Добрая глина

Вадим Слуцкий
Одна из самых больших проблем родителей маленьких детей – найти своим чадам подходящее занятие, чтобы малыш не бегал и не кричал, не приставал к взрослым, мешая всем, а был чем-то увлечен, притом не без пользы для себя.
Таких дел немало. И одно из лучших: самых увлекательных и в то же время самых полезных для детей – это работа на гончарном круге.

Кружок «Гончар» открылся при нашем детском садике несколько лет тому назад. Ведет его Патимат Рустамовна, у которой вообще-то нет педагогического образования: она педагог-самородок. Патимат – мать троих детей: все они раньше ходили в наш детский сад. По профессии она повар; увлекается лепкой, вышиванием, макраме. И с детства работала на гончарном круге, принадлежавшем еще ее дедушке. Это тот самый круг, который теперь стоит в маленькой комнатке детского сада – вместе с еще двумя кругами поменьше, недавно сделанными по специальному заказу. Вообще-то эта комната раньше была методическим кабинетом и библиотекой, - но теперь это помещение кружка «Гончар». Это самое популярное у детей место в детском саду: более популярное, чем бассейн или спортзал.
При том, что Патимат Рустамовна очень строгая. На кружке у нее идеальная тишина и железная дисциплина, какой позавидовал бы любой полковник. Даже самые подвижные и шумные дети тут укрощаются, говорят шёпотом и слушаются Мастера, как цыплята курицу. И дело тут не только в педагогическом таланте руководителя. Дети любят гончарное дело.
Смотреть на детей, когда они работают за гончарным кругом, очень интересно. Они сосредоточенные, удивительно серьезные. Все из кожи лезут, чтобы сделать горшок или тарелку получше. А это непросто.
Несколько месяцев маленькие умельцы учатся вертеть гончарный круг (это делается с помощью ножной педали) и одновременно формовать свое изделие руками. Это и для взрослого нелегко. Сначала получается нечто бесформенное. Потом начинают вырисовываться очертания горшка.
У каждого, кто приходит в кружок, есть цель: сделать настоящий горшок для цветов, обожженный и раскрашенный. Раскрашивают дети тоже сами, но это в самом конце. А пока они пыхтят, учатся лепить горшки, чтобы не валились набок, чтобы были ровными и правильной формы. Все делается вручную – как в первобытные времена. И это детям очень нравится.
Сделать первый удачный горшок – большая радость, огромная победа над собой. Первый Горшок после обжига обязательно несут показать всем воспитателям и заведующей: все, конечно, восхищаются, ахают и охают. После раскраски Первый Горшок по давней традиции «автор» уносит домой. А остальные гончарные изделия, в основном, остаются в садике. Их уже несколько сот, так что наш садик похож на оранжерею. В каждой группе есть «именные горшки», сделанные воспитанниками этой группы. Горшки подписывают, выдавливая имя ребенка в сырой глине специальной палочкой.
Кстати, никакого оборудования, кроме гончарных кругов, у нас нет. Сушат и обжигают горшки в духовом шкафу (он есть на кухне). Раскрашивают обычной гуашью, потом покрывают лаком (что это за лак, не знаю, но он почти без запаха).
Сделать же гончарный круг – техническая задача примерно на уровне починки велосипеда. Ведь гончарные круги существовали, видимо, еще 5-6 тысяч лет назад.

Почему детям это, довольно сложное для их возраста, дело так нравится? На то есть несколько причин.
1) Ребенок с самого начала понимает, что он будет не играть, а РАБОТАТЬ, причем чему-то НАУЧИТСЯ, что не всякий – даже и взрослый – умеет. Другими словами, ПРИОБРЕТЕТ МАСТЕРСТВО. Это детям очень льстит, этого они исключительно жаждут. Ведь дети не очень-то уверены в своих силах, у них не так много оснований для самоуважения. Между тем, как раз потребность в самоуважении, по мнению многих современных психологов, - это главная врожденная духовная потребность человека. Но маленьким детям очень трудно ее удовлетворять. Технический прогресс привел к тому, что помогать своим родителям на их рабочих местах дети не могут. А им очень хочется научиться делать что-то такое, за что бы их уважали – и, главное, они сами себя могли бы уважать. И работа на гончарном круге дает такую возможность: это довольно трудно, но научиться может каждый.
2) Эта работа – продуктивная деятельность: то есть в итоге получается ценный, полезный и даже красивый ПРОДУКТ (горшок, тарелочка). Опять же, это очень важно для ребенка. То, что мы называем «работой», к чему стремимся приучить малышей – это обычно что-то непродуктивное. Убрать. Помыть. Что-то такое. В итоге ничего не получается хорошего: никакого ПРОДУКТА, никакого изделия. Тут – совсем другое дело. Видеть сделанное своими руками малышу страшно приятно, он гордится собой. Это поднимает его над собой, внушает большую веру в себя. Притом готовое изделие – постоянно у него перед глазами и самим своим видом напоминает: вот какой я умелый! Вот какой я молодец!
3) Глина принадлежит к числу т.н. «неструктурированных материалов» (к ним же относятся вода, песок, пластилин), то есть – не имеющих собственной структуры. Эти материалы можно мять, формовать, бить – делать с ними что угодно. Для малыша очень важно чувствовать свою власть над глиной, ощущать себя Хозяином Глины, который может сделать из нее, что захочет. Никакая самая роскошная игрушка так не привлекает детей, как это серое, липкое, сильно пачкающееся вещество. Конечно, дети любят и просто лепить из глины (из глины – больше, чем из пластилина, потому что изделие из пластилина недолговечно, а то, что сделано из глины после обжига становится, с точки зрения ребенка, почти вечным). Но лепка – это все-таки скорее игра. А работа на гончарном круге – серьезное дело.
4) Изделия из глины удовлетворяют эстетическое чувство малышей: их можно раскрасить яркими красками, причем это нетрудно сделать самому – и получается что-то такое ужасно красивое! А быть создателем Красоты, конечно же, очень приятно!

