Исповедь Инквизитора Плач палача - миниатюра

Сергей Дворянов
                ИСПОВЕДЬ  ВЕЛИКОГО ИНКВИЗИТОРА
                Одноактная миниатюра
                (второе название «ПЛАЧ ПАЛАЧА»)
               
                « - Я хочу познать Бога и душу человеческую!
                -  И ничего более?
                -  Решительно ничего более!»
                Августин Блаженный. «Исповедь».

                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
СВЯЩЕННИК – падре, святой отец
ТОРКЕМАДО – великий инквизитор, человек с застывшим сердцем
ДУША –  богоподобная  частица личности Торкемадо, пока ещё не узнанная им самим
                Католический костёл. Священник один – за кафедрой, читает Писание.   
                Входит Торкемадо.
СВЯЩЕННИК. (прерывает чтение, смотрит на Торкемадо)
Вот странный человек с потухшим взором,
Живой  мертвец, с усмешкой на губах,
Он смотрит на Христа с немым укором,
Кто он такой? Страдание и страх
Окутали его, как едкий дым
Окутывает пламя от костра
Не помню где, но я встречался с ним,
Он был другим, и я был молодым,
Похоже, снова встретиться пора…
                (Священник подходит к Торкемадо)
СВЯЩЕННИК. Чего ты желаешь, сын мой?
ИНКВИЗИТОР. Я желаю найти в этом бедном приюте то, что я безуспешно искал всю свою жизнь в обществе людей.
СВЯЩЕННИК. И что именно ты хочешь найти, сын мой?
ИНКВИЗИТОР. Смысл и оправдание моей жизни.
СВЯЩЕННИК.  Насколько я понял, ты собираешься исповедоваться?
ИНКВИЗИТОР. Что? Исповедоваться? Вы так считаете, падре? Пожалуй, стоит попробовать. Хотя бы один раз в жизни. Да, решено - я хочу исповедоваться, падре, именно так - исповедоваться.
СВЯЩЕННИК. Тогда сними капюшон, сын мой, ты же находишься в храме Божьем.
ИНКВИЗИТОР. Увы, падре. Я не могу этого сделать.
СВЯЩЕННИК. Почему?
ИНКВИЗИТОР. Для мен снять капюшон - всё равно что снять капюшон с кобры…Ха-ха… Шутка…Простите, падре…Всё объясняется гораздо проще, падре: мои глаза боятся света.
СВЯЩЕННИК. Странно... Ты хочешь сказать, что твои глаза привыкли к  темноте?
ИНКВИЗИТОР. Да. Именно так… Это что-то вроде привычки…Я боюсь света.
СВЯЩЕННИК. Но ведь Бог - это Свет.
ИНКВИЗИТОР. Я не уверен, падре. Это всего лишь «общее место», ходульная цитата из Библии. (агрессивно)  Скажите честно – Вы, лично Вы – видели Бога? Вы разговаривали с Ним? Вы ощущали Свет, исходящий от Него?
СВЯЩЕННИК. Нет, сын мой. Своими глазами я не видел Бога.
ИНКВИЗИТОР. (иронично) Я почему-то так и предположил.
СВЯЩЕННИК. Этого удостаиваются только святые.
ИНКВИЗИТОР. Святые? А может их нет?  Может это проходимцы, которые морочат голову простым людям?
СВЯЩЕННИК.  Сын мой. Я не видел Бога, но я слышал Его Слова  – они хранятся в Священном писании.(в этот момент раздаётся звон колоколов, Торкемадо затыкает уши)
ИНКВИЗИТОР. А нельзя ли закрыть вот это окно? А, падре?
СВЯЩЕННИК. Хорошо. Я закрою окно. Но прошу тебя, сын мой, всё-таки опустить капюшон.
ИНКВИЗИТОР.  Почему Вы привязались к этому капюшону, падре? Это символ моего одиночества. Не отнимайте у меня мой главный символ.
СВЯЩЕННИК.  Главный символ для каждого из нас  – это распятие.
ИНКВИЗИТОР. (невольно стонет) О! Не говорите так, падре! Не надо! Мне кажется,  я услышал звук плети  и хруст костей! Я слишком пристрастно отношусь к распятию.
СВЯЩЕННИК. Если ты и вправду желаешь исповедоваться, сын мой, - скажи мне, в чём обличает тебя совесть твоя?
ИНКВИЗИТОР.  Совесть? Моя совесть чиста. Чиста как кровь младенца. Просто я пришёл сказать Вам, падре, что я - не люблю Христа.
СВЯЩЕННИК. Что?! Я не ослышался?!
ИНКВИЗИТОР. Судя по размеру открытого Вами рта – Вы не ослышались.
СВЯЩЕННИК. Объясни мне, сын мой! Я ни от кого не слышал подобных речей.  Правильно ли я тебя понимаю: ты не любишь Христа, но ты хотел бы его полюбить, и из-за этого твоя душа страдает?
