Четвертая глава романа в стихах Судьба

Стиглар Нохчи
Знаешь, что мой предводитель:
Грустной жизнью я живу,
И от скорби избавитель?
Любовь к матери, - живу.
А когда.… Не дай мне Бог!
Пусть я первым жизнь оставлю,
Не то увяну, как цветок.
Пока горит мой огонек -
                Я жизнь люблю!
4 глава
 1
извини, читатель мой,
бабушку я Валентины
Не представил, боже мой,
(Извиняться нет причины.
Может быть со мной случилось?..
Иль со мной что-то приключилось?)
Ну, хотя не поздно нам…
Тут представить ее вам,
И рассказать здесь почему
Не сидится на дому…
2
Марья Ивановна, потом…
Почту брала вечерком.
Меж газетами она
Письмецо какое-то нашла.
Прочитав сию письмо
На ум сразу ей пришло:
Полететь на юг домой…
(Что я делаю порой
Ведь родина моя там,
Часто сниться по ночам.)   
3
Здесь родителям Валентины
Бабка все тут рассказала
Сей трагической картиной…
Бабка больше всех рыдала.
И тут же было Алексей
Сделал климат тяжелей,
Ляпнул: могут их убить
Надо ехать - защитить.
(Мужик не теряет лицо-
А, в сущности, оно одно.)
4
Алексей и тут Марина,
Вместе с ними бабка Маша.
(Как и вся наша картина…
Вся с комками… манная каша.)
На вокзалах тут живут
Им билет не продадут
Либо раз, два, иль три
Стоимость переплати.
(Аль нету денег-извини,
На вокзале подожди.) 
5
Давай оставим их в покое,
Будут билеты - прилетят.
Лучше займемся мы бедою,
Что Романа друзья хотят…
Прочитав сии записки,
Боря яростно курил.
И, конечно, без подружки
Он по адресу сходил…
Чем закончится рассказ,
Излагаю, сей же час. 
6
Вот теперь лежит  в больнице
В положении он тяжелом;
Наблюдают за ним сестрицы,
Выражая жалость взором.
Капельницу здесь меняя,
Что ей делать здесь, не зная,
Меняет повязку на плечах,
Тут молоденькая в очках.
И еще пореза три,
И кровь стекает из внутри.
7
Часы бьют ровно восемь,
Срочно вызвали врача…
(На дворе… еще не осень…
С чем не шутить сатана.)
К операции подготовка:
Везут его в кабинет.
( Молодежная тусовка…
Результат – здоровья нет.
Если хуже… не дай бог,
Ты простишь  меня дружок). 
8
Была для Вали жуткая ночь,
Обеспокоена она,
Сообщить или прочь
Борю отсюда гнать должна?
Сообщить может в милицию?
Или, просто нашел девицу.
Может все не так уж страшно;
После не было ужасно,
Я предпринять что-то должна;
Звонок услышала она.   
9   
К дверям тихо подошла,
И в глазок она взглянула.
И, конечно, здесь она
Халат скромно застегнула.
Отворила чуть-чуть дверь;
(Ты, читатель, верь - не верь, -
Тут стоял человек в мундире),
Отворила она шире.
И представился милиционер
И начал  он на свой манер.   
10
Поговорил он  с ней немножко,
И повестку ей вручил,
И сказал, что недалеко…
И еще одно спросил:
Большой ли конкурс в ЛГУ?
И, конечно, ответ ему
Валентины был молчок,
Он сказать ничего не мог
И  молча вышел на порог,
Не считая за упрек.   
11
Проводив его же быстро,
Валя дверь тут заперла,
Нарядившись очень быстро,
Вышла из дому, пошла.
Вот к больнице подъезжает.
Вот  уж двери открывает.
А там дежурная сестра,
Не пускает, мол, нельзя…
Халат,  тапочки взяла
В сумку бросила, зашла.   
12
Вот нашла она палату,
Не пускает ее сестра.
…Вы тем более без халата,
И  вообще сюда нельзя.
Валя слушать, здесь не стала
И в палату забежала,
Ей вдогонку тут сестра,
Молвила такие слова:
Если в правду вам сказать
Он не в силах вас узнать…
13
Вас прошу, сейчас оставить
До прихода главврача.
Я сейчас должна поставить…
Извините мне пора.
Валентина здесь присела
Ничто понять не успела.
А затем пустилась в путь
Хоть немножко отдохнуть.
После жуткой, страшной ночи
Не сомкнула она очи. 
14
Приезжает, открывает,
(Знаете, кого встречает?!)
