Двойняшки

Валентина Томашевская
Есть что вспомнить

В 1981 году я жила в в поселке Дагда Краславского района в Латвии и родила двойняшек: сына и дочь.Появились на свет они преждевременно, и вместе весили не более трех килограммов. Неделю спустя из Риги прилетел вертолет, и меня с детками увезли в специальное отделение больницы для недоношенных детей. Там малыши находились сначала в специальной камере, а позже, когда чуть окрепли, они уже могли быть в кроватках.
Я чувствовала себя плохо, часто вдруг поднималась температура и была слабость. "Всегда ли Ваши движения такие замедленные?"- спросил меня после после обследования врач.  Я ответила, что нет, такого еще не было. "У вас сепсис",- печально заключил врач. Я не поверила , ибо я знала, что такое сепсис: мамина знакомая умерла от этого, родив ребенка.  О том, что такое может произойти со мной - такой мысли  я не допускала, не впустила в подсознание.
Два месяца пролежала я в больнице. Врач Оша, пожилая латышка, очень тепло относилась ко мне - не велела вставать и собственноручно перетянула мне грудь платком, чтобы пропало молоко, и я не могла кормить малышей. "Их-то двое,- заметила она,- знаешь, сколько сил заберут?"
Мне повезло: вовремя сделали переливание крови, внимательные врачи сделали свое дело, и я пошла на поправку. И все же, встав на ноги через полтора месяца, училась заново ходить.
Когда дети набрали нужный вес, нас выписали из больницы.  Распашонки и другую одежку  для малышей я купила сразу же в магазине, как только мы приехали домой.
Ее продавали родившим женщинам только по специальным карточкам, также, как и пеленки, они были дефицитом. Надо сказать, что до рождения я малышам ничего не покупала - есть примета, что этого делать нельзя, будут плохие роды...
Кормила я своих двойняшек по рекомендации врача, в основном перетертым рисом и геркулесом. После четырех месяцев мне разрешили подкармливать детей куриным мясом, Нужно сказать, что в то время за мясом выстраивались огромные очереди.  А летом жара, давка. Стояла я с двумя детьми с раннего утра, заранее не зная, "выбросят"  мясо или нет. Был по этому поводу анекдот, в котором иностранец понимает это слово буквально и говорит русскому: "А у нас никогда мясо не выбрасывают".
Говорят, что из двойняшек крепче тот, кто родился первым. И правда, моя Анечка росла здоровенькой, а вот Артур был послабее здоровьем. Но , несмотря на трудные годы, оба выросли.  Дочь учится в университете, сын закончил музыкальный колледж.
Ныне они живут и работают в Великобритании.
Глядя на них, я часто думаю о том, что все-таки неплохо жилось нам тогда, и есть что вспомнить.
 Двойняшек выписывают из больницы

7.6.81. Детей выписали из больницы. Везем их – две куклы в одеялках-конвертах, лишь ленты разные по цвету: розовая и голубая - из Риги домой на «Жигулях». Я. оставил в больнице чешский хрусталь в подарок.


18.6.81. Первая прогулка на свежем воздухе. У нас красная двойная коляска. Нас останавливают даже незнакомые люди. Даниил Андреевич, наш литератор, развел риками:
- Молодец! Больше нет слов.


25.7.81. Гражданское крещение детей в Доме культуры. Торжественно вручают свидетельства о рождении. Крестные родители дочки - Константин Е.* и его жена Катя, сына – Николай и Аля В.


7.8.81. Мы с детьми в Краславской больнице: болен Артур. Ему делают уколы, дают лекарства, ставят капельницы. В шею вставили катетр, чтобы не колоть часто вену.


10.8.81. Катетр стал протекать. Ночью «спала» рядом с Артуром. Но вот катетр сняли, слава Богу. Эта кроха держит ручку и рассматривает след оз иглы на руке.

В больнице умер ребенок, которому было всего девять дней: мать напоила его сырым коровьим молоком.


22.9.81. Наконец-то выписались из больницы. Приехали – дома новая мебель: диван и два мягких кресла в оранжевых тонах!
 

27.10. У Артура прорезался нижний зубик , слева.

27.9.85. Aрчи в Краславской детской больнице. Врач, выслушав сказал: "Бронхит. Есть шумы в сердце".- " Но раньше этого не было! "- удивилась я. Врач увидев мою решимость (этого не может быть, и все), добавил: " Вероятно, это возрастное: быстрее растет, чем организм успевает перестраиваться".
Подумала: не нужно часто приезжать, показываться, лучше передать гостинец.


* Константин Евстрахин. В инернете: Почетных грамот удостоены (25.11.2011):
семейный врач Константин Евстрахин — за долголетний добросовестный труд в сфере здравоохранения, успешное сотрудничество с Дагдским краевым самоуправлением и вклад в укрепление Латвийской государственности.