Три дня

Мира Ходжоян
Смбат Ходжоян.

Три дня турки убивали и грабили. Мы же голодали во дворе, продовольствия не было. Вдруг неизвестно откуда привели буйвола, зарезали, раздали мясо женщинам для приготовления пищи. Я тоже голодал, но меня спасали маленькие дети. Они очень боялись аскеров, поэтому их родители просили меня увести детей подальше от них  и  играть с ними. У каждого ребёнка на руках  были конфеты, яблоки, печенье, сахар и т.д. 
Я и тут сообразил, не отказав просьбе женщин, собрал всех детей, разместил во дворе между сваленных телефонов столбами и начал играть с ними. Дети угощали меня кусочками конфеты, печеньем, сахаром, яблоком. Так я дышал и существовал в течение трёх суток.
 
  Во дворе  недалеко от расположения детей лежал один взрослый мальчик, примерно четырнадцати-пятнадцати лет. В это время проходил один аскер, споткнулся около этого мальчика.  Аскер обозлился , штыком винтовки проколол мальчика на смерть. Увидев убитого мальчика, дети разбежались к своим родителям. Я остался один. Мне тоже стало страшно, я не мог узнать, где можно укрыться. Вдруг я заметил маленькую будку, похожую на курятник, побежал, с трудом вполз в курятник. Там, действительно, находились   куры. Они не выходили, потому что была закрыта будка. Через некоторое время я замер, увидев в курятнике конец штыка винтовки турецкого аскера, который хотел поймать кур. 
Я ещё больше прижался к углу курятника, чтобы не задеть штык. Одновременно я помогал выгонять кур из курятника. И так, аскер не заметил меня, ушёл.

  После трёх суток турецкий паша, командующий турецким войском, приказал прекратить убийство и грабёж, а оставшимся в живых армянам и скрывавшимся лицам выйти на свободу и разместиться по своим домам. Аскеры же, не выполняющие приказ, будут казнены вешанием.
 Скрывающиеся люди боялись выходить на улицу. Только после неоднократного предупреждения я со всеми вышел на улицу и направился домой. На улице мы встречали много движущих грузовых автомашин, погруженных убитыми армянами. Их увозили за город.

Магазины города были пустыми и разбитыми.Мы видели вешаных на площади города       двух аскер с наклейкой на груди картона с надписью:
 »За не выполнение приказа Паши.»
 После ухода турецких войск из города Баку мусаватисты продолжали преследовать мужчин-армян. Очень часто на базаре, где скапливалось много людей, делали облавы под разным предлогом, задерживали мужчин-армян, уводили их, заставляли работать, после чего убивали.