Записки ИП России 2012 - 2014гг

Елизавета Рябинина
Записки российского предпринимателя
Или разговор с Владимиром Владимировичем,
А вернее,  тормозной путь малого бизнеса.
Против лома нет приема…
Если нет другого лома
(Русская поговорка)
Девять месяцев я была беременна российским предпринимательством.
Так уж получилось, что младший сын, решив заняться более серьезным делом, передал мне свой скромный бизнес, связанный с ремонтом сотовых телефонов. Точка находилась в одном из малых городов Нижегородской области, это недалеко от Нижнего Новгорода, и туда можно добраться на электричке. А я имею право на бесплатный проезд на данном виде транспорта, и только это оказалось единственным плюсом в моей работе в качестве предпринимателя. Дальше – сплошные минусы. Во второй год мирового кризиса (конец 2010 года) неожиданно увеличилась госпошлина на официальное открытие индивидуального предпринимательства (ИП), при этом соответственно возросли и услуги нотариуса, а без его подписи и оттиска красной печати документы в налоговой инспекции не принимались. Подсчитаем первые расходы – первый материальный ущерб, нанесенный мне государством: госпошлина – 800 рублей и 300 рублей услуги нотариуса, всего – 1100 рублей. Довольно наивно полагая, что ежели я уже пенсионер,  зачем мне платить взносы в Пенсионный фонд России, все-таки заглянула в одно из отделений фонда, чтобы получить точную информацию по данному вопросу. Интуиция меня не подвела. Встретили новорожденного предпринимателя пенсионного возраста там крайне нелюбезно: молодая женщина с суровым выражением лица сразу сообщила, что ей некогда со мной заниматься. Когда  я спросила ее, что  возможно, начальница найдет для меня время, она недовольно бросила: «Ну, что там у вас?» А я, благодарно глядя на ее лицо, похожее на кислую капусту, задала свой вопрос: «Должна ли я,  будучи пенсионером, снова платить взносы в Пенсионный фонд?» «Обязательно!» - резко ответила она и скороговоркой зачитала мне Закон Российской Федерации об этом. Наверно, уже замучили наше бедное государство глупыми вопросами разные пенсионеры. Но если рассуждать логически, то почему пожилые люди, имеющие большой трудовой стаж и всю жизнь платившие пенсионные взносы, по - новой должны платить жадному государству. В комнате работали несколько девушек, и одна из них быстро распечатала и подала  мне лист с текстом данного закона. Да, на мой взгляд, Россия навеки останется азиатской страной: это только в Европе и на других континентах целых три года предприниматель не платит налоги, а государство всячески помогает ему в развитии бизнеса. Но я, вспомнив, где родилась, вздохнула и ушла несолоно хлебавши из вышеназванного учреждения. Уж позднее я узнала, что за год обязана уплатить в Пенсионный фонд России 10392 рубля, по 2598 рублей в квартал. И если в 2006 году предприниматели платили вполне приемлемую сумму: 1800 рублей за год, то уже в 2009 взнос повысили до 7272 рублей за год, а в 2010  - читай выше. Мой сын в качестве предпринимателя зарегистрировался в 2007 году: так что  эта информация совершенно точная. Взять кредит для развития бизнеса у нас в России просто невозможно. В городском отделе поддержки предпринимателей в 2007 году четко дали понять, что сначала нужно поработать полгода, доказав, что у вас прибыльный бизнес, а уж потом приходите, может, вам что-нибудь и «обрыбится». И пришлось моему сыну, только что окончившему институт, развиваться на мою крошечную учительскую пенсию и при этом исправно платить налоги, чтобы спокойно спать. Один начинающий предприниматель открыл мне «страшную» тайну: в одном из банков Нижнего Новгорода (не буду его называть, чтобы не подвести мужчину) ему дали кредит на развитие 200 тысяч рублей при условии десятипроцентного отката тому, кто его оформлял. Так и пришлось «откатить» банковскому жлобу 20 тысяч рублей. Действительно, прав поэт, сказавший, что умом Россию не понять. А куда было деваться бедному предпринимателю? Ой, что-то немного грустное начало моей деятельности, возможно, конец будет более веселым?! Поживем – увидим. В сбербанке России мне, как и моему сыну ранее, дали от ворот поворот. Цитирую записочку, которую при этом мне подарили на долгую память – к заявлению о кредите необходимо приложить  следующие документы: 1.Копии деклараций за два последних отчетных периода. 2.Копии квитанций об уплате налогов  за эти два периода. 3.Выписка из Единого Госреестра за последние три месяца. 4.Копии свидетельств ИНН и о постановке на учет в налоговом органе. 5.Если есть счет в банке, выписку по счету за последние шесть месяцев.   
