Глава 135. Каморка

Герман Смирнов
         
           Так в суете и заботах незаметно подкралась наша первая зима проживания в Ленинграде.
       Возвращаясь, после работы в арендованную,  «квартирку»,  у меня всегда присутствовало ощущение, что вот в  такой же каморке жил и Тургеневский Герасим со своей собачкой – Муму. Насколько помню, каморка его была под лестницей. Так и наша каморка была почти что под лестницей, т.к. стенка её и ограничивала вместо перил.
   Но, слава Богу, что  дома меня ждала не Муму, а молодая жена, в которую я был влюблён ещё до армии, и любовь не прошла, а разгорелась  и перешла в официальный брак! Нет, нет, я не иронизирую – Я счастлив!
    Надежда пока ездила работать в Красное Село и,  по-прежнему занималась с хором и детишками офицеров. О другой работе как-то и не мечтали, а отсутствие постоянной прописки в Ленинграде, вряд ли бы этому способствовало. Но мы пока были всем довольны, а надежды на лучшее не покидали нас. Хотя перспектив никаких, а отчим упёрся рогом, и говорить о прописке моей жены с ним было бессмысленно. Слава Богу, что её ещё держали на прописке в в/ч, но уже намекали, что ей надо «проследовать» по месту жительства мужа, куда?
    Телевизора нет, но есть маленький радиоприёмничек с двумя диапазонами, подаренный моими родителями на свадьбе, средних и длинных волн, который был единственным развлечением и информатором.
    Но всё-таки у нас была одна естественная радость – живой огонь! Круглая печка, о которой я уже упоминал и, которая доставляла нам удовольствие, как камин в барском доме старинного здания Петербурга! Именно Петербурга, т.к. было построено ещё в прежнее царское время.
   Когда дрова хорошо разгорятся, а тяга была прекрасная, мы садились перед печкой открывали дверцу и наслаждались игрой пляшущих стебельков пламени.
  В это время мы иногда  предавались воспоминаниями и совместным, и индивидуальным, которые происходили в разное время ещё до нашей совместной жизни.
     Как-то раз, в одном из своих воспоминаний, я рассказал Надежде, что уезжая из Геленджика, бросил в море горсть монет – есть такая примета, если хочешь снова вернуться и твоё желание исполнилось.
- Ну и дурак! Вдруг заявила моя жена. Для меня такое, пусть даже и шутливое «оскорбление» привело в шок!
   Но я ещё сделал одну глупость! Я ей стал объяснять, что у меня не принято обзывать и оскорблять людей и даже в детстве я с дворовыми ребятами обходился без кликух и обзываний, хотя у  них это было принято, о чём уже писал в предыдущих главах. Но лучше бы я не делал таких акцентов, именно этот »термин» и взяла на вооружение моя, уже давно бывшая, первая жена, и первый разлад с расставанием, как раз и был причиной употребления ею этого слова. Не знаю, не знаю! Может быть, читатель,  читая эти строки, посчитает меня ханжой или каким-то деспотом вроде Джемса Броуди?  Но! Я строил свою семью на принципах отношений и  на уровне интеллекта и культуры и той, которая была в моих понятиях и отличной от тех, которые я ощутил в детстве и читал в некоторых книгах. Не хвастаясь, но скажу, что у меня сегодня четвёртый брак и во всех предыдущих браках я сохранял свои принципы и позиции!  В моих семьях не было матюгов и взаимных оскорблений!  Я уверен, что этому обязан сам себе и сдерживанием реакции на провоцирование разозлённых жён!  Надо отдать должное, что жёны меня в этом поддерживали и не матюгались, а что им оставалось делать – наверно, было просто стыдно поганые слова изрыгать из своего рта при такой выдержке супруга!  Ну да! Согласен – тяжёлый человек, с твёрдым характером, пусть они и считают меня сволочью, но не вслух! Впрочём, соседи по коммунальной квартире, в которой нам позже пришлось жить, замечали эти наши «уровни» с Надеждой, и не раз об этом говорили мне, но я, же любил!
    А зима уже полностью вступила в свои права, и на улице был морозец, а в нашей коморке было тепло от натопленной печки, только вот дрова убывали, и мы были обеспокоены - обеспечит ли нас в дальнейшем дровами наш арендодатель?
   Но жизнь-то  она ведь полосами! Вот и первая полоса случилась в нашей уютной каморке.
   Не помню, сколько мы уже прожили в каморке, но что-то два или три месяца, и вдруг ночью, а мы уже приготовились ко сну – звонок в дверь. Никого не ждали, нас ещё никто из знакомых и родственников не посещал, а «театрал» так брякнул, что и сон отскочил.
  Открываем. В дверях стоит наш арендодатель, от него исходит запах алкоголя и ещё какой-то пакостью.
 - Что случилось - спрашиваю?
- Да ничего особенного, Герман Иванович, но мне вот только ночевать негде и не пустите ли меня переночевать, старуха моя выгнала меня из дома. Арендодатель едва держался на ногах.
 Конечно, у меня было желание захлопнуть перед его носом дверь, но я не мог этого сделать перед хозяином каморки.
 - Ну, проходите! Только где Вы и на чём собираетесь спать, у нас нет и белья постельного и одеяло только одно, да и вообще….?
 - Да ничего не беспокойтесь, я вот тут в прихожей, на голом полу и пересплю, а вместо подушки,  вот круглое полешко под голову-то и положу.  Ну что же делать, не могу же я хозяина зимой на улице оставить. Где-то читал, что японцы тоже поленья под голову кладут и спят на деревяшках. Ушёл, закрыв дверь в комнатушку, дабы она была. Сна, конечно, никакого, заснул уже под утро и опять чуть на работу не проспал.
     Выпроводив утром арендодателя, попросил зайти вечером для разговора, да и дата оплаты  за каморку подходила, а мне такой ночной вояж уж очень не понравился, да не дай Бог ещё и в систему войдёт!
   Разговор вечером состоялся. Я особых претензий и не предъявлял, но дал понять, что меня такие условия не устраивают и я снимал не ночлежку, а помещение для проживания моей малочисленной семьи. Арендодатель извинялся, что-то бурчал, мычал и обещал, что больше не придёт, кроме как за платой.
  Но из разговора я сумел-таки,  выудит важные данные, которые меня привели опять, же в шок. У моего хозяина оказывается открытая форма туберкулёза и инвалидность по этому диагнозу. Каморку эту ему предоставили местные власти, как положенное отдельное жильё. Так как большую часть года он лежит в санаториях и больницах, то и решили со своей прежней женой сдавать эту каморку, а перекантоваться какое-то время  можно и у неё, как уже писал, на улице Графтио. Но вот терпение бывшего мужа-алкоголика и инвалида у старушки закончилось, она и выгнала его по месту своего жительства среди ночи. Меня такой расклад и открытая форма туберкулёза, а мне же приходилось с ним общаться, явно не устраивала. Надо принимать решение – менять жильё! А где искать? Ясно, маршрут известен – Малков переулок, ныне Бойцов!  Вперёд Россия!
(Продолжение следует)http://www.proza.ru/2014/02/12/1625