Гауди гений под колесами трамвая

Юрий Мусаткин
Я не знаю, как прошел этот день ,7июня 1926 года, для великого архитектора,которого многие считали чудаком,но он погиб,попав под первый пущенный трамвай у подножья горы Тибидаро ,недалеко от собора Святого Семейства-самой главной и незавершенной работы,которую он и не надеялся закончить,передав ее в руки своих учеников.
Ему было всего 74 года и мы могли бы узнать еще много из недоступного и поныне,если бы таксисты не отказались везти поврежденного и неопрятного старика в приличную больницу,и он оказался в больнице для нищих,где и закончил свою жизнь,один из самых великих и высокооплачиваемых архитекторов ,подаривший миру величайшие и непревзойденные произведения.
В кармане у потерявшего сознания бедняги нашли Евангелие и горсть орехов,документов при нем не было .Может, великий мастер не носил их с собой,будучи погруженным в работу и размышления о самой великой стройке ,может,ему вообще было не до этого,потому что нельзя гениев мерить своим измерением,но ,мне кажется,он смотрел на башни своего божественного собора,когда столкнулся с металлическим проявлением безразличия реальности и беспечности,представшего в этот раз в виде ,трамвая,оборвавшим жизнь творца ,за гробом которого шла вся Барселона.
Гений еще творил,не всегда понятый и признанный,а трамвайные пути уже начали строить, и этот механический и реалистичный мир не хочет принимать в расчет сказочника-архитектора не желающего жить по законам этого несовершенного мира.
Великий архитектор,не признающий авторитетов и пророков,творивший вне устоявшихся стилей,он почти не работал с чертежами,пользуясь набросками в импрессионистском стиле.
Пользуясь набросками,полагаясь на интуицию и воображение,производя вычисления в уме,он бросал вызов важным и уважаемым коллегам и вызывал зависть своим талантом.
В повседневной жизни Гауди был замкнут,необщителен и порою жесток,когда речь заходила о работе .Будучи аскетом,который скромно питался и одевался,он строил роскошные здания,отдавая все заработанные деньги на создание своих произведений.
После себя он не оставил никаких записей,близких друзей у него не было, и можно только предполагать, как протекала его жизнь вне творчества.
При жизни он считался чудаком,его архитектурный стиль часто критиковали,а его сложная личность,пропитанная религиозностью, с одной стороны,и отрицанием авторитетов, с другой-была непонятой и непризнанной при жизни даже в родной Барселоне.
Даже молодой Пикассо предостерегал публику от влияния стиля Гауди,а баский философ Мигель де Унамуно охарактеризовал его архитектуру как «пьяное искусство».
Англичанин сэр Николас Певзнер высказывался крайне пренебрежительно к творчеству Гауди и даже не включил его произведения в работу «Пионеры современного дизайна».
Один из каталонских писателей пошутил на эту тему:»Не соглашайтесь с их суждениями,но и не противоречьте им в открытую .Пусть сами съедут вниз по склонам архитектурного экспрессионизма.»
Не только история России подтверждает тот факт,что гения признают и восхваляют только после смерти,когда он уже не может составить конкуренции,а на основе его трудов можно написать множество рецензий и диссертаций.
Многие считали его гениальным скульптором,художником,но не архитектором .В его зданиях нет прямых углов,что никогда не было характерно для архитектуры .Никто не смог хотя бы приблизиться к творениям Гауди :непонятый и одинокий при жизни он стал еще более недосягаемым после своего преждевременного ухода.
Справедливости ради нужно сказать,что Гауди относится к той удачливой категории архитекторов,которые имели хорошие заказы и не бегали за клиентами .Неожиданно разбогатевшие ремесленники и купцы желали заявить миру о своем богатстве и хотели поразить окружение необычными изысками модерна. Это помогло появиться на свет целому кварталу необычных домов,получившим позднее название «квартала раздоров».
Особняки были так непохожи на остальные строения,что породили множества слухов и разговоров о их авторе и его стиле. Кто –то вспоминал и восхвалял , кто-то бранил и осуждал,но равнодушных не было.
Уже тогда Гауди использовал несущие колонны ,что позволяло изменять планировку комнат ,и построил первый в Барселоне дом с подземными гаражами,совмещая красоту и практичность.
Его востребованность в это время свидетельствует даже не о признание его стиля и таланта,а, скорее, является данью моды и желанием выделиться. Впрочем, гений не нуждается в признание толпы.