Тут совсем удивлена…
Видела родных она.
Они, заметя ее грусть,
Не раскрыли даже уст,
И каждый подумал, что она
Рассказать сама должна.
Рассказала, что ей ведомо,
Утаив только имя - Рома.   
15
Алексей тут  на сей раз
Решил съездить, тот же час
Валя молвила сестра
Не пускает до утра.
Не успокоясь он решил…
Набрал номер, позвонил,
Здесь сестра ему так мило
Что к чему тут объяснила.
Он здесь трубку положил,
Сразу быстро закурил. 
16
А потом в себя придя
С Валей начал разговор.
(Ведь она ж его дитя
И не может быть в укор)
А затем с ней осторожно…
Начал ругать тут серьезно,
За то, что парня привезла
Она обиделась, ушла…
(Понимаю, очень, ясно,
Хотя, может быть,  напрасно.)
 17
Вам, читатель, как и мне
Хорошо она знакома.
И известно, даже во сне
Твердить слово…только - Рома.
А родня хотела с ней…
Боря звал ее своей,
Может, так он называет,
Но она не замечает.
Все мы думаем, что любовь
Возвращается нам вновь. 
18
Одни думают так всегда:
Любовь, блуд - одно и тоже;
Я скажу тут никогда,
А может просто, они похожи.
Крупно ошибаясь так
Долго в мире сей живут
Не признаясь, как никак
Что часами себе лгут.
Ошибаясь, так они,
Так  живут всегда в тени. 
19
А когда тут вспоминаю
Прошлые приятные дни
Но одно я точно знаю
Не вернуться вновь они.
Вспоминая прошлые годы
Я начал тут писать роман
Ведь допускается в природе,
Ну, так скажем, чуть обман.
Если это несет добро,
Иначе быть тут не могло.
20
Я когда прикинул план,
Имя, сразу изменил
И по вкусу подменил.
(И допускаю чуть обман.)
И еще тут многое есть,
Что поднимет нашу честь…
Есть,  конечно, исключенья,
Словом, мои приключенья.
И вообще о жизни я
Изложил я вам, друзья! 
21
…Вот уж утро, все они
Нарядились и пошли
Вот больнице здесь стоят,
А врачи им говорят:
Вся опасность позади
Можете домой идти.
Здесь скажу, читатель, я:
Все тут Борины друзья.
Помнишь, как тогда гуляли?
Они такого не ожидали.
22
Так до вечера стояли
А потом неверно устали,
И помчались по домам.
-Завтра чтоб вернуться нам, -
Как один из них сказал. -
Мы должны чуть отдохнуть,
А не то и нам капут.
Как о нем я услыхал,
Суток двое уж не спал,
И себя немножко жаль!
23
Валя встала рано утром
Не закончив свой туалет.
В настроение в паршивом,
Не дав отцу даже ответ.
На вопрос, куда пошла,
Выбежала… и нашла.
Здесь повестку показала;
Подсказали, как пройти,
Она дверь тут постучала.
Попросили здесь войти.   
24
...На сей раз она печальна,
Так, как некогда была
Молчалива…(может случайно,
Рому выдала она?)
Чувство жизни в ней остыло,
Что такое с ней случилось?
Неужели вновь влюбилась?
(Или просто с ума сошла?)
Нет! Скажу читатель, я
Это тайна здесь моя.
25
Пришла Валя здесь к подруге
Просить ее об услуге,
Что бы ценный дала совет,
Как ей тяжек, будет свет,
Если Рому так посадит,
Может, она что-то скажет...
Люда, посслушав до конца,
Сказала: - плюнь ты глупца,
Ведь друга лучшего найдешь?!.. –
Иль за Борю не пойдешь! 
26
"Здесь подруга ошибалась,
Или просто не решалась
Если Рому защитить -
Значит, любовь подтвердить. -
Долго думала она -
Или я сошла с ума?
Есть ли, на земле, любовь?
Если брошу, что мне вновь…
Иль вообще, стоило мне…"
А далее видит все во сне:
 27
Вот попала как-то в царство
В старых рваных башмаках,
И платьице тоже рваное -
Это, просто, ужас, страх!
Ходит она по дворам,
Просит что-то (стыд и срам).
Тут увидела царица,
(Ей, конечно, это сниться.)
 По велению ее
Притащили как тряпье.
28
В чем нуждаетесь - поможем, -
Молвила здесь ей царица, -
Если хочешь веселиться,
И такое устроить сможем!
