Я был готов к труду и обороне

Данькова Валентина
«Я был готов к труду и обороне»

В жизни участника Великой Отечественной войны Леонида Тихоновича Андрющенко за девяносто один год случилось многое, чего хватило бы не на один роман.
- В городе Красный Луч, куда переехала моя семья из села Марьяновка, я первым делом записался в авиамодельный кружок и  в ВОСАВИАХИМ. Занимались с нами серьёзно: знали,  рано или поздно это пригодится. Я умел стрелять из нагана и малокалиберной винтовки, изучал станковый пулемёт, тренировался на время с противогазом в специальной газовой камере. К десятому классу сдал нормативы на значки: «Ворошиловский стрелок», «ГТО», «ГСО» и «ПВХО». В общем, я, как и мои сверстники, был «готов к труду и обороне», а успехи в занятиях противовоздушной химической обороной определили мою судьбу.
Комсомолец Леонид Андрющенко успевал не только учиться в школе, тренировать навыки «защитника Отечества», но и вести уроки физкультуры в младших классах, работать в качестве военрука в пионерском лагере. В 1940 году его призвали в армию и направили в Шиганское военное училище химической защиты.
- В училище меня назначили заместителем политрука роты курсантов, и летом я прибыл на побывку домой в звании младшего лейтенанта. Объявление о нападении Германии застало меня дома, в Красном Луче. Все мы тогда верили в скорую победу, ещё бы, с такой подготовкой…
Трудными военными дорогами Леонид Тихонович прошёл с разными подразделениями советской армии по родной и чужой земле, а в мае 1945 года в составе Истребительного противотанкового артиллерийского полка №1970 участвовал в штурме и взятии Берлина. Но война для него закончилась лишь в 1948 году: служил в Германии в войсках химической разведки. После демобилизации поселился в нашем городе. Из Таганрога как специалиста его часто направляли в длительные командировки в сельские районы. В последние годы он работал начальником штаба ГО на Мебельном комбинате.
Грудь ветерана Л.Т.Андрющенко украшают награды: Ордена «Красной звезды» и «Отечественной войны»; медали «За Победу в ВОВ», «За взятие Берлина» и одиннадцать юбилейных.
 А что особенно замечательно в девяносто один год он помнит историю своей жизни в мельчайших подробностях, особенно военные годы, словно это было вчера.