Памяти Марии Ивановны Михайловой

Вера Третьякова
Во второй день наступившего 2014 года из Новосибирска пришла скорбная весть.
После тяжёлой болезни  сердца 1 января скончалась Мария Ивановна Михайлова, учитель по призванию, светлый и добрый человек.
Я не была знакома с ней лично,  мы общались только по телефону. 
Хорошо помню первый звонок. Это было в начале сентября 2011 года.

Я тогда  готовила к публикации рассказы-воспоминания моей мамы, Александры Леонидовны Мешковой, о её родной школе. Это бывшая школа № 63, которая находилась в селе Бугры, ставшем в 1930-х годах частью Кировского района города Новосибирска.
История Бугринской школы началась в 1862 году, задолго до образования города, а в 1962 году школа торжественно отметила своё столетие.  Прошло немного времени и школу закрыли.
Но жизнь её продолжалась в памяти её бывших учителей и учеников, жителей бугринских. Время от времени они встречались на очередных юбилеях.
В числе основных организаторов таких встреч, их душой,  всегда была Мария Ивановна Михайлова. 

После 135-летнего юбилея, состоявшегося в 1997 году, младший брат моей мамы, в свой очередной приезд  в Новокузнецк, передал сестре привет от её бывшей ученицы Марии Панюшкиной. Я тогда впервые услышала это имя.
Позже, работая над мемуарами, я рассматривала вместе с мамой старые школьные фотографии и спрашивала: «А это кто? А это? А эту помнишь?» 
На одном таком снимке, 1950-х годов, слева от учительницы стояла маленькая девочка со светлыми косичками и серьёзным взглядом смотрела на меня. - «А это Маня Панюшкина, моя любимая ученица, очень талантливая девочка!»

Записывая мамины рассказы о школе, я искала подтверждения её словам в Интернете, потому что других источников информации у меня не было.
В поисках следов Бугринской школы я набрела на сайт школы № 128, правопреемницы бывшей 63-ей. Мне удалось дозвониться и узнать номер телефона выпускницы Бугринской школы Марии Ивановны Михайловой.
И вот я с волнением звоню по этому номеру...

Отрывок из текста «Слово о Бугринской школе»: http://www.proza.ru/2011/09/24/1443
*******
 -Моя мама работала в 63-ей школе…
-Назовите имя, кто она?
- Мешкова Александра Леонидовна.
- Да это моя первая учительница! Я у неё с первого по четвёртый класс училась.
- А как Ваша девичья фамилия?
- Панюшкина.
 - Вот это да! Мне мама говорила про Вас, когда фотографию Вашего класса смотрели с ней. Маня Панюшкина… Конечно, она помнит Вас. «Очень талантливая девочка»,-  так сказала.

- Да, эта фотография школьная одна у меня, наш третий класс.
 А учителей нашей школы уже никого не осталось, в прошлом году схоронили последнюю учительницу…  Да и учеников уже мало, кто есть…
 Я ведь для себя другого пути не представляла, всегда хотела быть только учителем. Ещё в школе училась, меня директор Елена Львовна с уроков снимала, когда кто-то из учителей не мог вести уроки по болезни или ещё почему… Говорила: "Теорию потом выучишь, а сейчас у тебя практика". Работала пионервожатой, учителем русского языка, потом директором школы, потом в райкоме профсоюзов учителей…

 Скоро 150-летие школы. Хотелось бы собрать всех, кого можно. Пусть родственники, дети, внуки их приходят, приносят фотографии…
 Не знаю, смогу ли…  В прошлом году была операция на сердце, клапан заменили.
 Мне почти семьдесят, а душа всё молодая, болезням не поддаётся...
*******

Потом я ещё не раз звонила Марии Ивановне и задавала вопросы о школе и учителях. От неё узнала, что есть машинописная копия доклада к 100-летию школы.  По моей просьбе она выслала мне ксерокопию по почте. 
В посылке, полученной в октябре 2011 года, вместе с докладом и несколькими фото лежало письмо, написанное красивым почерком на тетрадном листке в клеточку:
«Вера, здравствуйте! Передаю Вам доклад Елены Львовны Цендровской и три фото (они у меня в одном экземпляре). Пока ничего больше нет.
Пишу воспоминания об Александре Леонидовне. Ей передайте, что я её очень люблю и благодарна за всё, что она мне дала. Это благодаря ей я прошла путь педагога в 53 года. Низкий ей поклон! Обнимаю Вас обеих, ваша Маня Панюшкина».

В следующем 2012-м году Бугринской школе  должно было исполниться 150 лет. Мария Ивановна очень хотела, чтобы состоялась встреча выпускников, но что-то не складывалось.
Планировалось событие на октябрь 2012-ого в школе № 128, но не получилось.
Да и здоровье Марии Ивановны оставляло желать лучшего. Сердце с трудом справлялось с нагрузками. Она продолжала работать – учить детей, находящихся на излечении в детской клинической больнице №1. 

- Мария Ивановна, ну когда, наконец, Вы подадите заявление на увольнение? Пора отдохнуть на пенсии, подумать о своём здоровье… Что сердце Ваше говорит?
-Верочка, я всё понимаю, но не могу людей подвести, кому-то нужно там работать…  Вот учебный год закончится, потом пойду в отпуск, а там уже после отпуска… 
Как трудно ей было решиться выйти «из строя».

Встреча выпускников, посвященная 150-летию Бугринской школы, всё же состоялась в апреле 2013 года, в современной школе с тем же, 63-им, номером.  Мария Ивановна подготовила и прочитала доклад  об истории школы.

Вероятно, сказалось напряжение, связанное с юбилеем, а также конец учебного года по месту работы, и Мария Ивановна в июле оказалась в больнице. Пришла на профилактическое обследование и выяснилось, что вовремя пришла.  Мне она по телефону  позже сказала: «С того света меня вернули!»

Накануне дня учителя, в начале октября 2013 года, она позвонила мне и сказала, что хочет поздравить Александру Леонидовну букетом цветов – от себя и от класса. Деньги на цветы были положены на счёт моего мобильного телефона. 
В день учителя я подарила букет маме.  Потом набрала номер Марии Ивановны, чтобы мама поговорила с ней. 
Растроганная таким вниманием 91-летняя учительница благодарила свою 71-летнюю ученицу: «Манечка, спасибо тебе! Ничего, если я называю тебя Манечкой? Я и не представляю, какая ты сейчас…»

В конце октября Мария Ивановна отметила своё 72-летие. На фото в Одноклассниках я увидела маленькую улыбающуюся женщину  с красивым букетом роз и грустным, усталым взглядом.
В начале декабря случился обширный инфаркт, три недели Мария Ивановна провела в реанимации. Перед Новым годом её перевели в общую палату  и появилась надежда, что болезнь  на этот раз отступила.
Но, видно, сердце устало бороться.
Сердце, отданное детям и школе, без остатка…


После публикации:

Спасибо, Вера, за теплые слова о моей маме. Всю свою жизнь она посвятила школе, работе с детьми. Она никогда не переставала думать о них. Она была с ними и в горе, и в радости, поддерживала их начинания, утирала слезы, наставляла в делах, учила жить честно, любить свою страну, любить свой язык и свою культуру. Многие из ее учеников стали достойными и заслуженными людьми, и она очень гордилась ими.Я уверена, что Вы сохраните в душе искру душевной теплоты, которую моя мама дарила всем окружающим без остатка. Здоровья Вам и успехов в творчестве. А маме моей - светлая память! С уважением, Елена Лазарева.

Елена Лазарева 3   18.01.2014 17:31