ИНКВИЗИТОР. Нет. Моя душа страдает по другому поводу.  Я не люблю Христа – это буквальное выражение. Я… не-на-ви-жу Его!
СВЯЩЕННИК. За что?!!
ИНКВИЗИТОР. Ненавижу его за слабость, за его сомнения и за его недостаточную преданность делу церкви…
СВЯЩЕННИК.  (с ужасом)  Да кто ты такой?
ИНКВИЗИТОР. А вот это вопрос, на который я пока не нашёл ответа.
                Инквизитор выходит на авансцену.
ИНКВИЗИТОР. Я – Торкемада, восставший из ада!
Самое смелое Божье чадо!
Я - инквизитор, холодный огонь,
 живущий без сердца, попробуй-ка тронь -
здесь на груди – видишь - не бьется, 
Птица из клетки наружу не рвётся,
Она не поёт, а лишь тихо смеётся,
Признаюсь,  я в тайну творенья проник –
Христос это первый из всех еретик,
Его идеалы лишь только мечта,
Нам церковь другая нужна – без Христа!
СВЯЩЕННИК.  Гонитель, палач и Духа хулитель,
Отвергший любовь и святую обитель,
Внешне – безгрешный, а в сердце неверный,
В запахе серном - жестокий и скверный
Чего же ты хочешь, ответь, Торкемада?
ИНКВИЗИТОР.  Покоя…По-кой – вот это награда!
Я видел вершины, скатился до дна,
Со мной совещался сам  Сатана,
Мне ангелы пели осанну… Творец
Своею рукой надевал мне венец!
Теперь я желаю того, чего нет:
Покоя…И чтобы не видеть Свет!
СВЯЩЕННИК.
Но Свет бесконечен, пойми Торкемада,
Эта пылинка и эта громада,
Которую мы называем Землёй
Созданы Богом, мой дорогой,
Он светел и свят, неуместное  «но»
Влечёт лишь терзания за собой!
Поэтому я открываю окно!
                (подходит к окну)
ИНКВИЗИТОР. Не вздумай, священник! Сейчас же закрой!
Сияние света исключено!
СВЯЩЕННИК.  Любовь безгранична, в ней нет исключенья
А прочее вряд ли имеет значенье!
Сегодня, сейчас и здесь – решено,
Тьма или Свет и любому  дано
Сделать свой выбор, и он за тобой!
Попробуй, когда я открою окно
Взглянуть на Мадонну, вот образ живой!
                (Появляется Душа)
ИНКВИЗИТОР.  О! Снова она, я повенчан с Тоской!
Местами меняются Небо и Твердь,
Кто ты, откройся?
ДУША.  Я – твоя Смерть!
Словно пушинка, безмерно легка,
В имени ты не ошибся – Тоска!
ИНКВИЗИТОР.
Боже, деянья твои велики,
Всё что ты хочешь, одно лишь взамен:
Праведный, Добрый – избавь от тоски!...
…Нет! Не избавит!... Мне проще у стен
Вежливо, страстно  просить расступиться,
Но от неё не сбежать и не скрыться!
СВЯЩЕННИК. Безумец, сущий безумец. Похоже, великий инквизитор лишился последних остатков человечности. Машет руками, разговаривает сам с собой. Он одержим, этот гордец, этот слепец, этот фанатик   - Торкемада. Подумать только! Совсем недавно он был величием Испании. Он вёл борьбу с нечестивцами, но теперь сам стал одним из них…
ИНКВИЗИТОР. (обращается к Душе) Сколько ещё?
ДУША.  Я печали полна,
Жить с обречёнными обречена,
Я заполняю собою эфир,
Словно эоловой арфы струна,
Меч я несу, или - может быть - мир,
Я вопль безутешный, и я - Тишина,
Вонзаюсь  в тебя миллионами глаз,
Потом  улыбаюсь, зажмурив глаза,
Без приглашенья в назначенный час,
Я появляюсь, словно гроза,
Обильна как дождь и чиста как слеза!
ИНКВИЗИТОР.
Зачем ты приходишь, Тоска, уходи,
Итак - слишком долго - ты ныла в груди,
Сейчас я мечтаю остаться один,
Я знаю, что лучшее ждёт впереди -
меня - не тебя, я не вижу причин
С тобой разговаривать!
ДУША. Нет, погоди! 
Любая причина лишь только намёк
На первопричину по имени Бог!
ИНКВИЗИТОР. Ты разбудила восторги во мне,
Помню об этом писал Августин:
Братья мои не блуждайте вовне,
Бог внутри вас…Значит нету причин –
Разных, неважных, второстепенных,
Есть первопричина по имени Бог!
Значит я прав, и сегодня я смог
Тайну из тайн постичь сокровенных –
Я –  есмь причина,  я – тот Господин,
Что совершает действо - Один!
ДУША.
С той лишь поправкой, что Бог не страдает
Бог не рождается, не умирает!
