Сверхдержава недонауки

Виктор Клёнов
  Сверхдержава недоучек или
Реплика об отечественной науке
                « Мы будем чувствовать себя в несравненно большей безопасности,
Если наше правительство будет вкладывать деньги не в науку,
            а в астрологию и хиромантию» (Курт Воннегут)

Академики предали академию. Академию поставили раком. Банда дворкоменделей готовится сорвать куш за землю и недвижимость, ковальчуки торжествуют. Некоторые ностальгируют: «вот раньше, в советские времена была научная сверхдержава… А была ли?

Количественные показатели АН СССР и отраслевой науки поражают воображение. С таким числом институтов и «научных работников» можно было бы переработать всю Солнечную систему. Но в качественном отношении совнаука была провинциальным «сырьевым придатком». Уже наличие запретных лакун (пусть и презренной вотчине «лириков-гуманитариев», а до того и генетиков с кибернетиками существенно искажало общий вид, попросту не давало выстроить общую «научную картину мира»). Это было нечто расползающееся, пусть и широко. Вот, скажем, расползлись по стране академические филиалы. Но в этих научных центрах какой институт самый приличный? Наверно, институт местного языка литературы и истории, да? (Глупая шутка – эти заведения в постсоветский стали центрами фолькхистори и антироссийского сепаратизма. А про непредсказуемость «исторической науки» в стране устали уже и шутить).

Но какая-то наука есть, была, во всяком случае и без дураков. Часто – это институты геологии и того, что связано с разнообразным сырьем. То есть, наука в совке развивалась для экстенсивного освоения природных богатств: вот нефть найдем, газ, элемент редкий, руду какую-нибудь для индустриализации, правда потом все больше для продажи за границу. А что делать! Ведь «общество трудящихся» прокормить себя не могло, кроме того на освоение подземных кладовых миллионами гнали зэков, а потом соблазняли «романтикой» молодежь – пяток лет пожил в палатках бараках, здоровье потерял, о смене социального строя уже думать не в силах.

То есть вот эта сырьевая направленность и была основой. А на другом полюсе развивалась шарлатанская идеология-философия с добавкой «остро актуальных» дискуссий про то, есть ли жизнь на Марсе и в далеких галактиках. Так, например, работал культовый советский фантаст и доктор наук И.Ефремов. Сначала открываем месторождения, а потом пишем об инопланетянах; голография с динозаврами – это, так, побочные эффекты. Пишу об этом без всякого ехидства, с горечью – коридоры для проявления русского ума были очень узкими. Шаг вправо, шаг влево – скольких умных людей уничтожили просто НИ ЗА ЧТО! Даже древние рабовладельцы подобного себе не могли позволить – какое, уж там к чертям «научное управление обществом»! Но в выбранном примере знаменитый палеонтолог  и писатель был все же продолжателем чьих-то идей. О, это знаменитый «академик Вернадский»! Пример для нашей вилки идеально подходящий: от геохимии сразу к «ноосфере» и соответствующей философии. Был такой роман «Прыжок в ничто», здесь же: Прыжок через Ничто! Зачем еще заморачиваться над тем, что лежит между тем, что под землей и содержится в мозгах – установим прямую связь, а заодно (уже другой гений вырисовывается!) оживим мертвяков и расселим их по Вселенной. Алхимики всех времен и народов – от александрийцев до китайцев – нервно курят опий и кусают локти от зависти:   философский  камень и эликсир бессмертия в одном флаконе!
Как же все это разлагающе действовало на возможности разума свободно мыслить! Оригинальная русская мысль  не успела сложиться и освободиться от мифологической шелухи. И вот вся это белибердяевщина, всеединая софиология, ноосферный космизм и прочая херня были сохранены в качестве ядовитых ростков, приобрели притягательность запретного плода. А потом уж полезло.
Сейчас эти ядовитые квазифилософские сорняки заглушают не только рост русского разума, но и обыкновенный рассудочный здравый смысл при оценке ситуации.

Это не карикатура. Были, конечно, солидные достижения во многих областях. Но советские яйцеголовые часто «микробили»: вот чертеж детали, вот химическая реакция, вот сосудыв для археологической коллекции и еще «что-то там в носу» (с) /А.Райкин/ В итоге толстая докторская диссертация:   всё знаем -- ни хрена не поймем.
Блокировалось развитие важнейших направлений. Без социологии, психологии и теории политики – как управлять обществом. «Не знаем общество, в котором живем» - это же детский сад какой-то с дурдомом. И народ не знает, и элиты не понимают – «советских», уделали как малолетнюю шпану, детей испорченных и самоуверенных. И зачем столько обществововедческих институтов в АН пооткрывали?
В «совке» подрезали и развитие наиболее перспективных областей: кибернетика, компьютеры, роботы и автоматические линии – отставание здесь на порядки и в итоге страна никак не могла  принадлежать к первому миру.

А с химией-биологией и их приложениями и продолжениями. ОВ создали да, кошки прыгали, нюхнув, на несколько метров. Но потом ведь все уничтожать пришлось. А лекарств своих современных НЕТ, да и не очень современных не хватает, а накормить себя не можем, а нефть по огромным «дружбам» на запад и на восток гонится без переработки.

Но «патриоты» опять завопят, что это катастройкой все развалили, а вот де раньше был Атом-Космос. Был. Но какой ценой! Возможности отечественного сельского хозяйства, последние ресурсы, изымаемые из деревни, были брошены в это ненасытное пламя. Но счастья все равно никому не было. Наши умницы-«физики» смогли перебраться из шарашек и бараков в малогабаритные квартиры, но так ли нужно ценить этот подлинный цвет нации. И что могли советские россияне, глупые и жадные правители их  предложить воспитанникам знаменитых физмат-школ интернатов? Кое-что еще есть, но встретить чудом не эмигрировавшего математика скоро будет трудней, чем снежного человека.

Боеголовок наделали тысячи, но разве это помогло избежать поражения Советского Союза в холодной войне с последующей выплатой победителям триллионной дани? И к чему был весь этот милитаризм, когда страна для войны, а наука для производства оружия. То естьо все производилось для гибели-уничтожения. После нескольких десятилетий такой гонки осталось только самоубиться. (Хотя, про «само» можно, конечно, спорить).


Космос – ура! («зато мы делаем ракеты»). Прикольно, конечно, первыми запустить тетку на орбиту, но дальше то что. Против трех наших в космос слетало на порядок больше американок, а еще китаянка с погонами и индуска (последняя сгорела в шаттле – мир её свету). В стране, запустившей первый спутник, пользуются американскими джипиэс навигаторами, как и так, где ничего и никого в космос не запускали.

И долго ли продержатся еще остатки научных достижений при таком то напоре и жоркости правящего ворья – вопрос, скорее риторический. Можно сетовать на присуждение академических степеней кавказским бандитом или на профессорство и кафедру мудака с шубохранилищем, но все это, в общем, детали. Наука в СССР была разрушена как институт и как современная наука, в общем, и не существовала. Во всем мире отдача от вложений в науку сокращается, «республика ученых» терпит сейчас кризис повсеместно, но у нас она давно и надежно была уничтожена. И именно в те времена, когда казалась могучей и способной на великие открытия.
  В обществе   страдания ученых почти не встречают сочувствия. Наукой советских людей заставляли гордиться, а она (по их мнению) не могла дать даже сытости и удовлетворения весьма скромных потребностей. Зачем тогда  и огород городить. Перспектива наступления «нового средневековья», конечно, не вдохновляет, но наука, испорченная в своей основе – это тоже не выход.