Отвечала Валя ей:
"Я голодна тридцать дней,
Я тут по лесу гуляла,
Пока Вас не повстречала,
Если можно накормить
Я довольна, буду жить!»
29
И царица тот же час
Высказала свой приказ:
Отвести ее туда,
Где она может сама
Привести себя в порядок
(Никаких тут беспорядок.)
Накормить и напоить,
А потом ее нарядить,
И покои показать,
Где придется ночевать.
30
Своим видом поразить
Всех решила здесь она.
Нарядившись, вот стоит:
Так красива, и стройна.
Здесь придворный к Вале подходит,
И разговор такой заводит:
«Прошу следовать за мной,
Кто нарушить ваш покой,
Мне велено наказать,
И дворец вам показать.»
31
Тут царица их встречает,
Что сказать сама не знает.
И запела нараспев:
(Стояла Валя покраснев.)
Что на свете лучшее нет,
Что затмит она весь свет
И хочет ли она иль нет. -
Все свои семнадцать  лет, -
Будет царством здесь владеть,
А пока что ей терпеть.
32
Вестью  тут удивлена
Стояла молча здесь она.
А потом ее царица
Уводила веселиться
И сказала, ей она:
С давних пор я не пила,
И еще сегодня мы
Соберем всю знать страны,
И устроим 0маскарад.
Наденешь лучший из наряд!
33
Вот уж вечер; гостей много,
Как самого дорогого,
Валю сажают в первый ряд.
(Роскошный был на ней наряд).
Тут и музыка играла,
Валя речь свою сказала,
Кто-то кушает и пьет;
И к ней юноша идет,
Вот на танец приглашает, -
Что нам смертным подобает.
34
Вот, как вальс они танцуют;
Свежий ветер в окно дует,
Вдруг, подул тут ураган,
Что все стекла пополам…
Все тут быстро разбежались,
Кто как может, одевались…
Вот царица ищет Валю,
Бегая по всему залу.
 Валю, юноша схватил
И ножом ее убил.   
35
Валя тут проснулась с  криком;
Даже все проснулись здесь,
Подбегает бабка мигом,
(будто в нее вселился бес.)
- Что случилось? Что с тобою?
Чем тревожена… бедою?
Вечор то ж  была бледна!
Ужели вновь ты влюблена?!
Спи спокойно, спи дитя,
Пусть проходит все шутя! 
36
Чуть поспав еще немножко,
Бабка встала и прошлась;
Отворив, она окошко,
С Валей рядом улеглась.
Что ты видела во сне? -
В эти дни ты как в огне,
Тебя  я не узнаю…
Вину свою признаю.
Если не оставила б я,
Стороной прошла б беда. 
37
"Бабка, маша, я во сне…
Знаете, что снилось мне?!…"
Рассказала ей подробно,
Какой сон пережила,
Что-то очень неудобно…
И тут слезы пролила.
Бабка Маша итог подбила,
На три части сон разбила:
Нищета, богатство, кровь.
Кровь, по-моему, - любовь!   
38
-Не будь, Валя, так грустна,
Влюблена ты без ума.
А если веришь ты в любовь,
Значит, не теряй ты вновь…
А впрочем, еще впереди…
Набери терпенья, жди!
Ну, теперь, дитя, вставай,
Пора пить с тобою чай, -
Валя здесь встает уныло,
Словно солнце ее затмило. 
39
Позавтракали, и пошли
Борю снова навестить;
Вот к воротам подошли…
А у Вали грустный вид.
Ей предсказывает сердце,
Что такой сон не к добру.
А значения "нищета"?
Не принесет ли ей вреда?
Такими мыслями томясь…
(Естественно, не смеясь). 
40
Вот стоят тут в коридоре
И спрашивают у сестры:
Нынче легче стало Боре?
И что предсказывают врачи?..
А сестра в ответ  ни слова,
А взглянула лишь сурово,
Будто здесь и их вина,
Что стоит, она грустна;
Затем молвила она:
"Я сказать вам все должна! -   
41
"…В состоянии был  тяжелом
И потом скон…чал…ся  он" .
Сразу слезы тут пошли,
Постояв, врачи ушли…
И я остался поражен,
Сам собою удивлен.
Как мог я нынешним врачам
Доверить друга; по рогам
Им скорее надо бить -
Что не мог остановить!!
  42
И вообще, в часы досуга,
Буду вспоминать я друга,
И вспоминать те прежние дни,
Когда были веселы.
Больше Борю никогда
Не вернуть, как те года,
Которые вместе с ним прошли.
Как мне грустно будут дни,
Которые пройдут без него,
Что мне делать? (Ничего.)