Do you speak Russian, или как мне найти своих?

Марина Шемела
«Новый год праздновать вне дома – удел молодых», - скажете вы.
А вот уж и нетушки! Мы ещё тоже – ого-го, какие молодые!
Решили встретить Новый Год в Праге. Купили тур, забронировали ресторан и…в путь.
Первый вечер после долгого и успевшего нас проголодать пути мы отметили в близлежащем к гостинице кафе. Официант Роберт, на радость всем, неплохо понимал по-русски (как и многие, замечу, из пражан). Для начала мы попросили нефильтрованного пива, гусиного паштета и по салатику. Нет бы, сориентироваться по размеру выносимых тарелок сразу! Что вы! Русские проголодались. Не увидев в меню (на чешском языке) блюда «свиное колено», мы любезно спросили об оном у Роберта. И получив положительный ответ, заказали. Вопрос  «сколько?» несколько смутил, но памятуя о разнице языков, мы показали количество, используя пятерню. Ведь нас пятеро! Оооо! Лучше бы не откушивали мы паштет, занимающий приличную площадь на тарелке! Лучше бы не заказывать было греческий салат (с пражской великостью). Наверняка, уже многие туристы описывали размер свиного колена, подаваемого в пражских ресторанах. И повторяться не хочу. А только когда абсолютно невменяемые от так и не съеденных порций, мы увидели маленькую кругленькую женщину, приближающуюся к нам, чтобы убрать лишнее со стола, мой муж (тугой на пошутить) вдруг сказал:
- Юр, а ты заметил, какого роста уборщица?
- Ну, маленькая. И что?
- Как что?! У неё нет колен!
Это было так неожиданно! И тааак смешно!!! После этого кушать мы уже точно не могли. Хряпнули ещё по стопочке сливовки (а как же без неё?) и пошли спать.
На утро была запланирована экскурсия по Старой Праге. Пешеходная. На площади Вацлава (Вацлавска нАместни) нас встречала Ганна, экскурсовод, великолепно владеющая русским языком. К слову сказать, с экскурсиями в Праге нет никаких проблем. Через каждые 5-10 метров вас по фэйсу вычисляют русские мальчики и девочки и неназойливо предлагают разные виды путешествий по городу и за его пределами.
Так вот. Выдали нам «матюгальнички» на ухо (каждому!) и повели по Праге, по пути, как водится, давая исторические справки, которые у меня всю жизнь улетают поверх ушей. Уж не знаю, как это происходит, но запоминаю я только моменты, которые касаются человеческих отношений. Таких, например, как то у короля Августа сильного было то ли 300, то ли 400 детей от разных фавориток. Помню, я тогда (а это было уже в Дрездене) запуталась в подсчётах…
Но вернёмся в Прагу. С погодой несказанно повезло: солнце как будто догадалось, что у меня старый фотоаппарат, и мне непременно надо запечатлеть красоту архитектуры и необыкновенно кропотливый труд всех мастеров, участвовавших в строительстве города, получившего название от чешского слова «праг». То есть порог.
Чуть вернусь к «колену». Наснимав кучу кадров, загрузив память камеры на всю катушку, я попросила на ресепшене позволить мне через их компьютер скинуть свои фото на флешку. Получив добро, я уселась с умным видом за чужой компьютер, где все надписи были, конечно же, на "его родном" языке. Пришлось научиться понимать необходимые слова. Так я обнаружила, что слово «размер» у них называется «великость», а «папка» - «сложка». Здорово, да? Мне показалось, что это более логично, с точки зрения функциональности, чем наши слова. Вот поэтому в начале рассказа я и употребила слово «великость» в отношении ресторанного блюда.
Так вот же ж! Гуляли мы, гуляли, ходили мы, бродили, человек этак 30, и случилось страшное: у наших  «мальчиков» «сгорели трубы». А чешских крон наменять просто не успели. Они порывались несколько раз смайнуть в обменный пункт, но женщинам(то есть нам) удавалось их удержать. Но, сами понимаете, все запреты действуют временно. То, что они запрещают, не исчезает, а лишь уходит в подполье. Так и в этом случае. Даже не пойму, в какой момент, мой муж снял у меня с плеча сумку и со словами: «Мы сейчас!» - удалился вместе с товарищем «по партии». Но помещение, в которое они зашли, на удивление, я заметила. Это не было подпольем, а это было всего лишь маленьким обменным пунктом по пути всеобщего следования. Я, жена товарища и его взрослая дочь остались слушать экскурсовода. Но толпа же не будет стоять на месте? Нет, конечно. Демонстрация неспешно, но всё же двигаясь, продолжила намеченный маршрут. Мы постоянно оглядывались на предмет, не маячат ли наши с кошельками, полных крон? Увы, нет. Куча народу, среди которого не угадывались знакомые силуэты. Мдяааа! Я так не люблю. Доведя девчонок до очередной арки, после которой путь «разтрояивался», я сказала:
- Девчата, я сейчас быстро за ними сгоняю. Иначе, они нас не найдут. Спросите у Ганны, куда она дальше поведёт народ, я махом! Тут недалеко.
