Заволочье новгородское. 1264 год

Рина Полесьева
   Ещё раз напоминаю своим читателям, что я не претендую на масштабные открытия. Ни к чему не призываю, ничего не опровергаю и не утверждаю.  Моё желание более чем скромное – получше узнать прошлое своей малой родины -  небольшого кусочка земли на правом берегу Северной Двины, в 250 км выше по течению от места её впадения в Белое море.
   К огромному удивлению в процессе работы над материалом я обнаружила, что история моего родного края совсем не так проста и однозначна, как принято считать в наше время и писать в современных учебниках по истории. Изучать её следует с нескольких тысяч лет назад  (а не с периода прихода сюда славян в средние века). Об этом свидетельствуют многочисленные факты, которыми усеяны исторические архивы и различного рода исследования, несмотря на строгие запреты, вероятнее всего, по политическим соображениям.
   Я намеренно стараюсь избегать в своих работах упоминаний и ссылок на официальные источники, чтобы не перегружать информацией широкий круг читателей, в основном неподготовленный, для которого пишу. Кому эта тема покажется интересной, сами найдут более подробные сведения и более авторитетных исследователей. Например, Н.М. Карамзин в своём труде «История государства Российского» в первых главах пишет, что до образования Руси на её северных окраинах жили какие-то народы, о которых мало что было известно в те времена. Сам Карамзин называет их «дикими», но в то же время отмечает, что у них были построены свои города.
   У большинства читателей так и не возникнет (и не возникал) вопрос, как это может быть, чтобы какие-то «дикари» (в современном понятии чуть ли не пещерные люди) и вдруг жили в своих городах? Самого историка такое несоответствие тоже, видимо, не заинтересовало. Для него не так важно было, какие народы населяли эту территорию раньше, как жили на её окраинах. Спасибо ему за то, что он, хотя бы, вкратце написал о них, в том числе и о Биармии.  Читателей его трудов, в основном, представителей высших социальных кругов того времени, проживающих в центре России тоже, наверное, не особо интересовало, кто жил тысячу лет назад в северной глуши, в которую превратился наш край. Так ли уж важна для, совершенно, постороннего человека запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», который знать – не знает, кого собираются казнить, а кого помиловать?
   Для Карамзина и его читателей также не столь важно, каким образом жили «дикари» в своих городах. Для них важно было просто знать, что они были когда-то там, на северной окраине. А вот для потомков этих «дикарей» важно, куда сместить акцент в подобных высказываниях, тем более что и в дальнейшем постоянно происходит точно такое  же смещение. Непонятно, кто они были на самом деле: «дикари» или «городские жители». Согласитесь, эти понятия указывают на, совершенно, различные образы жизни, на разный уровень развития жителей.
    При исследовании истории моего села мне стало очень важно выяснить, кто  же всё- таки жил здесь тысячу лет назад. Это помогло бы заглянуть вглубь веков, как можно дальше, чтобы история максимально соответствовала действительности. Поможет понять движущую силу, основу характера современных жителей этого края. И, самое важное, можно будет узнать, кого на самом деле считать, помнить и чтить своими предками.  Такой вопрос встал очень остро после многочисленных открывшихся фактов. В настоящее время среди обычного населения повсеместно распространена версия, что наши предки – славяне, пришедшие сюда в начале II-го тысячелетия из Новгорода и из Москвы. На самом деле, оказывается, что к северу от широты чуть южнее Москвы повсеместно проживало в основном финно-угорское население. Даже, сейчас, по данным генетики, более 35% населения являются носителями галогруппы N3, указывающей на принадлежность к финно-угорской группе. Кстати, историки и, вообще, более просвещённые люди, прекрасно осведомлены о подобной ситуации.
   Почему же мы не знаем?! Этот вопрос я задаю себе снова и снова. Почему столько тайн в истории нашего северного края? Кому они сейчас нужны?! Зачем так урезать и обеднять нашу историю?!  Получается, что самый большой миф в нашей истории не Гиперборея и  не Биармия, а то, что первоначальное и основное  население Руси, а тем более у нас на севере было славянское. На самом деле,  при образовании Руси основное население в этом краю составляли финно-угры. Русский – не равно славянин, русский – это славяне, финно-угры и другие народы, которые проживали на огромной территории до образования нового мощного государства. И не будем верить в миф, что до прихода славян здесь ничего и никого не было. Будем выяснять, какие народы занимали бассейн Северной Двины в конце I-го, начале II-го тысячелетий до того, как сюда пришли новгородские, ростово-суздальские и московские колонизаторы.
   Официальная наука официально утверждает, что на протяжении двух-трёх тысячелетий территорию к северу от Москвы и почти до Белого моря, а с запада на восток от Балтики до Урала занимало финно-угорское население. Обращаю внимание, что занимали они эту территорию всплошную. Характерно прочными торговыми и, вероятно, дипломатическими и другими связями. Несмотря на то, что сильно отличались внешними данными (западные – светловолосые, светлоглазые высокого роста, восточные – черноволосые, темноглазые, невысокие) говорили они на одном языке, что и позволило учёным в дальнейшем объединить их в одну языковую группу – финно-угорскую. В дальнейшие тонкости вникать пока не будем, пока что для нас это не так важно.
   Нам важно уловить следующий  момент. За несколько тысячелетий до нас, а также и в наши дни основное население к западу от Северной Двины составляют всё те же финно-угры. На востоке также, оказывается, местное население относится всё к той же финно-угорской языковой группе испокон веков и до наших дней. Никто никогда не оспаривал проживание финно-угорского населения, причём с древней, хотя и мало изученной историей, на востоке и на западе от Северной Двины. Оспаривается только наша территория, примерно от Онеги до Пинеги. Даже, не то, что оспаривается, а как бы замалчивается изо всех сил. В результате получается, что эта территория специально не заселялась северными племенами, т.к. они всё поджидали, скоро ли сюда придут новгородцы. Когда же они приедут собирать дань, и объявлять права на сей, благословенный край?
