Легко ли быть добрым?..

Алексей Анатольевич Карпов
«Что такое доброта, что это такое доброта?
   И увидеть нельзя, и нельзя потрогать...»
                (Барбарики, детская песенка)

Трогательные весточки из прошлого, как правило,  настигают нас нежданно и негаданно. Во время недавнего визита к маме решил я истопить баньку. По соседству с горкой поленьев оказалась и заботливо приготовленная стопка старых, пожелтевших от времени газет и журналов — идеальное средство для разжигания дров. И тут мое внимание привлекла передовица «ПРАВДЫ» с фотографией дорогого товарища Леонида Ильича Брежнева. Портрет генсека-орденоносца невольно вызвал  улыбку: это из каких же пластов сарайных недр маме удалось добыть подобные раритеты?!

ОТКРЫТКА ИЗ ДЕТСТВА
Огонь в топке быстро освоился, и принялся с жадным треском  пожирать сухие полешки. Потянуло ароматным смолистым дымком, по стенкам забегали пламенные блики, создавая в предбаннике особый уют, покидать который совсем не хотелось. А еще возникло непреодолимое желание полюбопытствовать, о чем и как писали коллеги-газетчики, освещая события эпохи, которую потом нарекут застойной.

Неожиданно из разворошенной газетной стопки выскользнула открытка, подписанная мною сорок лет назад! На обороте простенькой советской открытки, которые на хвалынской почте продавались тогда за 5 копеек, округлым детским почерком я поздравлял маму с наступающим 1974 годом. Удивительно, но минувшие десятилетия никак не сказались на внешнем виде открытки, она выглядела неправдоподобно новенькой, словно только что из типографии.
Каким чудом вообще сохранилось это послание... можно лишь гадать! Улыбнуло и содержание поздравительного текста. В числе традиционных пожеланий я почему-то выделил красной пастой две фразы:  «С НОВЫМ 1974 ГОДОМ!» и «ЖЕЛАЮ ДОБРА!». Отчего «добро» оказалось авторитетней остальных пожеланий: счастья, здоровья, и успеха в труде — тоже загадка, ответ на которую затерялся во времени. Может тогда понятие «добро» имело для меня какой-то особый смысл и значение. Тогда... А  сейчас?!

Открытка из прошлого навеяла мысли, которые наверняка посещают каждого взрослого человека: много ли хорошего я делаю в своей жизни, могу ли считать себя добрым человеком? И вообще, возможно ли в современным мире генерировать исключительно положительные эмоции и идеи, творить добро другим во благо? 

НЕ ДАЙ ПОНЯТЬ, ЧТО ТЕБЕ ЧЕМ-ТО ОБЯЗАНЫ
Не секрет, что самый лучший адвокат, который оправдает любые наши мысли, слова и поступки — это мы сами... И как ни крути, но в этом «адвокатском» итоге получается, что, в общем-то, все мы люди светлые, добросердечные и отзывчивые... Конечно, случаются иногда косяки, а у кого их нет?!

А еще, каждый знает и помнит про правило «бумеранга», согласно которому все содеянное тобой рано или поздно возвращается. Если не к тебе, то к твоим родственникам. Поэтому, подавая милостыню или перечисляя деньги неведомым тебе больным или пострадавшим от стихии людям, невольно подразумевается, что ты совершаешь это в первую очередь для себя, тем самым, как бы пополняя личный баланс добрых поступков.

Некоторые люди при этом втайне надеются и ждут, что содеянное ими добро, если не воздастся сторицей, то будет хотя бы оценено. Забывая главное, что истинное благодетельство не требует воздаяния.
Вероятно, из-за таких разочарований и появились высказывания типа: "Для всех добрым не будешь", "Не делай добра не получишь  и зла". А у англичан на этот счет имеется очень емкая поговорка: «Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным».

Еще с детства мне запомнилось изречение одной пожилой набожной женщины, которая приходила в гости к моей бабушке. Она озвучила мысль, которая тогда потрясла меня: «Если сделаешь по-настоящему доброе дело, следом случается какая-нибудь неприятность или искушение находит. Это происки бесов. Они ведь бесятся от того, что кто-то добро делает. Ну и ладно, пусть будет мне зло, зато Господь-то видит мои добрые дела.».
Наверняка, каждый читающий эти строчки сможет припомнить свою «историю доброты». Например, как согласился стать банковским поручителем,  дал взаймы денег, помог встать на ноги и... оказался «кинутым». Или видя, что у человека что-то не получается,  оказал помощь. А тот, кому ты помог, расценил поступок, как унижение его достоинства или как ваше самовозвышение за счет других.  Большинству людей категорически не нравится  статус должника. И фраза: «Я никому и ничего не должен» произносится, как правило, с оттенком некой гордости.

На одном из форумов, где обсуждалась тема «добра», я прочел интересное высказывание: «Сколько бы ты человеку не сделал добра, он всегда будет думать, что ты мог сделать больше, но зажал. Поэтому не лезь со своим "добром", если тебя не просят. И если уж сделал что-то доброе, не дай почувствовать, что теперь тебе чем-то обязаны».

