Ангола, октябрь 1984

Вадим Шрейдер
   Самолет тряхнуло и я очнулся от дремы. Мы явно быстро снижались. кресло уходило из под меня. вызывая хорошо знакомое ощущение кратковременной невесомости. Взгляд брошенный в иллюминатор не оставлял сомнений. Слой облаков мы пробили и теперь под нами медленно проплывала саванна. светло-желтые. оливкового оттенка кроны деревьев небольшими кучками были раскиданы по более светлого цвета земле. Самолет лег на крыло. как бы делая это специально. для лучшего обзора. Но с этой высоты. кроме уже увиденного. не было видно ничего только в далике блеснула водная гладь и сразу пропала.

  Почему-то в голову пришла мысль. что местные власти не гарантируют безопастности полетов Аэрофлоту. Диверсионные отряды УНИТА почти вплотную подходят к столице. Вдруг под одним из деревьев. проплывающих под брюхом самолета сидит негр со /Стингером/ да с дуру пальнет. Я отмахнулся от этой мысли как от нелепой. тем более что появилась Луанда.

   Вокруг лазурно-голубого залива белой россыпью раскинулись. невысокие дома города. утопающие в зелени.  Милой. пасторальной картинкой выглядела Луанда с воздуха между двух океанов. Океана африканской саванны и у ходящего в безбрежную даль. синего пространства Атлантики.

  Нам предстояло простоять в Луанде несколько суток и я предвкушал удовольствие от прогулки по городу. Незнакомые места всегда манили меня. а Ангола. хоть я до этого
не бывал здесь. была известна мне по Жуль- Верновскому / Пятьнадцатилетниму капитану/.

   Первое знакомство вышло далеко не радостным. В двухэтажном. обшарпанном и донельзя грязном аэропорту. таможня и пограничники. дружественной нам страны устроили такую прверку. которую нельзя было себе представить. в любой стране предпологаемого противника. Входы и выходы из здания азропортаохраняли высокие рослые негры немногодругого оттенка кожи и с автоматами Калашникова в руках.

  -Кубинцы- проинес кто-то за моей спиной. 

  -Не иначе.- подумал я.

  Все мы знали. хотя это и не афишировалось тогда. что в Анголе находился кубинский экспедиционный корпус в несколько тысяч человек. И основной серьезной военной силой является именно он.

   Подкатил наш автобус. старый обшарпанный со следами облетевшей краски. Несколько стекол было разбито и пустые проемы заделаны фанерой.

   /Перу напоминает/-подумал я.-Такая же нищета.

   Я тогда и предположить не мог. что пройдет не очень много времени и бывший Советский Союз будет мне напоминать Перу и Анголу.

   Дорога в порт. где стояло наше судно. была не долгой но достаточной чтобы развеять впечатление от Луанды с воздуха. Вблизи дома оказались обветшалыми. Прекрасные здания построенные в расчете на климат субтропиков. стояли со следами отвалившейся штукатурки. грязными потеками на фасадах и разбитыми окнами. Прямо из окон свешивались для просушки разноцветное белье и одежда. выдавая таким образом. что там кто-то живет. Но хуже всего были огромные кучи зловонного мусора тянувшиеся вдоль домов высотой до второго этажа. Вонь стояла настолько сильная. что невольно приходилось зажимать нос. сидя в автобусе.

   /Господи! Да как они живут?!/- подумал я.

    - Сволочи! Да что же они понаделали!- не выдержал сидящий передо мной рефмеханник. ходивший в море более десятка лет. и он начал рассказывать сидящим рядом. каким прекрасным городом была Луанда. несколько лет назад. до независимости.

   Только вырвавшись на набережную. полную свежим дыханием моря. мы перестали зажимать носы. Мусора здесь не было. да и дома поаккуратней.  Справа мелькнула и пропала вывеска представительства Аэрофлота. Мы въезжали в порт.

   Вечером. после ужина. на пароходе собравшись в салоне команды. часть экипажа смотрела по местному телевидению диснеевские мультики и наш фильм / Мы из джаза./  Ангольское телевидение представляло собой причудливую смесь из американских. советских. французских. испанских фильмов и программ с добавкой диснеевских мультиков. прерываемую выпусками местных новостей.