 Ну что тут будешь делать?! Не рассчитывай, Манька, на брак – так называется в нашей стране облом с кредитом для свеженького российского предпринимателя. Передать из рук в руки скромный бизнес сына быстро не удалось, поскольку он был прописан в небольшом городе Кстове Нижегородской области. И если в Нижнем Новгороде при отсутствии задолженности в Пенсионный фонд справку об этом выдают в тот же день, а уж ежели таковая есть, то на другой день после оплаты долга, то чиновницы города Кстова долгие три недели « мурыжили» бедного сына-предпринимателя, пожелавшего закрыть свое мелкое дело.  При полном отсутствии задолженности  они требовали какие-то отчеты, которые в свою очередь задерживали чиновники Нижнего Новгорода, и потом через пень – колоду эта российская тягомотина продолжалась бы бесконечно, не позвони я в областное управление Пенсионного фонда России по Нижегородской области. И там, к счастью и моему удивлению, начальник отдела регистрации и учета предпринимателей Елена Вячеславовна, внимательно выслушав, пообещала сократить тормозной путь закрытия деятельности индивидуального предпринимателя. Недовольное ускорением процесса и не привыкшее работать быстро и добросовестно кстовское «крапивное семя», признав даже переплату по пенсионным взносам, по непонятным причинам насчитало пени около четырехсот рублей. Да подавитесь! Сын мигом оплатил требуемую сумму, надеясь навеки расстаться с этим замедленным городом и его чиновниками, на мой взгляд, держащими мировое первенство в номинации «Тягомотина в оформлении любых документов», но… не тут-то было. Заторможенные кстовские прапраправнуки знаменитого гоголевского героя Ивана Антоновича Кувшинное Рыло с нескрываемым злорадством сообщили мне, чтобы сын-предприниматель приходил за справкой через десять рабочих дней. И когда возмущенный  и весь чистый от долгов  ИП попытался  объяснить им, что уже и так прошло бесполезно почти три недели в поисках истины и сколько же можно… Десять дней – это был окончательный вердикт кстовских чиновников Пенсионного фонда. Как объяснили они, нужны три подписи их начальников, которые находятся в разных кабинетах, и просто необходимо по целых три дня 33 сотых, чтобы получить важные чиновничьи закорючки. Так,  что там такое Дмитрий Анатольевич Медведев говорил о системе одного окна, из которого будто бы возможно получить одним махом документы? Вы кремлевский мечтатель, господин Президент (все вышеизложенное происходило в октябре 2010 года, когда во главе России был Д.А.Медведев)! Небольшой нижегородский городок Кстово – это Вам не Россия, и законы для чиновников этого бесславного городка,  как говорится, не писаны. А если Вы не верите, как поется в народной частушке, возьмите и проверите, но только уж без помпы, не сообщая заранее о своем сюда приезде, иначе документ, который был так необходим моему сыну тогда в конце 2010, будет изготовлен для Вас за 10 секунд (сам высокий начальник обежит три кабинета своих подчиненных и за 3 секунды и 33 сотых получит у каждого их мерзкие закорючки). А приедь Вы тихо, без лишнего шума, да, не забудьте изменить немного Вашу внешность,    и уверяю Вас: получите от них, чиновников, «по полной тягомотной программе»! И Вы не сможете в городке Кстово Нижегородской области оформить даже самый простой-препростой документ в одном окне.            
Спуститесь с небес на российскую грешную землю и лучше  «ввалите» нашим бюрократам по «самые помидоры»! Вот это будет  реальная помощь.
