Актерский кайф!

Игорь Гудзь
Работая редактором объединенного театрального блога NRGblog.com я встречаюсь с актерами московских театров, некоторые их размышления о профессии, и вообще о жизни, как мне видится, покажутся интересными читателю.

Мария Федосова, актриса и режиссер театра Содружество актеров Таганки:

.... Наши ответы на самые разные вопросы, тем более на вопросы «вечные», они ведь меняются в течение нашей жизни, с возрастом, с приобретением каких-то знаний или опыта. Даже ответ на такой важный в жизни каждого человека вопрос: «Что такое Родина!?» - он тоже меняется. Тебе 5 лет, или 25, или 45 – каждый раз ответ будет, может быть, по сути один, а по форме разный.

И если говорить об актерстве, да, и вообще о жизни и работе в театре, то и здесь: в 17 лет мнение мое было одно, а вот сейчас… - я постоянно должна находиться (и нахожусь!) в состоянии чрезвычайного беспокойства и волнения, и ... созидания, даже больше – в состоянии вдохновения! Либо в моем сознании зарождаются идеи нового спектакля, который я мысленно начиная сочинять, либо я, уже как актриса, начинаю входить в образ, в новую роль, которая меня цепляет. Мне все время необходимо проводить некую внутреннюю работу над какими-то материалами. И вот эти почти мистические процессы и составляют для меня … , что называется, «кайф» в профессии!

Актерская профессия невероятно зависимая, буквально от всего: от пьесы, от съемок, от спектаклей, от режиссера, и много еще от чего. Если просто сидеть и ждать, когда само собой все это состоится, то депрессия, какие-то внутренние остановки, опустошенность творческая – они почти неизбежны. И вот этот кайф, возможность элементарно работать – он часто спасает, буквально вытаскивает из таких депрессивных состояний! А это очень важно для творческого человека – получить некий импульс, толчок, посыл к чему-то новому. Почувствовать свою нужность. Мне в этом смысле очень повезло, я в своем театре пока нужна! Я это ощущаю в полной мере.

Театр не стоит на месте, да, и нельзя уже играть роль так, как это делали, допустим, 100 лет назад. Нужны новые формы, созвучные новому времени, его немыслимому темпу. Но... еще Треплев в Чеховской «Чайке» так говорил о новых формах в театре: «… Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души». Никакие самые совершенные формы не могут встать впереди содержания!

Действительно, главное – это все-таки суть, идея постановки. Если есть идея, тема – любые формы сгодятся! А с другой стороны, никакая, даже самая гениальная пьеса не заменит живого человека. Уникальность театра и состоит в том, что именно живые люди, здесь и сейчас что-то делают. И такие же живые люди - зрители, тоже здесь и сейчас, сопереживают актерам, соучаствуют в действии.

На мой взгляд, идеальный театр – это … такой...футбол. Актер – зритель, зритель – актер! Зритель знает пьесу, знает, чем все закончится, то есть знает, что, допустим, главный герой все равно, условно говоря «забьет гол». И все дело-то в том, КАК он это сделает! Театр – это настолько живучий организм, что он не умрет никогда.

Бывают такие случаи, что буквально удается перешибить настрой зала. У нас идет спектакль «Афган», режиссер Николай Николаевич Губенко, это такая композиция, в основе которой, подлинные письма ребят – афганцев к себе домой. И поначалу, как всегда, молодежь чем-то там шуршит, переговариваются вполголоса, смеются, ну, все… как всегда! Всего через полчаса – это совсем другие люди, а конце спектакле - мы с ними уже просто единомышленники, какая-то родственная близость буквально возникает. Иногда мне кажется, что человек, даже если он совсем неверующий, через театр…разговаривает с Богом! Или со своей совестью! Или с душой своей – назовите, как хотите! Театр, несомненно, развивается, идет вперед, все-таки, находится постоянно в поиске, но, идет вперед он по … спирали. Как и все вообще в нашем мире. Как и мы все!

Для меня очень важно, какова идея того или иного спектакля, что здесь хотят сказать, донести до зрителя, и насколько искренне это делается. Есть у нас еще такие театры, я их называю «мозговыми», где постоянно экспериментирует, ищут новые формы, удивляют даже не спецэффектами, а новыми режиссерскими ходами. Меня же искренне зацепить именно живое слово, действие, такие живые сцепки, нечто настоящее, тонкое, на подсознательном уровне к истине. Это, пожалуй, самое главное, дело даже не форме подачи материала. Это может быть и классика в чистом виде, реализм, авангардизм, символизм, все, что угодно, перфоманс, или даже просто шоу, некий визуальный ряд. Но обязательно - живое, нечто максимально приближающееся к чему-то истинному. Для меня очень важен разговор со зрителем, я всегда очень хочу донести, по возможности, до зрителя те свои мысли, которые меня мучают. И хоть как-то разрешить таким способом свои сомнения. А сомнения у человека есть всегда.
В этом-то и кайф актерский!!!

Блог Марии Федосовой - http://www.nrgblog.com/blogger/blog-5-162.htm