   Позже вечером. я лежал в своей кровати. слушал музыку по приемнику стоящему у иллюминатора и лениво болтал с ребятами живущими со мной во одной каюте. За бортом послышался шум мотора катера и спустя несколько секунд. мощный подводный взрыв ударил по корпусу судна. Пароход встрепенулся и застыл. Только стакан на столе продолжал дребезжать. постепенно затихая. Секунд через десять раздался еще один взрыв. но уже в отдалении.

   -Что это?- спросил я. аккуратно стряхивая пепел с сигареты.

   - Порт бомбят- откликнулся Серега. прилетевший на несколько дней раньше. - Тут каждый вечер так. Бросают с катера глубинные бомбы. Подводников-диверсантов гоняют. Он зевнул и перевернулся на другой бок!

    На другой день я ходил по пароходу закрепляя груз в одном месте и помогая перетаскивать. что-нибудь в другом. пока меня не окликнул старпом с которым мы ходили еще в прошлом рейсе.

    - Алексееич! Давай собирайся. со мной на катере пойдешь. Кое-что надо. в представительство. оттащить.

   Собраться дело нехитрое. и через пять минут. я уже стоял на шлюпочной палубе. ожидая спуска катера. Появился старпом. неся в руке большой пакет. который сунул мне.

   -Держи. Поможешь донести.

    Уже на катере он рассказал. что в представительстве работает его однокашник и друг. Они давно не виделись и его родные просили передать посылку которую я и держал.

    Представительство Министерства Рыбного хозяйства располагалось недалеко от порта и тащить пакет долго не пришлось.

    Пока они похлопывали друг-друга по плечам и обнимались. пока оформляли бумаги и разговаривали. я сидел в соседней комнате. курил. листал журналы и потягивал дармовое пиво. Наконец они вышли. Мужик из представительства уговаривал моего старпома ехать на рыбалку. на озеро.

    -Коля! Давай берем сейчас пару коробок пива. Шнапс.Снасти у меня хорошие.  Отдохнем. Выпьем за встречу! Порыбачим. Сколько не виделись!

    -Вася! Капитан ждет!- отнекивался старпом.

    -Подождет! Здесь распоряжаюсь я!

    -Да я и не один. Вон парень со мной. посылку помог донести- он кивнул на меня.
    Вася на несколько секунд задумался. и затем махнул рукой:
    - И твоего парня возьмем.

    Уже при погрузке в автобус. он выдал нам по пистолету. объяснив это так:
     - На всякий случай. Восемьнадцать провинций в стране. а почти двенадцать из них контролируют УНИТ-овцы. Иногда вплотную к Луанде подходят. но куда мы едем в общем все спокойно.

    Мы погрузились в маленький автобус. вместе с нами сели еще двое негров в защитной форме и с калашами.

    Петляли мы по городу не долго. Миновали контрольный пост и выскочили на загородное шоссе. по которому проехав пару километров. свернули прямо в саванну. Мы ехали по ней. оставляя после себя шлейф мельчайшей белесой пыли. Деревья кучками проносились мимо окон.
   
    Ни дороги. никаких либо ориентиров не было видно. Я сидел и удивлялся как это шофер находит путь в столь однообразной местности. Автобус немного притормозил и свернул в сторону. и прямо из-за деревьев. возле которых мы свернули. бросилось в сторону стадо антилоп. Они бежали грациозно вскидывая ноги. казалось без малейшего напряжения. и очень быстро скрылись с глаз.

    -Лошадиные антилопы. их тут много- сказал Василий Тимофеевич.

  мы с ним уже познакомились и я называл его просто по отчеству. Тимофеич.

   Тут только я постепенно стал замечать. что саванна не так уж пустынна и однообразна. Немного вдалеке паслись несколько буйволов. Их черные массивные фигуры с огромными рогами ни как не отреагировали на шум автобуса. Только один из них поднял голову и проводил нас взглядом. С другой стороны возле дерева стояли два жирафа. объедая его крону и смешно потряхивая ушами.

   -\Термитник/ -подумал я увидев немного спустя. высокий до двух метров. красновато-бурый глиняный холмик.

   -Тимофеич.- окликнул я. Что-то не пойму как он дрогу находит?- и кивнул в сторону водителя. Вастлий Тимофеич быстро произнес какую-то фразу на незнакомом мне языке и шфер оглянулся на меня. обнажив в улыбке ослепительно белые зубы.

