Меланхолия

Анжела Стальная
      
       Дом, в котором живёт Кира, "смотрит" окнами на городской парк. Одно время года сменяется другим. Меняется и вид из окна.
       Весной, в бледном солнечном свете парковые деревья, с едва проступившей зеленью, окутанные дымкой тумана, выглядят загадочно и прелестно.
       Летом те же деревья под лёгким дуновением ветра качают зелёными ветками, приглашая выйти на прогулку. И Кира берёт плед, книгу и выходит на свежий воздух. Она идёт по чистым парковым дорожкам в сторону отдалённой лужайки, что обычно совершенно безлюдна. В этом месте царит абсолютная тишина. Казалось здесь никто никогда не бывает.
       Осенью всё вокруг меняет краски. И можно наблюдать, как незнакомая девочка собирает опавшие листья, старательно разглаживая их у себя на коленке, после укладывает их пачками в приготовленный пакетик.
       Зимой - всё те же знакомые аллеи, лишь стволы деревьев темнеют на светлом фоне. Большие деревья стоят гордо и неподвижно, кусты же склоняют к земле свои гибкие ветки под тяжестью снега. Солнце убыстряет свой ход к западу. Рано вечереет, погружая всё вокруг во мглу. И только тусклый свет уличного фонаря просачивается сквозь узкую щель занавешенного окна.
       Это всего лишь четыре времени года. И это - вся жизнь в затерянном окружающем мире уже немолодой одинокой женщины. И никакого иного бытия, кроме прогулок по парку и созерцания знакомого вида из окна. Ах, да! Главное наполнение жизни нашей героини - литература! Кира - человек читающий и пишущий. Она наблюдательна, чутка и ранима. И очень задумчива, почти всегда погружена в свои мысли.

       Кира работает по ночам в своей большой кровати, удобно откинувшись на подушки и стуча по клавишам ноутбука. Она желает провести свою жизнь в поиске новых, недостающих ей слов, что постоянно ускользают, уворачиваются, пряча свой магический смысл. Первым строчкам всегда неуютно на чистом пространстве монитора. Они непродолжительны и непредсказуемы. Вдруг замирают, затем стираются. В какой-то момент заново начинают свой бег, стремительно набирая темп и заполняя буквами, словами и знаками препинания чистый лист.

       Случается так, что такая бессонно проведённая ночь вовсе выталкивает из однообразных дней, которые она проживает. И тогда душа её встречает наступившее утро запоздалым сожалением, что опять не случилось... Не обозначена тема для нового рассказа, не найдены новые характерные герои. Кира долго умывается прохладной водой, чтобы смыть печаль и усталость минувшей ночи, берёт книгу и идёт в парк.

       Сидя на скамейке, Кира долго наблюдает, как дети кормят уток. Постепенно в её голове рождаются образы, они чем-то напоминают круги по воде, что разбегаются в стороны от брошенных кусочков хлеба. Трудно избежать соблазна тут же поспешить домой, чтобы запечатлеть эти образы в черновиках. Надо выждать время, пусть они обретут более чёткие, ярко выраженные очертания.

       Для чего Кира пишет свои рассказы? Для того, чтобы через творчество оставить свой след после ухода в вечность. Оставить ТЕНЬ от тире, что разграничит даты рождения и смерти на могильной плите. Эту тень Кира называет МЕЛАНХОЛИЕЙ. Это вовсе не значит, что женщина обделена радостью. Благодаря ей, меланхолии, бытие обретает смысл и красоту. Тяга к уединению, мизантропия для женщины не является вселенской тоской, пожирающей сердце. Она никогда не остаётся глуха к зову одиночества и безмолвия. Погружение в состояние меланхолии для неё является спасением от контакта с другими. Одиночество - по сути универсальный опыт человечества. Каждый из нас приходит в мир и покидает его в одиночестве.

       Кира продолжает сидеть на парковой скамейке. Она открывает книгу и начинает читать. По-китайски слова "читать" и "одинокий" звучат одинаково.
Как любит она эти минуты уединения. Презреть общественное мнение, отгородиться от нескромных взглядов, предпочесть чтение общению. Открывая книгу, Кира открывала дверцу в сердце любимым героям, приглашая их войти. И вот, она уже не одна. Это таинство становится её спасением, в такие мгновения она чувствует и верит, что наделена бессмертной душой.

       Книга открывает перед ней воображаемое пространство, где каждый герой живёт своей жизнью, сложной и интересной, насыщенной разными событиями. Можно радоваться его удачам и сопереживать его неудачам. Книги, разные по тематике и стилю, могут нести в себе новые знания, обогащая и пополняя жизненный опыт. Книги могут таить в себе опасность, опустошая косноязычностью, скудными мыслями и примитивными диалогами. Последние Кира не читает, распознавая такое чтиво по первым страницам.

       Некоторые важные вещи могут быть "услышаны" в письменной форме, запечатлённые с помощью фраз, которые вовсе нет нужды произносить вслух. В литературе есть нечто подобное голосу свыше, нечто от ТАЙНЫ. Жизнь каждого человека зарождается как тайна, скрытая от всех и вся.

       Накопленный багаж из прочитанного, а также жизненный опыт и наблюдения за происходящим вокруг, помогают Кире сочинять и писать свои рассказы. Писательство даёт свободу её воображению, избавляя от оков одиночества. Круг замкнулся...
       Кира полна новых впечатлений и свежих мыслей. Она возвращается домой и садится за работу. В своих рассказах Кира описывает иную жизнь придуманных героев, чьи образы, слова и поступки мало-помалу создают свои миры, и знакомство с ними освобождает не только того, кто читает, но и её - автора, от унылой повседневности. Новая лингвистическая интрига расширяет границы. Писательство помогает разорвать путы её души, оно наполняет жизнь смыслом и вселяет надежду, что безусловно останется ТЕНЬ от тире между датами рождения и смерти на её могильной плите.

       У смерти будет свой сезон. Произойдёт ли это весной, когда в бледном солнечном свете парковые деревья, с едва проступившей зеленью, окутанные дымкой тумана, выглядят загадочно и прелестно. Случится ли это летом, когда те же деревья под лёгким дуновением ветра будут качать зелёными ветками, приглашая других выйти на прогулку. Или смерть настигнет её зимой, когда большие деревья будут стоять гордо и неподвижно, а кусты склонят к земле свои гибкие ветки под тяжестью снега. Сама Кира желала бы уйти в ОСЕНЬ, период особой МЕЛАНХОЛИИ, когда всё вокруг меняет краски. И какая-нибудь незнакомая девочка будет собирать опавшие листья, старательно разглаживая их у себя на коленке. В чистых лужицах будут отражаться блики солнца. Деревья, кусты, пруд, утки, люди - всё исчезнет. И вокруг станет так светло!