ПАНЦЫРЬ С ШИПАМИ

Прежде, чем ответить на вопрос, а легко ли быть добрым, наверное, стоит задаться полярным вопросом: а легко ли быть злым? Думается, что точно также нелегко и непросто, как и быть добрым. От рождения-то мы все добрые, но с годами обрастаем защитным панцирем с колючими шипами. Наверное, от страха остаться абсолютно беззащитным перед агрессивным миром…
Помнится, в свое время меня потрясла актерская игра Евгения Миронова, сыгравшего роль князя Мышкина в фильме «Идиот». По замыслу Достоевского  доброта, нравственность, чудаковатое смирение Мышкина, который будучи взрослым человеком, сохранил мироощущение ребёнка - это воплощение христианской добродетели и даже некое осовремененное олицетворение Иисуса Христа.

Глядя на экранного героя, становилось не только страшно за него, но и непонятно, как же он такой «безпанцирный и нешипованный» вообще умудряется выживать в жестоком мире людей?! Роман «Идиот» был  написан и опубликован в 1868 году, но за полтора минувших века человечество стало жить по еще более агрессивным и алчным правилам.

Со стороны посмотришь, кругом сплошь милейшие и доброжелательные люди: никто как Карабас-Барабас с плеткой вроде не ходит... Но проявления зла и неприятности в жизни, тем не менее, регулярно случаются, демонстрируя, что незримый баланс добра и зла — сохраняется всегда. И стоит лишь изменить благостную ситуацию, на чуть более экстремальную, как милейшие люди могут весьма ярко и убедительно продемонстрировать, какой у них крепкий,  шипастый панцирь и мощные клешни...

Недавно мне довелось стать свидетелем разговора, когда один демобилизовавшийся ВДВ-шник делился впечатлением от встречи со священнослужителем. К ним в подразделение приезжал православный батюшка с целью духовного общения и нравственного просвещения солдатиков. Из общения с духовным наставником десантник сделал следующие выводы.
Батюшка объяснил, что содержание Библии имеет более глубокий посыл и иносказательный смысл. А я ведь, когда Библию полистал, тоже подумал, что не все там написано открытым текстом! — просиял десантник. Вот, например, там в заповеди сказано: «Ударили тебя по левой щеке — подставь правую!». А ведь это же недописанная инструкция по тактике рукопашного боя! Соперник думает, что ты его боишься, и пока замахивается... надо бить его коленом в пах. На поражение, чтобы больше уже не замахивался. Церковники же об этом для верующих напрямую не напишут? Интересная, согласитесь, трактовка Заповеди  Божьей…

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ
Как бы там ни было, но вы можете хотя бы представить себе ситуацию, когда все люди на  планете отказались от любых проявлений зла и наперебой соревновались в добродетели? Сложно? А вот французский писатель Бернард Вербер в своем романе «Танатонавты» (разведчики смерти) такую ситуацию смоделировал весьма ярко и убедительно.
В центре сюжета — два человека, с раннего детства заинтересовавшихся смертью, а точнее, тем местом, куда человек после смерти попадает. Повзрослев, эти самые два человека — Рауль Разорбак и Мишель Пэнсон — возглавили проект по исследованию загробного мира.
Первыми добровольцами-танатонавтами стали преступники, осужденные на смертную казнь. Далеко не сразу эксперимент увенчался успехом, но со временем тот путь, по которому идут умершие на суд архангелов, удалось исследовать во всех подробностях. Один из «вернувшихся с того света» танатонавтов рассказал в прямом телеэфире, какие чудовища и ужасные испытания ждут грешников на одном из загробных уровней!!!
Что потом началось! Общество было настолько потрясено его рассказом, что преступный мир сразу самоликвидировался, а народонаселение не только отказалось от греховных соблазнов, но и пустилось в благотворительный марафон. Закончилось все это тем, что бомжи, бродяги и просто тунеядцы обнаглели настолько, что стали заходить в дома и магазины и пользоваться всем, чем хотели. Никому это, естественно, не нравилось, но «благодетели» терпели.
Лидеры религий, выступавшие  поначалу против исследований загробного мира, поняв, что «процесс пошел», и его не остановить, попытались взять его под контроль. Но даже, когда и это удалось преодолеть, счастья людям это все равно не принесло...

А ТЫ НА ЧЬЕЙ СТРОНЕ?
Дочитав статью до этого места, скептики могут заметить, что добродетель пресна и скучна, а зло — это двигатель прогресса. Ведь это потомки Каина начали строить крепости, из которых выросли города, научились ковать металл для оружия, и только потом для орала. Благодаря войнам, развивались инженерная мысль и наука. Вторая мировая война дала толчок атомной промышленности, открыла дорогу в космос. А так бы сидели все благостные, но при лучине и без интернета...

Трудно с этим поспорить, потому что человек, как колобок, слепленный из двух частей белой глины и черной грязи. Кто-то из себя эту грязь выдавливает, кто-то копит и умножает. Творить добро - значит, постоянно балансировать между хорошим и плохим, в поисках золотой середины.  Ведь если ты добрый, значит, ты не делаешь людям зла (по крайней мере, специально),  и на зло должен отвечать добром.

P.S. Взрывы прогремевшие в Волгограде унесли жизни десятки людей, и не знаю как вам, но для подонков взорвавших тротиловые заряды у меня доброты нет. Нисколько. Наверное, не достиг еще таких духовных высей.