И я тоже майнула. До пункта долетела минуты за две, если не меньше. Но! Там не было никого! Спрашивать у служаки, куда двинули эти двое, было глупо, да и некогда. Поэтому я решила вернуться, чтобы позвонить с чьего-нибудь из девчонок телефона мужикам и сказать улицу и дом, где мы их будем ждать. Или спросить у Ганны название ресторана, в котором был запланирован обед. Гы.
На углу под аркой меня уж никто не ждал! Классненько?! Ага. И мне понравилось. Да, не все годятся в партизаны. Я задала себе первый вопрос:
- Марина, ты чо ли потерялась?..
И тут же успокоила себя ответом:
- Не с…пугайся. Ещё ничего неясно.
Ну, да, неясно. Ясно только, что в моей сумке были все деньги, все документы, ключи от входной двери в гостиницу и…телефон! И даже валидол! Так как в куртке нет молний на карманах. Я же не собиралась отставать от группы. И сумка ко мне уже приросла. Вот это дааа! И я задала себе второй вопрос:
- Марина, ты чо ли потерялась?
И не стала утешать свои русские мозги ответом:
- Похоже, что так.
На шее барабан. То есть фотоаппарат. На ухе микрофон, в котором уже тихо…
Третий вопрос нам любезно подарил ещё в школе занудный Чернышевский, и он (вопрос, то есть) родился сам собой:
- И? Что делать?
А что теперь делать? Собраться с мыслями и начинать как-то действовать. Это только кажется, что «наши» не могли далеко уйти. Конечно, не могли. И наверняка, ушли недалеко. Вот только куда??????? Даже в солнечный день в узких, с высокими домами Пражских улочках бывает такая глубокая тень, что ощущение «смеркалось» практически не покидает любую заблудшую овцу.
К трусливым себя никогда не относила, к паникёрам - тем более. Заслышав русскую речь, увидев чужую экскурсию, подхожу, извиняюсь перед согражданами и обращаюсь к гиду:
- Помогите мне, пожалуйста! Я потерялась. Наша компания Empire (о Боги! Вы хоть зрительную память мне подарили) гид Ганна. Вы не можете сказать, куда они могли пойти?
- А вы у Астрономических часов уже были?
- Да.
- Ну, значит, они пошли на Карлов мост.
- А где это?
- А вот там. Выйдете на (такую) улицу, свернёте на (такую), потом повернёте направо, перейдёте через дорогу, повернёте налево, там и мост.
- Спасибо большое! Удачи! – сказала Марина, поняв, что ей, как известному великому первооткрывателю неизвестных тупиков, предстоит долгий и не лишённый радости свободы путь.
Так и произошло. По указанному маршруту я пошла бегом. И даже было два момента, когда в матюгальничке на ухе появлялся голос Ганны. Ведомая его чарующими интонациями, отгоняя звуки проезжающих машин, чужого смеха и даже шорох ветра, я, слега пригнувшись к земле, как гончая, шла, в надежде, что вон там, а может быть, вот тут – увижу своих. Но не тут-то, как говорят мудрецы, тебе было надо встретиться! Так и не увидев своих людей, я потеряла звуки в ухе. Это было сильно! Я ведь уже… как бы…давала пилюлей мужикам! Как можно было меня бросить? Такую молодую и красивую! Не успела разметать молнии эмоций внутри, как слышу рядом:
- Кроны! Чендж кроны! Очень выгодно! Пойдём со мной! Тут рядом!
Ёоооо! Ко мне пристебался какой-то пожилой араб! Вот только этого и не хватало! Ведь центральная площадь совсем рядом! Где я? Почему никого, кроме меня и этого чужака нет?.. Вот тут мне стало ссыкотно. Честно скажу. Как включила я заднюю пятую! У ваших авто нет такой? А у меня есть! С резким одновременным разворотом)))) Словом, унеслась я от того места, как потерпевшая, очухалась уже на той самой Старой площади, около здоровенного мангала, на котором жарился целиком «кто-то» без головы. Что делать? Куда все ушли – не знаю, как называется ресторан, в котором будет обед, не знаю, билетов (листков) на трамвай у меня нет, а пешком я не знаю пока, как найти гостиницу. Да и входная дверь там открывается карточкой. Телефона тоже нет.
