Оселок мысли

Сергей Александрийский
    "Если ты хочешь впасть в мировую скорбь, вначале подумай, а не болит ли у тебя живот"  М.Мамардашвили               

     Мыслить значит намыливать пену смысла. Допустим, знаменитое cogito ergo sum: я мыслю, следовательно я существую -- можно интерпретировать до бесконечности.
     Я мыслю, следовательно именно моё «Я» существует.
     Я мыслю, следовательно существует мысль о существовании.
     Я мыслю, следовательно я сомневаюсь в своём существовании.
     Я мыслю, следовательно я существую как мышление о мышлении.
     Я мыслю, следовательно не умер (или не сплю).
     Я мыслю, следовательно Декарт существовал.
     Я мыслю, следовательно существует то, что мыслит мной.
     Я мыслю, следовательно факт моего существования постоянно ускользает от меня.
     Я мыслю, следовательно существует существование.
     Я мыслю, следовательно я существую как сомнение.
     Я мыслю, следовательно существую только в пределах собственного мышления.
     Я мыслю, следовательно я Декарт.
     Я мыслю, следовательно Вася, мыслящий о рюмке холодной водки под хрустящий огурец, не существует.
     и т.д.
А в конечном итоге -- "я интерпретирую, следовательно я существую"
     Какой из этих тезисов не разверни, получится полноценная концепция реальности. Несомненность "я мыслю" ещё не гарантирует, что мыслю именно я, потому что картезианское мышление это методическое сомнение даже в самом сомнении. Правильней тогда бы выглядел тезис: я сомневаюсь, следовательно я существую как сомнение о сомнении. Но столь туго скрученная в пружину мысль ведёт в никуда. За ней уже не следует никакой иной мысли, кроме мысли о Ничто. На краю этого обрыва гулять не рекомендуется.
     А вот ещё примерчик. Из слов --  смысл, замысел, промысел, умысел, домысел, помысел – можно создавать сложные речевые конструкции на грани абсурда и глубокомыслия. Я бы даже сказал, на стыке философии и теологии.
     Смысл промысла в умысле домысла.
     Промысел замысла домысел умысла.
     Смысл домысла в умысле промысла.
     Помысел умысла замысел промысла.
     Умысел смысла в смысле умысла.
     Домысел промысла смысл замысла.
     Смысл замысла в домысле умысла.
     Умысел промысла в домысле замысла.
     Замысел в смысле умысла промысла.
     и т.д.
     Тот же случай, в какой комбинации не сочетай эти слова, смысл, при должном усердии, всегда обнаруживается. Хотя сознание всегда ищет смысл даже там, где его нет и в помине. Потому как "объективная реальность" это консенсус солипсистских "картин мира" по правилам общепринятой языковой игры.
     Как всё обстоит на самом деле нам знать, пока мы люди, не дано. Да и есть ли это "на самом деле". Возможно все мы сидим в одном зрительном зале и смотрим каждый своё кино. А может Зритель всего один, но зрительных залов бесконечно много.
     Может быть...