   Вот такая ерунда получается, если верить в миф о созидающей миссии южных пришельцев. Этого не может быть, а вот то, что важнейшая водная дорога нашего края – Северная Двина с её многочисленными притоками  была густо населена (по меркам того времени, разумеется) это очевидно. Косвенно или с неправильно расставленными и недопонятыми акцентами это подтверждается во всех источниках, упоминающих об этой территории. Нужно только внимательно и с правильно расставленными знаками препинания читать тексты.
   Так, например, из Устава князя Святослава от 1137-го года, где он всего лишь перечисляет пункты сбора дани никак не следует, что эта территория принадлежала Новгороду, а уж, тем более, что называлась она Заволочьем. Вообще более-менее прочно новгородские становища по сбору дани установились на севере только к 1170-му году. Но и это тоже указывает только на более регулярный сбор дани, а не на территориальную принадлежность к Новгороду.
 После 1137 года опять долгое время нет упоминаний в летописях об освоении северных территорий.  Фигурируют Вологда, Великий Устюг, Белоозеро, то есть подступы к двинским землям с юга. На западной границе о влиянии Новгорода в те времена можно говорить только о Прионежье, которое входило в Обонежскую пятину.
   Остальная часть северо-восточных территорий Европы, похоже, отчаянно сопротивлялась вторжению славян. Сколько крови было пролито при завоевании славянами нашего края! Разбивается ещё один миф – о мирной колонизации нашего края.
 Если внимательно читать о военных походах древнерусских князей, можно обнаружить, что они воевали в те времена не только с внешними врагами на юге, западе и востоке и между собой, что нам втолковывали на уроках истории, но и отвоёвывали северные земли у местного финно-угорского населения.  Так, среди прочих, встречаются описания войн с чудью и емью. И можно сделать вывод, что племена обладали не малой силой.
   Первое военная схватка русского князя Владимира с племенами еми относится к 1040 году. Неизвестно, где в ту пору жили эти племена. Некоторые историки считают, что в это время емь занимала обширные территории на левом берегу Двины, по крайней мере, от реки Емца до Шенкурска и только после притеснений часть ушла на запад, а большая часть, по всей видимости, была истреблена.  Следующая стычка с емью произошла уже в 1042 году.
   В 1166 г. сын владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского Мстислав совершил поход в Заволочье. Это первая, из известных, крупная военная экспедиция суздальцев на север. В 1167 году дружина Андрея Боголюбского отбирает у новгородского отряда дань, собранную на севере.  В 1178 г. суздальцы строят крепость Гледен.
   В 1187 г. новгородские сборщики дани перебиты местным населением в Печоре и за Волоком.
   Известен поход 1191 года новгородцев с карелами на емь.
В 1207 г. из Владимиро-суздальского княжества выделилось Ростовское. В его состав вошли и земли по средней Сухоне, а также по Югу с Гледеном – Устюгом. Ростовцы первыми более прочно обосновались на севере, да и то только на южных границах, в Устюге. Но и после этого они ещё долго вынуждены были отбиваться от местного населения.
   В 1226 Ярослав Святославович «ходил на емь за моря, где ни один князь русский не был». (здесь, скорее всего,  за Ладожское и Белое озеро).
   В 1229 г. был совершен военный поход  за Волок в Шенкурье.
   В 1232 году финно-угры разгромили новгородцев, по всей вероятности, слишком далеко углубившихся в их владения.
   В 1256 Александр ходил на емь с новгородцами и суздальцами.
  А сколько походов остались незаписанными в летописях? Сколько записей с их упоминаниями уничтоженны случайно или преднамеренно?!  Самое время вспомнить торговые и военные походы на эти берега, описанные в исландских сагах. Противник, с которым сражались викинги и славяне на наших северных широтах был для них достойный. И он не мифический – реальный. Это наши предки – легендарная весь, не менее легендарная емь, фантастично легендарная чудь. Такими предками можно гордиться!
   Кроме физической и военной силы, о которых можно утверждать после знакомства со скандинавскими и русскими источниками, наши предки обладали недюжинными познаниями и умениями в более тонких материях. Викинги прямо описывают их умение колдовать. В русских летописях об умении северных обитателей пользоваться своими, как сейчас говорят, сверхспособностями не распространялись, зато достоверно известно о нашествиях в северные леса христианских миссионеров, а также  длительной и жестокой борьбе за умы и души северян.
   Термин Заволочье по отношению к нашему края впервые фиксируется в договорной грамоте Новгорода с тверским князем в 1264 году, через 20 лет после ухода большей части местного населения в Норвегию. Следовательно, официально территория бассейна Северной Двины стала новгородской не в 1137-м, а в 1264-м году. После длительных военных походов и столкновений не только с Москвой. Но и с местным населением, в том числе с легендарными биармийцами исландских саг, не менее легендарными народами веси, еми, чуди и другими. И как бы ни сложилась история потом, но они были! Они тоже были нашими предками, не в меньшей степени, чем славяне и не только генетически.  Они передали свои знания и умения, научили ориентироваться в своих северных лесах, передвигаться по северным рекам. Пользоваться лыжами и морскими судами. Северному терпению и миролюбию, наконец. Долго можно перечислять этот список, поэтому мы – их потомки должны, наконец-то, хотя бы, часть памяти о своих северных предках. Восстановить их имена, дела, славу. Тогда нам самим легче и проще будет ориентироваться  в настоящем и будущем.