Горюя, открыла объектив и стала снимать жарящийся «мяс», львов на зданиях, пошла под часы, дождалась боя и танцев апостолов в честь очередного прошедшего часа и пошла дальше. Ещё и ещё раз возвращаясь к месту «расставания», в надежде, что хоть какой-нибудь гонец придёт туда за мной. А народу на площади становилось всё больше. Шансов увидеть кого-то глазами становилось всё меньше. Я заходила в каждую экскурсионную подворотенку:
- Ду ю  спик рашин?..
К радости, все отвечали на чисто русском языке «да», но не все могли помочь. Экскурсионных компаний много, между собой они необязательно связаны, телефона у меня нет. И вот в одном из таких бюро молодой человек, выслушав мой рассказ, бросив надменный взгляд в мою сторону, произнёс:
- Девушка! Вы что? Первый раз путешествуете? Вы разве не знаете, что все неприятности с туристами происходят именно во время экскурсий?
- Догадываюсь. Поэтому пристаю исключительно к русским.
- То есть - пристаёте?
- Ну, в смысле, с просьбой мне помочь.
- И что?
- А что? Как видите. Я стою и клянчу теперь помощи у вас.
- И что вы от меня хотите? Денег?
- Фуууу. Я ещё вам потом принесу. Если бы вы могли как-то связаться с компанией Empire и спросить у них адрес ресторана, я была бы вам несказанно благодарна!
- Хорошо. Давайте, я попробую сейчас найти их через сеть.
Я скрестила, сцепила, заколбасила все пальцы, сколько их у меня есть, и включила Веру, Надежду и Вселенскую Любовь к этому мальчику.
Помогло!!! Он не только нашёл телефоны этой компании, он позвонил, передал мне трубку, а там на ломаном русском языке человек сказал мне, что ресторан называется Михай и находится он на улице Напорсткова, 6. Меня там ЖДУТ!!!
Нет, вы представляете? Меня там ЖДУТ!!! К стыду своему, я не узнала имени этого мальчика, спросила только, сколько я ему буду должна, а получив в руки от него ещё и карту с обведённым ручкой рестораном, унеслась, в твёрдой уверенности, что отблагодарю его обязательно. Но ни в чём нельзя быть уверенным. Бюро почему-то было закрыто все прочие наши подходы к нему в праздничные дни. Может быть, 30-е декабря был последним рабочим днём?.. Ни 31-го, ни 1-го киоск не работал. Потом уехали мы. Но космос – такое «дело»! Пусть тому человеку будет здоровье, счастье и удача! Так желаю.
Засунувшись в карту, пошла я на штурм всех переулочков, обязанных привести меня на улицу Напорсткова (по-русски напёрстков). Странное название. То ли портные там жили, то ли напёрсточники… Да ладно думать ещё и об этом! Мне бы вулыццю отыскать. А с этим проблема. И так карту поверну, и этак. И туда голову задеру, и не туда…Читать умею, искать - нет. Но стараюсь, аж взмокла. Уж не помню, какой круг почёта около Астрономических часов я намотала, а только показалось мне, что все должны не только отобедать, но уже и отужинать. Заслышав в очередной раз русскую речь, завидя небольшую группу экскурсантов, возглавляемую высокорослым гидом, я вновь решила попросить помощи.
- И здравствуйте. Извините, пожалуйста, но Гадя Петрова потерялася.
Лучше бы я этого не говорила! Людей-то было всего 5-6, но ржач они подняли такоооой!!!!!!!! И что интересно, экскурсовод тоже понял. Он был не чехом, а нашенским эмигрантом. И видимо, недавно выехавшим. После установившегося спокойствия я объяснила народу, что со мной произошло. И что теперь мне нужно только одно: узнать, где ресторан Михай.
И тут гид поворачивается к своим слушателям и говорит:
- Нравятся мне наши люди! Что бы  с ними не произошло, они точно знают, где искать СВОИХ!))))
И он мне по-русски, рукой, показал, как мне пройти туда-то и туда-то, как свернуть там-то и там-то…
Боже ж ты мой! Ты решил проверить меня на прочность или исправить мой сломанный внутренний компас?.. Позже оказалось, что последнее.