   -По термитникам- ответил Тимофеич. От одного к другому. они тут вроде верстовых столбов. а потом смотри-ка. и пригнувшись показал мне. прямо перед автобусом возвышавшуюся над саванной одинокую черную не покрытую растительностью. скалу. Только на ее вершине сидело несколько хищных птиц.

   -Инзальберги. Это основной. почти единственный ориентир в саванне. Эти скалы раскиданы по ней и как маяки указывают путь. Вот от нее свернем вправо и километра через полтора будет озеро.-  И он повернулся к старпому. продолжая прерванный разговор.

     У озера. где мы остановились. старпом с Тимофеичем быстро накачали большую резиновую лодку и спустили на воду.

   Загрузив туда все необходимое позвали меня. но я отказался. Впереди было полгода изнурительной рыбалки и сидеть сейчас с удочкой в руках. мне совсем не улыбалось.

    Негры вылезли из автобуса и разлеглись в тени деревьев. надвинув на нос козырки кепочек. и кажется задремали. Я походил вдоль озера . поглазел на спины бегемотов. торчащие из воды. на огромное количество птиц в основном цапель. аистов и куликов. и присел в тени деревьев.  Но не на долго. Вокруг летали. скакали. прыгали сотни. тысячи насекомых самых разных форм и размеров. Не хватало чтобы муха Цеце еще укусила. и я отправился к автобусу. А наша охрана как лежала так и продолжала лежать. не обращая никакого внимания на всех прыгающих. скачущих и ползающих.

   В автобусе я устроил небольшой сквозняк. открыв дверь.Вытащил из-за пояса надоевший пистолет. бросил его рядом на сидение и открыл новую банку пива.

    От приятного безделья меня отвлекла тень мелькнувшая в дверном проеме. Я скосил глаза. у открытой двери стоял негр в защитной форме с автоматом в руках и смотрел на меня. Только я подумал. чего он вылупился. как понял!  Автомат не наш! Не калашников! Видно прочитав по лицу мелькнувшие у меня мысли. он хитро подмигнул и приложил палец к губам. Затем ткнул себя в грудь пальцем и тихо произнес:

    -УНИТА.

   \И так ясно.что УНИТА\ - тоскливо подумал я. - И какой черт его сюда занес. Вдруг начнет палить. Пистолет этот чертов....Дотянутся и взвести не успеешь. получишь очередь в живот.

    -Руссо?

    Я кивнул. отпираться было бессмысленно. Он медленно обвел взглядом салон автобуса. почему-то улыбнулся и жестом попросил закурить. Я не вставая с места. достал пачку сигарет и кинул ему. Пистолет лежал рядом и старался закрыть его от взгляда Унитовца.

    Он жестом попросил еще сигарет. но я виновато развел руками - больше с собой не было. Тогда негр произнес:

    -Пух. пух.- и отрицательн замотал головой.  Видя мой недоуменный взгляд. повторил еще раз:
    -Пух. пух.- и опять замотал головой.

  Сделал шаг назад и исчез с моих глаз. Что он этим хотел сказать. что не будет стрелять в меня. или просил не стрелять в него.....Я так и не понял.

    Я взвел пистолет и поднялся. собираясь выглянуть в окно. Ноги предательски подрагивали. Фигура человека в защитной форме уже была метрах в десяти и через пару секунд исчезла за стволом дерева. Я посмотрел в другую сторону. два наших охранника вместе с водителем. мирно посапывали в теньке.

    Когда вернулись старпом с Тимофечем. я ничего не стал им рассказывать.
    В порту нас уже ждал катер. Сергей. мой сосед по каюте. весь день сегодня курсировал на нем и теперь делился впечатлениями. Рассказывал какие здесь негритяночки на пляже классные. На мой вопрос не подцепил-ли кого нибудь. махнул рукой и сослался на гуляющую в здешних местах болезнь любви под каким-то экзотическим названием.

    -Зато подцепил другое- и показал мне пару бутылок местной водки. -На пару старых рубашек махнул!

    Вечером выпив на двоих с Серегой. бутылку дрянной водки. я лежал в кровате и пытался заснуть. Тишину ночи разорвал взрыв. через несколько секунд еще один.

   \ Опять бомбят\- подумал я и повернулся на другой бок.


                1991 г.