Но хроника закрытия ИП еще не закончилась. Снова пришлось обратиться за поддержкой к Елене Вячеславовне, начальнице отдела регистрации и учета предпринимателей  по Нижегородской области, и процесс подписания справки об отсутствии задолженности перед ПФ РФ сократился наполовину. Не веря себе, полузакрытый ИП отправился дальше в налоговую инспекцию Кстова, и началась вторая серия его хождения уже по налоговым мукам. О, Господи! Если ты еще есть на небесах и не упал со стула, глядя на то, что происходит на Земле, вознагради всю бюрократию России по заслугам и немедленно!  Оказалось, что документы на закрытие ИП налоговая инспекция принимает только до обеда, а ИП приехал из Нижнего Новгорода уже после обеда. Спорить он не стал, поскольку это просто бесполезно (у нас в России чиновник всегда прав), но приехав на следующий день до обеда, ИП ждал около часа пропавшую неизвестно куда чиновницу: она ушла куда-то  и забыла вернуться на свое рабочее место. И только когда совсем обессиленный после долгих предыдущих мытарств предприниматель обратился к главной чиновнице налоговой инспекции Кстова с вопросом, куда пропадают на целый час ее сотрудники, пропавшая девушка внезапно тут же нашлась и приняла документы.  Очень надеялся ИП, мой сын, получить документы о закрытии своего дела через пять законных рабочих дней. И, вероятно,  уже совсем неинтересными будут такие детали о том, как ИП пытался отыскать реквизиты в налоговой инспекции все того же Кстова, чтобы оплатить госпошлину в сбербанке; и очень неинтересными будут такие факты, что сбербанки в Кстове или вовсе не работали, или не так, как было обозначено на табличках. Ох, ну до чего же скучна эта российская тягомотина, пропади она пропадом на все времена в самые что ни на есть тартарары! В конце концов (из конца в конец) ИП моего младшего сына  вместо шести рабочих дней закрывалось все тридцать три, а с выходными днями всего-то полтора месяца. И хотя с того малоприятного действа   прошло три года, проезжая через Кстово, я всегда вздрагиваю, вспоминая  те тридцать три рабочих дня.
Но, слава тебе, Господи, после долгого повествования о российском неизбывном бюрократизме я позволю себе  возвратиться к нашим уже, к счастью, семеновским баранам или,  проще говоря, поведать о моей недолгой деятельности в качестве предпринимателя в славном городе Семенове.   
Я приняла от своего сына эстафетную палочку предпринимателя, но,  к своей радости, была прописана в областном городе Нижнем Новгороде, где не было такого чиновничьего произвола, как в Кстове. К тому же в средней школе и институте училась отлично и, имея аналитический склад ума, умела учиться  на чужих ошибках. Подробным образом узнав о подводных камнях российского предпринимательства, я выполнила все рекомендации Нижегородской налоговой инспекции и встала на учет в Семенове, родине удивительно прекрасной золотой хохломы. А познакомившись с начальницей инспекции, моложавой  спокойной женщиной, сразу поняла, что здесь «кстовских» проблем не будет. Так оно и получилось. Главное: вовремя платить налоги и сдавать правильно заполненные декларации. Здесь, в Семенове, инспекторы помогали предпринимателям в их заполнении, отвечали на все вопросы, а на стенде висели образцы необходимых документов. Вроде бы и скучная тема для описания, но «поболтавшись в мутном кстовском омуте», я мгновенно увидела неоценимую поддержку всех предпринимателей, работающих в Семенове. И никто не мешал работать – сдавай все документы вовремя, плати налоги и спи спокойно. В пенсионном фонде, а нужно было сдавать отчеты по месту прописки, в Нижнем Новгороде, каждый раз мне помогали инспекторы      верно рассчитать взносы и заполнить отчеты, в которых без помощи знающих людей и без пол-литры (шутка) не разобраться. Поэтому,  забегая вперед, могу сразу сказать, что все отчеты, взносы и налоги сдавала и платила вовремя, а когда наступило время закрываться, никаких проблем у меня не возникло. Все прошло, как по маслу. И единственное, что необыкновенно возмущало, это несправедливый рост взносов в Пенсионный фонд России.      