Я вновь и вновь порадовалась, что оделась налегке, впрочем, как всегда. Что не ношу каблуков, шуб и шапок. Перчатки остались в сумке, но в этот раз даже руки мои мёрзнущие не покрылись цыпками. Сверяясь постоянно с картой, я приближалась к заветному месту. Но, казалось бы, вот тут должна быть эта улица! Аннет! Должна была быть, а нету. Но идёт навстречу пожилая женщина с малышом. Уверенная в том, что все пожилые чехи знают русский язык, я спросила её сразу по-русски, не подскажет ли она мне, где находится улица Напорсткова. Но женщина удивилась, сказала, что по-русски она понимает «нэмного». Я ей показала карту и указанное на ней нужное мне место. Повертев карту, она уверенно показала рукой в противоположную сторону!
 - Не может быть! – воскликнула я почти в отчаяньи (не будут же меня ждать вечно).
- Да-да! Точно там! – уверенно сказала пражанка.
И я развернула оглобли в противоположную сторону. А что было делать?..
Обмозолив все окрестности Старой площади, выйдя уже на какой-то китайский квартал, в магазинчиках которого ни по-русски, ни по-английски со мной никто не захотел говорить, я снова вышла к часам.
Уж прОбил час. Очередной, мля! А «Германа всё нет»…Не на шутку обозлившись на всех, кто меня бросил, больше всего на свете боясь увидеть картину «хорошо сидим вчетвером», я приняла решение пройти путь по карте так, как я думаю сама: ни у кого ничего не спрашивая.
Так и поступила. Мужик решил- мужик сделал ;
Оказалось, что Михай был в 5-ти метрах от того места, где мне повстречалась женщина с внучком. Только на другой стороне и чуть под углом. То есть я просто не увидела вывески!
Не было предела радости от того момента, когда я не только нашла нужное место, но когда я увидела там хоть и заканчивающих обед, но всё же ещё сидящих всех на своих местах наших людей! Кроме двоих: наших мужиков!
Ёпть.
- А где мужики? – спросила я у Любы и Юли, уверенная в том, что они мне скажут (мол, пошли меня искать).
- Так не знаем!!!
- Каак?!
- А вот так!.
- Так вы их не дождались, что ли?
Конечно, нет. Мы думали, что вы втроём ушли.
Не, я умиляюсь. Даже не удивляюсь. Выбирая между своими и гидом, некоторые люди способны выбрать второе.
Но не успела я выразить своё мнение, и даже не успев раздеться, чтобы сбегать …помыть руки (замечу, что туалеты в Праге в среднем стОят 10 чешских крон –дели на 0, 6), как сзади раздаётся голос моего мужа:
- Нет, как вам не стыдно? Бросили нас!
- Как же бросили? Я же за вами сразу кинулась, а вас в обменнике уже нет! Вы хоть вдвоём блудили, а я только зашла. Одна, без сумки, со всем содержимым.
- А что ты героиню из себя делаешь? – получила я по заслугам.
- Я никого из себя не строю. Садитесь кушайте, поговорим потом. -  (Несмелая, но и недобрая слеза, не предвещающая супругу ничего хорошего, проскользнула внутрь вместе с глотком красного обеденного вина).
Товарищ по имени Юра кушать отказался – разнервничался из-за девок. У него есть «правило 3Д», которому он неизменно следует во всех поездках. Они всегда везде отдыхают семьёй. Поэтому его «гарем» обычно никуда далеко не отходит. Бывший военный тааак расстроился, что его собственное правило оказалось невыполненным, что успокоить его удалось только час спустя. Мы сдали матюгальнички нашей Ганне, самостоятельно посетили   Карлов мост, а потом…зашли в какое-то чудное кафе недалеко от центра и там, перебивая друг друга, чокаясь и смеясь, пересказывали друг другу историю, «как Гадя Петрова потерялася». Люба сказала:
- Не, я Марине поражаюсь! Я бы села на какой-нибудь угол и просто рыдала по-русски! Пока меня Юра  не нашёл бы.
Оказалось, что я и мужчины ходили друг за другом кругами вокруг часов. Но в самом начале, при выходе из обменного пункта, мой муж предложил идти налево, а друг ему доверился. Как умному уважаемому человеку. Ну, а я просто не успела увидеть их удаляющиеся фигуры. Они переругались по сто раз, а я сам-на-сам искала своих, и некому было выговаривать свои «феники» (как говорил мой папа). И звезда героя мне не нужна. Слава богу, что все нашлись. И как оказалось, в сравнительно короткий срок. Хотя был момент, что мне подумалось про «смеркалось» ;
 Вот, что может произойти, когда надо идти направо, а ноги уносят налево! Мужчины, помните об этом! Берегите жён. Они тоже могут заплутать. Пытаясь вас догнать. И это может войти в приятную привычку. ;
А «3Д» - хорошее правило. Мне оно понравилось. Девки, Деньги и Документы. И заметьте: Девки на первом месте. :-)