Возможно, это кому-то покажется странным, но в т.н. «примитивном» обществе существовали некоторые воспитательные возможности, сейчас утраченные. Одна из них – необходимость постоянной работы руками. Всё делалось вручную. Конечно, первобытным мамам не приходило в голову, что это хорошо в воспитательном смысле. Да и самого понятия «воспитание» тогда, наверное, еще не было. Однако работа руками – действительно очень важна для маленького человека. Потому что она позволяет ощутить себя Мастером, дает возможность почувствовать себя Сильным и Умелым – и, значит, взрослеть.
К сожалению, современные дети этого лишены. Если нам что-то нужно, мы это покупаем  в магазине. Сам ребенок – как правило, до 22-23 лет (пока не закончил институт) – не занят никакой продуктивной деятельностью, а только учится. В этом – одна из причин глубокой инфантильности многих современных, вроде бы вполне взрослых, людей.
Сделать что-то своими руками – не в потребительском, а именно в педагогическом и психологическом смысле – это совсем другое дело, чем просто пойти и купить. Даже для взрослого. А уж тем более для малыша.

Впрочем, конечно же, не стоит думать, что работа с глиной – это какая-то панацея, спасение от всех проблем. Нет. И не всякая работа с глиной одинаково полезна. Недостаточно просто дать ребенку глину и сказать: делай с ней, что хочешь.
Если вы твердо решили дать вашему малышу возможность стать Гончаром, надо соблюсти несколько условий.
1) Нужно рабочее место – и гончарный круг. Круг сравнительно несложно сделать, если у вас в семье есть кто-то, кто любит возиться с техникой, делать что-то из дерева. Можно и купить гончарный круг (даже электрический). Места для него много не надо, но в современных квартирах, как правило, не получается его найти. Лучше работать на даче – или даже в гараже (если он недалеко от дома). Нужна глина: в крупных городах ее, как правило, несложно купить.
2) Ребенка придется учить: а для этого научиться самим. Для взрослого это несложно - и может быть довольно интересно.
3) Прежде, чем учить малыша, нужно обязательно ему показать весь процесс с начала до конца: как из бесформенного куска глины получается горшочек или тарелочка; как обжигается, раскрашивается. Тогда ребенок будет хорошо понимать, зачем все это нужно.
4) Если вы дадите ребенку возможность работать с глиной, вам придется смириться с тем, что в том помещении, где это будет происходить, не будет идеально чисто. И, разумеется, сам «юный гончар» тоже будет весь перемазан. Так что ему понадобится одежда специально для гончарных работ: чтобы не жалко было ее марать.
5) Изделия, сделанные ребенком, нужно обязательно использовать: если это цветочные горшки, засыпать их землей, сажать цветы – и пусть малыш за ними сам ухаживает. Ребенку важно видеть, что сделанное им – нужно, полезно.

Если нет возможности устроить гончарную мастерскую у себя дома, а чаще всего это именно так, - можно попытаться найти в вашем городе такой кружок. Он может быть в детском клубе, школе, доме творчества. Это было бы идеальным вариантом, потому что там есть инструктор, который умеет работать на гончарном круге и будет обучать детей.
Если невозможно ни то, ни другое (ни сделать дома мастерскую, ни устроить ребенка в кружок), не стоит огорчаться. Можно придумать, что мог бы делать ваш малыш своими руками из подручных материалов (бумаги, тряпочек, шишек и т.п.). Конечно, глина лучше, - но главное для детей – иметь возможность работать руками. А что именно делать, с какими материалами – это второстепенно.
Лучше всего выбрать то, что вы умеете сами и чему можете научить своего ребенка.
Я, конечно, не жду, что, прочитав эту статью, все (или хотя бы некоторые) мои читательницы кинутся выбрасывать мебель из детской, чтобы расчистить место для работы; потом приволокут пару мешков глины, килограмм по 25 каждый – и т.д. Не в этом дело. Мне хотелось бы другого: чтобы вы задумались о необходимости для ребенка, даже совсем маленького, что-то самому производить, работая руками. О том, как это важно для его развития и воспитания. А ЧТО ИМЕННО производить и над чем работать – это уж решайте сами.

Работа с глиной – это не только полезное воспитательное дело. Ее используют и психотерапевты. Такая работа формирует способность сосредотачиваться, лечит детей с синдромом дефицита внимания (не способных ни на чем сосредоточиться). Работа с глиной одинаково полезна нервным, гиперактивным детям – и тихим и робким. Первых она успокаивает, вторым внушает уверенность в себе. Она помогает выработать психологическую готовность к школе (то есть, опять-таки, умение сосредоточиться на определенной рабочей задаче и не отвлекаться).
Конечно, стоит подумать, не создаст ли это вам чрезмерных проблем. Но если возможность есть, попробуйте. Дело это хорошее и очень полезное для детей.