На точке в Семенове у сына работала продавец, местная смышленая девушка, быстро вошедшая в курс дела, но самое главное  ее достоинство состояло в том, что, как верно выразился мой сын, она не «тырила», а была честным и порядочным человеком. Зарплата продавца по семеновским меркам была приличной: семь тысяч рублей (это в 2010 – 2011 годах). В маленьком забытом государством и богом городе Семенове средняя зарплата была в пределах пяти тысяч рублей. Но со мной она проработала совсем немного: ей сделал предложение замечательный парень, живущий в Сухобезводном, в двух часах езды от Семенова. Это было довольно неожиданно для меня, поскольку сын, передавая мне свою точку, обещал, что я буду занята лишь 2 – 3 раза в неделю, а получилось так, что мне пришлось ездить все пять рабочих дней в неделю. Опытный продавец предлагала вместо себя надежную подругу,  но знакомый бухгалтер предупредила, что налоги за продавца съедят всю небольшую прибыль и выгоднее работать самой.  Мне приходилось работать не целый рабочий день, а меньше, чтобы успеть выполнять все текущие дела.  И пришлось мне ездить на точку всю зиму, весну и лето. Это пагубно сказалось на моем здоровье. В электричке ездить было комфортно, а вот ждать подолгу автобуса, особенно зимой, и к тому же ехать на нем минут 15 – 20 , словно в морозильной камере – это уже было слишком… А как вспомню утренние пробки все пять рабочих дней в неделю и натянутые нервы все девять месяцев моей предпринимательской деятельности, так и вдрогну. Я превратилась в  сжатую пружину. Вот и пришлось мне расстаться с интересной для меня работой. Как учитель и психолог я легко находила  контакт со всеми клиентами, жителями Семенова, и они были довольны моей работой: всегда благодарили и рекомендовали своим друзьям обращаться только ко мне. У меня не было ни одной жалобы, и мне с простыми русскими людьми очень интересно было общаться. Но, к сожалению, пришлось все-таки с бизнесом  расстаться и передать в другие хорошие руки.   
Молодая красивая женщина, похожая на киноактрису (до того хороша!) решилась продолжить наше с сыном мелкое дело. Она некоторое время была без работы, а найти  ее в маленьком городе было очень непросто. Муж поддержал ее, обещая всяческую поддержку, более всего их убедили мои слова о том, что она станет хозяйкой этой торговой точки и будет работать  на себя, самостоятельно решать все вопросы, советуясь только со своим мужем. Несомненно,  мне было жаль бросать раскрученный, хотя и скромный бизнес, интересное для меня дело, так как у меня все отлично получалось: жизненный опыт же не пропьешь, наверное, не зря на своих хрупких плечиках я вынесла и горбачевскую «катастройку» , и лихие-прелихие 90-е. В ту эпоху перемен я трудилась на оборонном предприятии и при этом по несколько месяцев не получала плату за свой труд: государство отказало «оборонке» в бюджетном финансировании. Премьером  тогда был косноязычный   Черномырдин, я сегодня о нем даже слышать не хочу, потому что в те смутные времена  растила младшего сына-подростка, и он каждый вечер спрашивал меня: «Мама, а что мы будем есть на завтрак?» 
Но… человек предполагает, а судьба располагает: здоровье не позволяло продолжать и дальше сражаться с не любящим свой народ государством. Да и нервы уже не выдерживали ежедневного напряжения: я тогда была, как натянутая струна. Всем, что  знала сама, я поделилась с новой хозяйкой малого бизнеса, помогла и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, и в оформлении аренды помещения, где находилась торговая точка. Вот, кстати, неплохо бы создать сайт для будущих предпринимателей: чем рискует человек, собирающийся стать предпринимателем, что обязан делать при оформлении своего дела.  Один свеженький предприниматель так выразился о налоговом кодексе, который рекомендуют читать всем ИП: «От него едет крыша, кто же автор такого черствого произведения?» И посоветовал переписать его попроще, в доступной форме, чуть примитивнее.
Изредка я приезжала в милый моему сердцу город, с которым близко познакомилась около тридцати лет назад, заходила и на свою бывшую торговую точку и радовалась успехам новой владелицы, Они с мужем расширили ассортимент сопутствующих товаров, улучшили систему заказов и увеличили часы работы точки, что стало гораздо удобнее жителям Семенова. Мне же приходилось уезжать сразу после обеда, чтобы успеть выполнить заказы клиентов, а потом отвезти мастеру  телефоны, которые нужно было срочно отремонтировать. И каждый раз, навещая новую хозяйку точки, узнавала свежие сюрпризы для предпринимателей со стороны «родного» государства. И если конец 2011 и начало 2012 годов еще были не столь разорительными для представителей малого бизнеса, то конец 2012 года, можно сказать, убил наповал сразу 300 тысяч индивидуальных предпринимателей России (эти цифры были озвучены Президентом России Путиным В.В. в декабре 2012 на ТВ «Россия 24»). Если в 2011 и 2012 годах  взносы в Пенсионный фонд России и так уже стали заоблачными:16 тысяч рублей        (сравните  - в 2006 -1800 рублей за год), то на 2013 государственные «умники» зарядили уже 36900 рублей (а что уж не целый миллиард!) и, повторяю, убили наповал сразу 300 тысяч представителей малого копеечного бизнеса Руси. Они, представьте себе, взяли  да и закрылись, якобы, ни с того ни с чего. И, как уверял Путин В.В., выступая в телевизоре на каком-то совещании дня через два после озвучивания цифры 300 тысяч ИП, ушедших в никуда, что они уже и не работали, поэтому и закрылись. 
