Зойка

Ирина Пугачева
  Зойка была уже довольно взрослой, я не могу сказать точно, сколько ей было на ту пору лет. Мне было шестнадцать лет и это лето, начиная с середины июня, я провела в деревне.

  Бабушка моя, не сказав никому ни слова, приглядела в деревне, где жила ее сестра, небольшой домик из одной комнаты и терраски, к которому прилегал маленький, сотки на три, огородик. Недолго думая, она этот домик купила и поставила моих родителей перед фактом. Я ничего даже не подозревала, видимо, готовили мне сюрприз. Надо сказать, что родители несказанно обрадовались, как выяснилось позже, а я была ни сном, ни духом, что попаду в ссылку.
 
  Летние каникулы начались с прекрасной погоды и это было нам с девчонками на руку. Мы каждый день ходили на реку купаться, благо, пляж был недалеко от дома, резвились вечерами в парке на танцплощадке под живую музыку, знакомились с мальчишками, которые, как и мы, вдруг, повзрослели и стали интересоваться противоположным полом. Вообщем, лето обещало быть интересным и разнообразным.

  Возвращались мы как-то с подругой с танцулек, довольно поздно вечером. Отец должен был быть в командировке, а маму я нисколечко не боялась. Она ругаться не умела, да и не ругалась никогда, она была всегда на моей стороне, тем самым, давая мне хоть какой-то глоток свободы, пока нет отца.
  Смотрю, на лавочке, возле подъезда, сидит все мое семейство - папа,который, видимо, только приехал, мама, бабушка и младший брат. Рядом лежали какие-то огромные сумки, свернутый в трубу, матрац, связанные веревкой подушки. Я в полном недоумении поинтересовалась, конечно же, что случилось. Тут папа встал и сказал тоном, не терпящим возражений : " Быстро в машину, мы уезжаем! ".
Мама с бабушкой быстренько начали грузить вещички, забегали, засуетились, а я стояла, как вкопанная и ничего не понимала. Братец мне язык показывает : " Что получила? Дотанцевалась?". Вообщем, погрузили меня вместе с багажом, без всяких объяснений и повезли.
  Часа через полтора приехали мы в деревню, где я , практически, выросла, проводя чуть не все каникулы в гостях у бабушкиной сестры. Только деревня эта была разделена речушкой на две части - верхняя и нижняя. Так вот бабушкина сестра жила в нижней части, а мы почему-то остановились в верхней, около маленькой избушки. Вот тогда-то мне все и объяснили. Я была в шоке!!! Дом показался мне каким-то убогим, низким, унылым. Я горько заплакала, а мама с бабушкой утешали- Не бойся, это ночью так кажется. Утро вечера мудренее.
  Утром ярко светило солнце, в распахнутые настежь окна протягивала свои ветки сирень-цыганка, пахло свежей травой и свеже-собранной клубникой. Мы позавтракали и начали приводить в порядок избу.  Покрасили окна, потолок, стены оклеили обоями. Мама привезла из дома и повесила на окна новенькие веселенькие занавесочки и домик преобразился, уютненьким стал, родным.
  Родители на следующий день уехали, а мы с бабушкой и братом остались.

  В соседнем доме жила Зойка с матерью и отцом. Зойка была дурочка. Она всегда ходила в теплой фуфайке, чулках, валенках или резиновых сапогах, в зависимости от времени года и теплом платке. В руках неизменно была огромная, толстая палка, которой она, или отбивалась от назойливых гусей, которых боялась до полусмерти, или корову лупила, когда та начинала, по дороге домой с пастбища, пощипывать травку, или гоняла пацанов, которые дразнились. Мальчишки звали Зойку в кусты, а она кокетливо спрашивала - Зачем это?
- Вино пить- смеялись мальчишки.
- Я не пью!- гордо отвечала Зойка.
Когда Зойка волновалась или нервничала, огромные ее глаза, на выкате, начинали вращаться вокруг своей оси, независимо друг от друга. И смех, и грех...
  Зойка была добрая и щедрая, всегда угощала всех, кого ни встретит, засохшим пряником, сто лет провалявшимся в кармане, или карамелькой, срок которой исчислялся месяцами. Но, если, ее доводили, она поднимала двумя руками эту свою палку и бегала за ребятней семимильными шагами и сыпала отборным матом!
  А, уж, как она встречала с пастбища и провожала домой корову, какими словечками она ее "ласкала" :
- Ну,иди давай, су..а, что встала!?
- Вот я тебя сейчас палкой объегорю, будешь знать, сволочь такая!
- Ах, ты, бл.дь непутевая, что встала, иди пока я тебе хвост-от не оторвала!
- Ах, ты, поганка, сейчас я тебе рога-то выломаю!
И все это сопровождалось отборным матом, который сюда внести у меня не поднимется рука.
Я просто думала, а что, если бы Зойка все эти угрозы приводила в действие? Мне было жалко Зойку и она чувствовала это. Каждый день с самого утра она сидела на лавочке около нашего домика с каким-нибудь угощением для меня.
А бабушка всегда разговаривала с Зойкой и учила ее, что нельзя так разговаривать, что Зойка молодая девушка, замуж никто не возьмет, да и с коровкой так нельзя, а то не отдаст молоко как-нибудь, да узнают мать с отцом про такие твои слова, что будет? И Зойка надолго задумывалась, поднимала лицо, щурилась на солнце и представляла, что сделает с ней отец. Да и замуж хотелось. Знала, ведь, бабушка нотки...
  Для матери, все равно, Зойка была самым любимым и лучшим ребенком, и в магазин сходит, по 10 буханок хлеба таскала , и корову встретит, и огород польет, пока родители на работе.
  И хотя, было Зойке уже за тридцать, все считали ее неразумным ребенком и жалели. И я жалела...
  Очень боялась Зойка своего отца. Он здорово пил и избивал свою жену, Зойкину мать. Зойка не могла дать маму в обиду и пыталась заступиться, тут попадало и ей. Зимой, бывало, разутыми из дому убегали, да у соседей прятались.
  Один раз отец напился средь бела дня, мать была на работе и он стал к Зойке приставать, стал ее раздевать, сам уже и штаны снял. Зойка, видно, так испугалась, вырвалась и в коридор. Откуда силы столько нашлось. Но до улицы убежать не успела. Отец схватил топор и кинул ей вдогонку. Пробил ей затылок.
Зойка, как упала, так больше и не встала. А отец, успокоившись, пошел в комнату, лег на диван и уснул.
  Проснулся только, когда милиция за шкирку его с дивана стаскивала, он и не понял, что произошло.

  Мать Зойкина сразу состарилась, поседела и умом тронулась. То, вроде, ничего, разговаривает, плачет, а то, идет по деревне, вся растрепанная,сама с собой беседует. Ее спрашивают - Куда ты пошла? А она в ответ - Да, Зойки что-то нету, пойду к магазину схожу, может там сидит.

  Зойку похоронили на местном кладбище, сразу за деревней.
Мы посадили около ее могилки красную рябинку, чтобы зимой, когда навалят сугробы и невозможно будет подойти к оградке, не было Зойке скучно и страшно. Потому что, на рябинку будут прилетать птички и клевать замерзшие, сладкие ягодки.

      Не бойся, Зойка, мы тебя помним!...