Сенокос

Нина Салина
   Лето было жарким. Стояла изнурительная жара. Но сторожилы знали, что вслед за такой жарой обязательно пойдут грозовые дожди. Да и барометр у лесника показывал, что будет дождь. Укос травы был не богатый и люди надеялись пополнить запас сена отавой. Всем, работающим в лесничестве, выделяли луга и лесные поляны под покос. Косили и убирали сено все вместе, дружно ставили копны, потом их делили между  собой и по первому снежку вывозили на подворье. Сено убирали после работы, либо в выходные дни. Вот и сегодня собрались бабы и ребятня на сенокос. Маленькие ребятишки переворачивали сено граблями. Постарше сгребали его в валки,  а взрослые делали копны. Все устали от такой работы, да и слепни донимали не давали покоя. От их укуса образовывались волдыри и они сильно чесались. На открытой поляне их было очень много, а если уйдёшь в тенёк, там донимали комары.
   К обеду все притомились и решили в самый жар устроить отдых. На поляне, в тени кустов, устроили коллективный обед. В основном у всех  на обед было одно и тоже. Варёная картошка, хлеб, лук и огурцы со своего огорода. Редко у кого были яйца.  Для питья брали квас. Каждый брал квас своего изготовления и у всех он был разный по вкусу. Особенно ядрёный квас с привкусом мяты был у моей мамы. Как ни старались соседки, но такого кваса у них не получалось. Сидели кружком, каждый рассказывал что -нибудь смешное и все дружно смеялись.  "Ну, Дуська, уморила ты нас сегодня. За тобой не угнаться. Чисто мужик!"- говорила тетя Наташа нашей соседке Дусе. Дуся, баба среднего роста, плотная, как сбитень. Круглое лицо обрамляли две косы. На веснушчатом лице всегда была озорная улыбка. Близко посажанные глаза, казалось всегда смотрят на человека с неподдельным интересом. У неё были сильные ноги и её всегда ставили на верх, на копну, утрамбовывать сено. Но сегодня она решительно отказалась от этой работы.- "Всё я, да я. Пусть и другие там поработают!"- сказала она. Своими сильными руками, она цепляла столько сена на навильник, что любой бабе было не под силу. Сначала они тоже пытались нацепить сена столько же, но потом быстро выдохлись и устали.  -"Чисто мужик! Вот наградил бог тебя такой силушкой!"- вступила в разговор тётя Маша. -"А я и есть  мужик!"- засмеялась Дуся.  -"Не верите? До замужества у меня было имя Иван Иванович Фомин. Это уж когда я за Петра вышла замуж, то поменяла и фамилию и имя. - "Хватит брехать-то. Что придумала?"- отозвалась Мотя. - "Чистая правда. Вот тебе крест!"- сказала Дуся и перекрестилась. Просто так никто креститься не будет. Это великий грех. -"Хотите расскажу?"- продолжала  она. Все согласились послушать её рассказ. И она начала рассказывать.

     -"Жили мы на крайней улице большого села. Когда матери приспичило рожать, отец привёз бабку повитуху. С утра затопил баню, чтобы она была не жаркой, но хорошо прогретой. Нагрели воды и приготовили пелёнки. Мать благополучно родила и через месяц устроили крестины. Крёстным отцом стал двоюрный брат отца, живший на другом конце села. А крёстной матерью сношельница, жившая с братом отца, в соседней деревне.
     Она задерживалась и мать переживала, не опоздать бы в церковь. Была середина марта, но оттепели не было. Стоял лёгкий морозец. Как всегда, на гулянку мать наварила брагу. И отец с кумом хорошо приложились. Когда приехала кума, кум был уже "хорошенький." Быстро запеленали меня и отец повёз всех в церковь. Тем временем батюшка отвёл службу в церкви и окрестил всех, кому надо было. И на тебе, заявились со мной кумовья! Делать нечего. Отказать батюшка не мог, не смотря на то, что его самого в доме ждали гости. И он стал по быстрому меня крестить. Поскольку на мне была длинная крестильная рубашка, то не видно было, кого крестили, мальчика или девочку. А ещё было прохладно и в купель не опускали, а так делали помазанье. Батюшка спросил у кумовьёв -"Как назовём младенца?"- "Да Ванькой, Иваном"- сказала кума. Так и записали меня, Иван Ивановичем Фоминым.
     Когда приехали домой, мать спросила: -"Как назвали дитё?"- -"Ванюшкой, Иваном"- ответила кума. -"Как Иваном, девка ведь родилась?"- удивилась мать. Гости сидевшие за столом дружно засмеялись. Долго судачили об этом недоразумении и решили: -"Пусть будет Дуськой. Ведь на Евдокию родилась."- Так я жила и не ведала, что я не Дуська, а Ванька"- закончила свой рассказ тётя Дуся. -"Ну, а что дальше было, как ты узнала об этом?"- стали расспрашивать её бабы. -"Как, как а вот как! Мы с подружкой, как и вся молодёжь нашей деревни, мечтали уехать в город. Но это не так-то просто было сделать. Уехать можно было, только поступив в городе в ФЗО(  Училище - "Фабрично Заводское образование "). Вот и мы решили туда поступить. Пошли за справками в сельсовет. Подружке сразу дали справку. А мне сказали. У нас такой нет."- "Как нет?"- удивилась я. Я назвала дату и год рождения, фамилию своих родителей.     -"Нет"- сказал председатель сельсовета. -"У нас есть с такими данными Иван Иванович Фомин."- И он ничего с этим поделать не может. Надо ехать в город в суд и доказывать, что ты Дуська, а не Ванька. А ещё проще выйти замуж и сменить имя и фамилию.
      Зарёванная, я пришла домой. Тут мать вспомнила всю эту историю с крестинами, которой они с отцом не придали большого значения. И ещё она вспомнила, что после родов, когда она впервые пошла в церковь, знакомые, которые попадались ей тогда , говорили: -"С сыночком тебя Марковна!"- А она ещё удивлялась и говорила, что у неё родился не сын, а дочка. Они удивлялись и говорили -"Надо-же, а нам сказывали, что сынок."- Мать с отцом люди тёмные, не грамотные. Они в городе-то никогда не были, не то чтобы по судам ходить. -"Так и накрылся мой город! "-вздохнула Дуся. -"Потом посватался Пётр и я без оглядки выскочила за него замуж."- Бабы удивились Дуськиному рассказу. -"Вот тебя бог и наградил здоровьем и силушкой, как мужика!"- сказала тётя Наташа. Они ещё посудачили и посмеялись над Дусей. Потом прикрыв глаза платками, легли на сено отдыхать. А мы, ребятишки, пошли в ближайший лесок. Там в это время поспевала костяника и мы охотно ею лакомились. А за тётей Дусей закрепилось прозвище. Её в шутку стали называть не иначе, как Иван Иванычем.