ИНКВИЗИТОР. Из этого можно сделать два вывода, моя милая тоскливая собеседница!... А то и три вывода! Либо нам следует признать, что смерть это ошибка Бога. И значит - Он несовершенен - и Его нет. Либо саму смерть мы признаём иллюзией, ошибкой нашего восприятия. В этом случае Бог остаётся, что гораздо привлекательней, учитывая тот факт, что мною неоспоримо доказано полное с  Ним тождество. А это означает отсутствие смерти как таковой! Не так ли?
ДУША. Смерть – это память, тот самый порог,
Ждущий людей в предначертанный срок
Теперь ты увидишь  себя без зеркал:
Как жил ты, сражался, и как ты страдал,
Что сутью считал ты, а что лишь игрой,
Я здесь, Торкемадо, ты кроток и пуст,
Почувствуй, как я заполняю собой
Пространство, которое было тобой, 
Впиваюсь в тебя миллионами уст,
Ты слышишь ужасный, волнительный хруст,
Что это – судьба? Или - кровь! Или - рок!
Так одевают  испанский сапог!
Видишь – запущена мной круговерть,
Та, что выводит из забытья,
Смерть – памяти пытка,  и я – твоя смерть,
Где ты и где Бог - объясню тебе я!
      (Звучит фонограмма крика от пыток)
ИНКВИЗИТОР. (падает, его тело сотрясают конвульсии, видно что он испытывает физическую боль, но он справляется с нею и произносит с сарказмом и смехом безумца ) О! Честно признаюсь, ты горяча!
Столько восторгов в этих речах,
Манишь, маячишь, ругаешь, пророчишь,
Ты - моя смерть? Чего же ты хочешь?
ДУША.
Жажду увидеть, как будет свеча
Долго во мраке бесстрашно гореть!
Я – твоя Жизнь, и Надежда и Смерть,
Я жажду услышать плач палача!
ИНКВИЗИТОР. Нет! Не дождёшься! Я не заплачу!
Сам для себя я хоть что-то да значу!
Некуда падать тому, кто на дне,
Всем плакать позволено, только не мне!
Я никогда не заплачу, поверьте,
Плач – наказанье весомее смерти,
Я навсегда свою плоть иссушил
Я охладил свой младенческий пыл…
ДУША. Знаешь, а это, пожалуй, вопрос,
Тот, кто на дне – океаном покрыт,
Толщами вод или волнами  слёз…
ИНКВИЗИТОР.
Там, в глубине, что-то очень болит!
Жжёт, и печёт, и палит и сверкает,
Щиплет, царапает…
ДУША. Или рыдает?
ИНКВИЗИТОР. 
Дайте мне хворост! Больше огня!
Ну почему ты никак не сгоришь?
Ну почему ты всё время кричишь?
ДУША. Помнишь, как мать тебя в детстве ласкала,
Волосы гладила хрупкой рукой,
И улыбалась, и тайно рыдала,
Видя, что мальчик её дорогой
Так непослушен, и так своенравен,
Так разговорчив и так одинок,
Так неразумен, и так неприкаян,
Близок, любим… и безмерно далёк!
Вот она здесь, твоя Божья награда,
Видишь слезу – приглядись, Торкемада,
Это слеза твоей матери …
ИНКВИЗИТОР. Кто ты?
Эти падения, эти полёты –
Мной неиспробованная игра,
Смерть или мать ты? А может сестра?
Ты обращаешь странника в прах,
Или из праха его возрождаешь?
Кто ты, ответь!
ДУША.   Торкемадо,  ты знаешь,
Просто боишься сказать это вслух,
Плоть растворится, останется Дух,
Мы ведь с тобой бесконечно близки,
В Божьей обители нету тоски…
ИНКВИЗИТОР. (обращается к Душе) Ах, до чего же ты хороша!
Кто ты признайся? Наверно душа?
ДУША.  Я - это ты , это – ты, Торкемада,
Та, кем ты был, не изведавший ада,
Чистый младенец, агнец,  дитя,
Та, кем ты стал – инквизитор, хотя,
Я никогда не менялась поверь,
Знай, что мой путь не знает потерь,
Но почему ты забыл про меня!
ИНКВИЗИТОР. Кто ты богиня? Царевна? Принцесса?
ДУША.
Жанна де Арк! Я Святая Агнесса!
Я – Параскева, Екатерина!
Верная дочь благородного Сына,
Божьего Сына, который терпел
Муки твои!
ИНКВИЗИТОР. Торкемадо прозрел!
Ты - это я! Как я мог позабыть!
Жить – это значит любить, а любить –
Значит готовым жизнь отдавать,
Жизнь за других
СВЯЩЕННИК… И не умирать,
Если приходит к тебе благодать
Значит тебя не касается тлен
Лучшую жизнь ты получишь взамен
Этой никчемной, нелепой и страстной
ИНКВИЗИТОР. Здравствуй душа!
ДУША. Как я радуюсь!... Здравствуй!...