_ Да откуда же у Вас такие сведения, уважаемый Президент? Кто сообщил Вам такую ересь?  Ваши чиновники просто-напросто Вас обманули.
ТВ «Россия 24» дня за два до выступления Путина В.В. уже сообщило новость о закрытии 300 тысяч российских предпринимателей своим телезрителям, а милая девушка-корреспондент показала сюжет о пожилом пенсионере из Рязани, несколько лет работавшем на одной из центральных улиц города предпринимателем: он честно взвешивал своих земляков, взимая с них символическую плату 3 рубля. Узнав об астрономической сумме взноса в новом 2013 году в Пенсионный фонд России – 36900 рублей – мгновенно закрылся, объясняя корреспонденту причину прекращения своей предпринимательской деятельности: до этой космической цифры он еле-еле сводил концы с концами, наскребая свои копейки на оплату налогов и взноса в Пенсионный фонд, а теперь, хотя ему и нравилось быть полезным и общаться с земляками, такое времяпрепровождение оказалось ему не по карману. Это один из названных Президентом 300 тысяч «малышей» действительно срочно закрылся   в конце 2012 года – на это была очень серьезная причина. А до этого он и не думал закрываться. Я просто уверена, что и остальные 299 999 предпринимателей-малышей имели ту единственную причину, что и пожилой рязанец: это резкое и ничем не обоснованное повышение взноса в Пенсионный фонд России. 
Мое мнение как бывшего «малыша» предпринимателя : наши господа депутаты Государственной Думы и руководители государства российского уже довольно давно живут в пятом или шестом измерении и крепко оторвались от реальной российской действительности: большая часть народа сегодня просто выживает, а не живет как граждане богатой природными ресурсами стране.
Через неделю после выступления Путина В.В. прозвучала новая цифра закрывших свое мелкое дело: 350 тысяч человек. Я встречалась и разговаривала с некоторыми из них: они были злы на несправедливое повышение цифры до 36900 рублей, но до этого момента они и не думали закрываться. Я вспоминаю годы «катастройки», когда рушилось в России все и вся, слова одного  бывшего председателя совхоза, возмущенного беспредельно высокими налогами:» Да что же это такое? На рубль прибыли государство требует рубль  20 копеек налогов. С нас хватит: мы распущаемся, а чиновники пускай сами коров за сиськи дергают!»
Нынешние индивидуальные предприниматели, уже достаточно натерпевшиеся от выкрутасов молодых реформаторов России, поступили по-другому – они закрылись и продолжают и сегодня работать, но уже нелегально, то есть без оформления: связи налажены, клиенты никуда не делись, а на налогах и взносах нечаянно сэкономили, но не по своей воле, а государственной. С волками жить – по-волчьи выть. А некоторые особо ушлые предприниматели встали в центрах занятости России на учет как безработные и даже немного пограбили родное государство, чего то уж никак не ожидало. Ну что же, вот что русский народ говорит по этому поводу: кто много хочет – мало получит. Это я о российском государстве, вернее о недальновидных чиновниках, подставивших уважаемого Президента.
В конце ноября 2013 года я вновь посетила замечательный город Семенов и, конечно же, навестила молодую хозяйку своей бывшей торговой точки. Вот совершенно свежие новости о состоянии дел малого российского бизнеса.
Когда в конце 2012 года хозяйка торговой точки узнала о немыслимой цифре взноса в Пенсионный фонд России  на 2013 год – 36900 рублей, первая же мысль была о срочном закрытии дела, но потом в средствах массовой информации были озвучены намерения руководителей государства о разграничении представителей малого бизнеса на тех, у кого годовой оборот менее 300 тысяч рублей в год, и на тех, у кого оборот более этой суммы, чтобы уменьшить взнос «малышам». И семеновские предприниматели,  в том числе и мои знакомые, долго ждали обещанного, но… не дождались и вот собираются закрываться. Прибыль копеечная, чуть больше, чем у рязанского пенсионера, да к тому же в полтора раза повысилась  арендная плата за помещение. Овчинка выделки не стоит. Работать ради трудового стажа? Не слишком ли жирно для государства? Вот и получается, что  в России с малым бизнесом сплошные тормоза.

2012-2014гг.