Когда Гауди поручили работу над проектом главного Кафедрального Собора Барселоны,архитектор понимал,что это главное и неповторимое сооружение,на возведение которого ему не хватит жизни .Грандиозность и масштабность стройки поражает,с 1910 года до последних дней своей жизни он отдаст все свои силы этой работе.
Что это должно было быть?Что это будет?Ведь собор не достроен и ныне.
На протяжение дней ,лет и десятилетий меняется представление об этом величайшем творение и отношение к нему.
Церковь огромных размеров, 150 на 200 метров, должна была выходить фасадом на одну из главных улиц ,главный и боковые фасады имели входные порталы,над каждым из которых возвышались четыре стометровые башни,а всего ,согласно сохранившемуся эскизу здания,таких башен должно быть семнадцать.
Параболистический купол завершался сто сорока метровой башней с крестом ,венчающим это грандиозное сооружение.
Представленные фотографии ,сделанные совсем недавно,передают грандиозность и неповторимость сооружения,которое уже не будет возведено по замыслу великого художника,но позволяет судить о масштабности и неординарности задуманного.
Возможно, в этом и заключается роль гения-указать направление движения мысли ,а воплощение уже зависит от смышлености и расторопности учеников.
В мастерской Гауди ,где сейчас устроении музей,сохранилось много рисунков и слепков природных форм. Мастер изучал внешний вид и строение лепестков цветов,крыльев птиц и использовал свои наблюдения в работе.
Созданные шедевры рождались на стыке природы и геометрии,и воплощались в необычные конструкции ,поражающие воображение .
Родившись 25 июня 1852 года в небольшом городке Реусе,в провинции Таррагона, в семье кузнеца и дочери медника,каталонский мальчик,ставший впоследствие великим и неподражаемым, Антонио Пласидо Гильем Гауди-и-Корнет,создал огромное количество причудливо- фантастических работ,как будто вылепленных руками,которые перевернули представление об архитектуре и сломали сложившиеся стереотипы.
Но признание пришло не сразу. Только в 1952 году,спустя 26 лет после его смерти,открылась масштабная выставка его работ и заговорили о его гениальности,неповторимой и непонятой,смешении стилей и красок,которое не удавалось никому до него и некому после.
Сальвадор Дали,в отличие от многих,всегда восхищался творениями Гауди и сделал много для того,что бы его имя стало известно не только в Испании ,но и далеко за ее пределами .Он открыл испанцам глаза на творчество великого соотечественника и привлек внимание к гениальному творцу различными выставками и мероприятиями,на которых был организован сбор средств на строительство Собора Святого Семейства .Сегодня собор открыт для посетителей и приносит огромный доход от наплыва туристов со всего мира,но когда будет достроен Собор,неизвестно.
Время от времени в прессу просачиваются слухи о приостановление строительства,о нежелание вкладывать огромные средства в период мирового экономического кризиса,об угрозе обрушения из- за строительства железнодорожного тоннеля под ним,о других негативных моментах мешающих воплотит , пусть и не в полной мере, замысел великого художника ,но, будем надеяться,что равнодушие и проложенные рельсы не станут завершающей точкой этой потрясающей воображения картины.


В хаосе и рациональности современного мира, где все меньше места остается для поэтичности и романтики ,иногда происходят события, которые сложно понять и осмыслить. В 1994 году началось движение за канонизацию Антонио Гауди ,в 1998 году Епископская конференция приняла положительное решение по делу о причислении Гауди к лику святых и передала многочисленные документы в Ватикан,который не торопится принимать решение .По мнению Ватикана ,произошло недостаточное количество чудес,благодаря создателю собора Саграда Фамилия.
Когда- то,заявив ,что не хочет ничего строить кроме церквей, Гауди избрал своим уделом почти нищенское существование и просил подаяния:ему были нужны деньги на завершения строительства. В потрепанном костюме, заляпанном краской, он проводил все свое время на стройке и все мысли были связаны с возведением собора.
Спускаясь вниз,он шел на исповедь или домой, и мысли о соборе похожем на Вселенную ,не покидали его не на минуту.
А когда его душа устремилась вверх,давая шанс посмотреть на его творчество иначе и все переосмыслить,признание не заставило себя ждать ,и каждый,кто встречается с его творчеством,понимает,что речь идет не о необычном человеке,не вписывающимся в масштаб земного притяжения.
Так устроена жизнь:гении гибнут под колесами трамвая судьбы,оставаясь навечно на страницах истории.