Сложение и вычитание

Татьяна Тетерина
Вы, возможно, удивитесь тому, что я не пишу Вам слов приветствия, но я просто не вижу в них смысла. Я не могу сказать Вам «до свиданья», вся моя жизнь – это свидание с Вами. Не могу сказать «здравствуйте», ведь я с Вами никогда не прощаюсь. Вы всегда во мне, я ношу Вас и в горести, и в радости, все оттенки чувств и эмоций делю с Вами. Кто-то скажет, что «здравствуйте» - это так же и пожелание здоровья. Но видит Бог, сколько светлых вещей я желаю Вам ежедневно! Потому прошу Вас не обижаться, все эти письма – лишь продолжение моих мысленных писем Вам, они нескончаемым потоком льются из моего сердца с первого дня нашей встречи. А, возможно, я «писала» их еще до, но просто не знала, что все это принадлежит именно Вам. Представьте два луча, исходящие из одной точки. Эта точка – наше свидание, лучи – цикл писем Вам. Если моя душа вечна, то я верю, она не забывает о самой главной ее обязанности - «писать» Вам.

Я вновь очарована «Бессмертием», очередные строки автора вихрем закружили мои мысли, не знаю, существует возможность, что они унесли меня слишком далеко, но я не чувствую себя некомфортно в этом измерении ментального пространства. На сей раз Кундера приводит два метода создания в человеке личности, я, как и в прошлый раз, процитирую, пускай этот афоризм будет длиннее, но я не могу отрезать столь восхитительные знаковые фразы:
«В нашем мире, где день ото дня множится число лиц, все более похожих друг на друга, человеку, желающему утвердиться в оригинальности своего «я» и убедить себя в его неповторимой исключительности, приходится нелегко. Существует два метода культивирования исключительности своего «я»: метод сложения и метод вычитания. Аньес вычитает из своего «я» все внешнее, наносное, дабы таким путем дойти до самой сути (не без риска того, что в результате подобного вычитания окажется на полном нуле). Метод Лоры прямо противоположен: чтобы ее «я» стало более зримым, более ощутимым, уловимым, более объемным, она без конца прибавляет к нему все новые и новые атрибуты, стремясь отождествиться с ними (не без риска того, что под грузом прибавляемых атрибутов исчезнет сущность самого «я»)».

Кундера – великий иллюзионист разума, он вытворяет с ним такие фокусы, которые доводят меня почти до детского восторга. У него получается выразить те незримые хаотичные рассуждения, которые копились во мне годами, не могли сцепиться, склеиться и образовать кристаллическую решетку одной устойчивой мысли. Под воздействием его особых магических реагентов происходят точные правильные химические реакции, которые ведут мыслетворному результату.

Начну, пожалуй, с метода сложения, его мне проще объяснить. Так, на мой взгляд, развивают собственное «я» люди, не желающие прибегать к собственной творческой силе. Они глотают идеи из вне, как спасительные пилюли, не пытаясь, зачастую, добавить в них свой уникальный ингредиент. Таковы, к примеру, ярые слепые приверженцы моды. Не важно, идет ли ей эта оранжевая шляпа, уместна ли она в данное время, она желает быть в тренде, желает просочить через кожу модное веяние. Люди-сложения бросаются так на любой предмет, который хоть сколько-нибудь интересует общество, увлекает его. Они станут увлекаться историей и музыкой, порой только для того, чтобы в дружеской беседе упомянуть «невзначай», что Гитлер превозносил Вагнера. Иногда они даже не ждут этого «невзначай», кидаются с пеной у рта рассказывать, что жена Сальвадора Дали приготовила их любимого ручного кролика, лишь бы не отдавать любимца перед отъездом, лишь бы он остался с ними навсегда. Такие люди потребляют что-то не для своего удовольствия и развития, лишь для повышения своего статуса «исключительного человека», лишь бы удивить публику. Что самое забавное: потребляемое приживается в них, трансформируется в идеалы, которые окружающие должны будут поддерживать, если решаться приблизиться. Еще к «сложениям» я отношу тех, кто боится оставаться один, как физически, так и морально. Общительность людей зачастую характеризуется их неспособностью увлечь себя чем-либо, найти самому способы заполнения дыр в «я». Да, бесспорно, они получают огромные массивы информации, эмоций. Но иногда они просто теряются в толпе «спасителей от одиночества», они впитывают людей в поры настолько, что прививают в себе чужие мысли, повадки и в конечном итоге не могут отщепить себя от этой большой пластилиновой массы людей.

Метод вычитания подразумевает снятие шелухи, под которой может оказаться действительно созревший спелый плод, а может и сгнившая мякоть. Люди-вычитания способны рождать идеи, пускай и под влиянием чего-то, или кого-то, пускай они подглядели эту идею, но они способны на рождение, они не впитывают эту внешнюю мысль всецело, они ее перерабатывают мощностью всего своего творчества и непременно, что-то выпускают из своей маленькой фабрики. Они, посмотрев, фильм который затронул их сердце, непременно выделят сердце из всего организма, осмотрят его, проведут над ним опыты, выделят необходимую информацию и чувства, и только после оставят орган в покое. Что бы они в себя не впитывали, это непременно пройдет термическую обработку чувствами и химико-термическую обработку разумом, непременно будут сделаны выводы, непременно каждая затронутая область, будет оторвана от общей массы всего и осмотрена, опробована. Феерией всего будет рождение нового чувственного или мысленного существа (от слов «чувство» и «мысль»), с которой непременно нужно будет поделиться с миром. Но вот, что точно выделяет «вычиталелей», так это спокойное принятие одиночества. Они бесстрашно вырвут чувства и отдадут их обратно Вселенной, да порой они уподобляются циникам и нигилистам, но это бывает в крайних случаях. Оставшись одни в своей внутренней пустыне, они исследуют раскидистую поверхность  души, перебирают каждую песчинку своего «я», постигают ночной холод внутреннего плохого, греются в знойном лучшем в себе. Они готовы отправиться в это паломничество, лишь бы обрести себя, постичь свою суть, достичь истины.

Я думаю, что все же этих методов в чистом виде не существует, когда-то мы прибегаем к противоположному методу, подталкивают ли нас обстоятельства или переоценка ценностей. Но мне кажется, что я – сторонник второго метода и тому есть веская причина. Я каждому близкому человеку отдаю себя,  не жалея отрубаю часть души и дарю человеку. Тот, кто принял, не важно как: поглотив или трансформировав, становится моим крестражем. Для этого крестража я и хочу быть особенной, уникальной, для остальных предпочла бы быть серой и незаметной. Но во мне есть доля метода сложения, я неустанно складываю: Вы+я=Любовь, и это, пожалуй, моя любимая формула.


                Навеки Ваша,
9.01.2014г.                Таня.