлiцiю.
У вас сёння свята, а што делаюць у свята?... Правiльна... У СВЯТА пьюць i гуляюць...
- Хлопцы, вы беларусы i мы беларусы - давйце спяём....
И к моему ужасу запел - РАСПРAГАЙЦЕ ХЛООПЦЫ КОНЕЙ....

Я не знал, что делать. Или подпевать, или "делать ноги".
В зале начался хохот.
Курсанты давно поняли, что мы все "под мухой".
Испуганный замполит понял, что происходит что-то непоправимое.
- Ребята, быстренько сматывайтесь - шепнул он нам,  и желательно через чёрный ход.


Проснувшись утром следующего дня я понял, что мы влипли.
Если замполит позвонит БУРАВКИНУ, то мы вылетим с работы без выходного пособия.
Я схватил телефон и стал звонить ЮЗИКУ, он один мог спасти ситуацию (всё-таки племянник Председателя Верховного Совета, Народного писателя МАКСИМА ТАНКА).

ЮЗИК, не совсем проснувшись, никак не мог сообразить, чего я "дёргаюсь и поднимаю волну".
- Иди на студию и жди меня - сказал он и положил трубку.

Я пришёл на студию одним из первых и нервно курил дожидаясь дальнейшего развития событий.
Где-то через час появился наш "ШЧЫРЫЙ" белорус АЛЕСЬ, который удивил меня своим спокойствием.
Он оказывается ничего и не помнил, что было вчера.
И тут я решил его разыграть.
- Ты знаешь, что нас уволили с работы?
Замполит позвонил Буравкину, что мы пьяные выступали в школе милиции и он нас всех троих уволил.
- Да ты што - удивился АЛЕСЬ.
- Звони ЮЗИКУ, он поправит всю ситуацию.
- Да я звонил, он пока не может до своего дядьки дозвониться.
- Да, ситуация...
Ладно, в таком случае я пошёл домой, а то я совсем не выспался.
Его "олимпийское" спокойствие удивляло, но где-то успокаивало.
Он даже не успел дослушать, что я пошутил, повернулся и ушёл.
Половину дня я был в неведении, чем закончилось наше вчерашнее выступление...

Но замполит школы милиции, на удивление, оказался порядочным человеком и никому не сообщил о курьёзе с нашим выступлением.

После этого случая я больше никогда нигде не выступал.


Рецензии
Мальчики конечно "перебрали".Интересно,а когда случается подобное сейчас - как они "выходят из ситуации"?/конечно,наверное уже никто так не переживает,как вы/:)

Ирина Давыдова 5   26.08.2017 18:24     Заявить о нарушении
Да и сейчас можно вылететь с работы за пьянку.Сам люблю выпивать, но пьяных не люблю.

Михаил Ганкин   27.08.2017 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.