А можно нарисовать Крюгера?

Наталья Коноваленко
                фото из архива автора 
         Школа переживает сейчас нелёгкие времена. Количество первоклассников несколько сократилось, да и духовный уровень учащихся оставляет желать лучшего.
    Преподаю изобразительное искусство почти 30 лет, и грустно наблюдать, как изменился за эти годы ученик с карандашом и кисточкой в руках. Судите сами: идет урок в начальной школе, говорим о выражении характера человека средствами изобразительного искусства, вспоминаем известных персонажей  русских народных сказок, и вдруг вопрос:
-А можно нарисовать Крюгера?
    Такие ситуации на уроке - далеко не редкость. Однако в основе преподавания сейчас лежит не авторитарный подход - нельзя просто запретить. Современные  образовательные технологии предполагают обучение на личностно-ориентированной основе. Для того, чтобы ребенок предпочел образ Бабы Яги образу кровавого Крюгера и ему подобных, нужно самой посмотреть все эти малоприятные фильмы-страшилки и найти убедительные аргументы в пользу русских народных сказок. Порой приходится рассказывать их прямо на уроке, выбирая самое увлекательное, чтобы заинтересовать, опираясь на  знания совсем немногих, кто в классе читал, а чаще - видел «мультик» на основе той или иной сказки. Ведь большинство детей не читали совсем! А сказка - это и богатство языка, и развитие воображения, и мораль.
    Может быть, дети стали более агрессивны? На занятиях рисованием этот вопрос не случаен. Например, к теме «Выражение намерений и характера через украшения» рисуем добрый и злой флот. Половина класса выберет злой, если эмоционально не преподнести, до чего радостно изобразить яркие флажки и изящные фонарики, как приятно положить желтый, оранжевый мазок кистью! Из года в год на вопрос о том, кто такой Леонардо да Винчи,  кто-то из детей обязательно выкрикнет: «Черепашка Ниндзя!» Обидно, что не величайший художник, инженер, ученый, а примитивный персонаж из мультика, которому присвоили великое имя.
    Учителю приходится быть очень осторожным в формулировках вопросов, очень убедительным в доказательствах, чтобы пробудить интерес к народной культуре, к настоящему искусству. Очень многое зависит от взрослых, которые рядом с ними. Родители частенько ругают школу, забывая о своей роли в воспитании своего же ребёнка. И не только в воспитании!
    Однажды в  начале урока меня вызывают на вахту. Пятиклассник из моего класса сидит на лавочке в полуобморочном состоянии. Звоню ему домой, рассказываю маме о самочувствии её сына и слышу спокойный ответ: «Вы знаете, он  просто не завтракал, покормите его чем-нибудь!»
    Родители часто не придают значения своим поступкам в глазах ребенка, и уж куда чаще -  тому, что он смотрит, читает ли, с кем проводит свободное время!   Не удивительно, что учителю иногда приходится выступать в роли психотерапевта, ведь дети очень искренни, они рисуют то, что чувствуют.
    Так шестиклассник при изучении темы «Автопортрет» изобразил мальчика, идущего по дорожке, которая обрывалась. Спрашиваю о том, что будет здесь нарисовано. Отвечает: «Ничего, ночь». После урока задерживаю его, интересуюсь, с кем живет. Оставшись наедине, охотно рассказывает, что живет с мамой и бабушкой, будущее его пугает. И все становится ясно. Не удивительно, если такой ребенок  для передачи единства характера персонажа и его костюма выбирает не Пьеро, не Снежную королеву, а Человека-паука в  его безликой маске. Может быть, подсознательно ему хочется, чтобы рядом с ним был кто-то надежный и сильный и неважно, какое у него лицо?
    При таких колоссальных возможностях, которые открывает перед детьми Интернет, нельзя забывать о роли живого человеческого общения.
    Семиклассникам в связи с военной тематикой интегрированного урока говорю о теме войны в изобразительном искусстве, музыке  и поэзии, спрашиваю об Окуджаве. Никто не слышал!  Читаю: «Ах, война, что ты сделала, подлая…» Абсолютная тишина. Потом голос: «Почитайте еще!»
    Что делать, чтобы душа ребенка  не очерствела  еще в детстве, чтобы родное искусство было ближе школьнику, нежели искусство западное?
Необходимо и родителям, и учителям  знакомить детей прежде всего с родным и близким - читать русские народные сказки,  стихи настоящих поэтов, литературную классику, беречь народные традиции, знать и восхищаться искусством русских народных промыслов, помнить имена  своих героев.
Наталья Коноваленко, публикация в газете "Молот" 2007г