В поисках радости

Вадим Слуцкий
Изменился ли образ жизни наших детей – по сравнению хотя бы с тем, как жили мы, когда были детьми? Да, несомненно! В огромной степени.
Но к лучшему ли эти изменения? Ведь резкий слом общественного уклада часто бывает болезненным для людей – а для детей тем более. Может быть, в образе жизни наших детей что-то не так? И они нуждаются в нашей помощи?

Представим себе, что мы волшебники. У нас есть волшебная палочка, исполняющая все наши желания. И есть у нас также мальчик, лет так 6-7-ми, по имени, допустим, Изя. Поставим эксперимент. Для начала отправим бедного Изю в далекое прошлое. Как известно, «для ребенка история начинается с дедушки» (так сказал Корней Чуковский, и он прав). Вот и пошлем Изю в то время и тот самый город N., где прошло детство его дедушки.
Поскольку город этот южный, то прежде всего Изе (кстати, он очень симпатичный мальчик: тощенький, с большим хорошим еврейским носом, и курчавый, как ягненок) придется принять участие в традиционной варке сливового повидла. Его варят на целый год! Варят повидло хозяйки, но собирают сливы мальчишки. Потом сливы моют в больших корытах прямо во дворе. После чего разжигают костры (а для этого нужна целая куча дров, которые тоже должны натаскать мальчишки), закладывают сливовое сырье в огромные тазы и варят, тщательно помешивая. Процесс продолжается долго. Помешивать хозяйки детям не доверяют: это дело требует высокой квалификации, знания технологии и пр. Но дети, конечно, толкутся рядом, водят носами и обсуждают друг с другом сравнительные достоинства повидла тети Ханы по сравнению с повидлом тети Моти. Тетя Мотя варит повидло – невиданное дело! – с сахаром! Вернее, с сахарным сиропом. Еще более потрясает воображение то, что она его варит БЕЗ КОСТОЧЕК!! Неудивительно, что внучки тети Моти: Неха, Бася, и Муся – считаются главными страдалицами во дворе: ведь это им приходится вынимать все эти тысячи косточек!
Повидло постепенно густеет. Тут надо держать ухо востро! Потому что может пригореть. Теперь уже все вооружаются палочками и мешают густую массу. Допускаются и малые дети, а это для них большая радость.
Когда же повидло сварилось и остыло, его начинают пробовать. Пробуют так, что ужин отменяется во всех семьях. У всех побаливают животы, но все страшно довольны. Какое повидло! Потрясающе! Было ли когда-нибудь где-нибудь во всей истории человечества такое повидло?! Оно попахивает дымком, но какое же оно сладкое и вкусное!!
И тут Изя – а он ведь из нашего времени – вспоминает, что и в прошлой (в смысле – будущей) своей жизни тоже не раз едал повидло. Но Боже мой, разве это было повидло?! Никогда уже он не сможет заставить себя есть эту магазинную бурду!
На следующий день сосед Изи, Миша, зовет всех на испытания воздушного змея. Они идут за город, к оврагу. Змей очень большой, сделан из реек и бумаги, - его несут за края четыре человека. Каждому хочется понести чудесного змея, и Изя тоже просит:
- Миха, дай я понесу!
Миха милостиво разрешает. Какое же это удовольствие!
И вот змей парит в вышине! Но оказалось, что он слишком тяжёлый. Резкий порыв ветра вырывает змея из рук хозяина. Мальчишки бегут за ним. Бежать неудобно, дороги нет, рядом овраг. К счастью, змей, перекувырнувшись в воздухе, падает прямо в овраг!
Еще два часа уходят на то, чтобы его оттуда достать. Но, несмотря на катастрофу, все довольны. Грязные, перемазанные, усталые возвращаются мальчишки домой, ожесточенно споря на ходу о том, сколько человек должны держать веревку от змея, чтобы он не вырвался и не улетел. Сходятся на том, что не меньше трех!
Может быть, и Изе когда-нибудь дадут подержать веревку? Вот было бы счастье!
А еще в Изином дворе есть собственный дворовый театр. Его организовали две девочки: Лея и Рива - они сестры. Они и драматурги, и режиссеры, и костюмеры, и исполнительницы главных ролей. Играют в театре все дети, абсолютно все. Зрители – всё население двора. В одной пьесе Изе даже довелось сыграть Кота! Он очень добросовестно мяукал и облизывался, когда ему предложили съесть натуральную дохлую крысу. И весь двор, включая древних стариков и старух, хохотал над этим котом. А толстая тетя Хана – та сама, которая великолепно варит повидло – потом уверяла нашего героя, что роль Кота он исполнил гениально, что он просто прирожденный кот! И Изя ужасно гордился собой.
Но увы! Пришла пора возвращаться в свое время.

Однако наш герой в нем долго не задержался. Теперь его забросили лет на 30-35 назад, когда его отец был таким же мальчишкой, как он сейчас.
      И прежде всего Изя делает потрясающее открытие: прямо у них во дворе есть каток! Он видит его в окно. Буквально в нескольких метрах от его окна – настоящий каток! То есть это, собственно, просто бельевая площадка. Которая зимой, понятно, по назначению не используется. И вот ее превратили в каток. Добрый папа Изиного нового соседа Олега залил площадку водой из шланга. И получился потрясающий каток!
Да, он немного неровный. Но ведь можно кататься! Да, коньков нет ни у кого во дворе, кроме 15-летнего Сергея по прозвищу Сера. Да и он на них кататься толком не умеет. Но все равно, каток – это замечательно.
Оказывается, у них во дворе есть хоккейная команда. И они соревнуются с другими дворами! По правде говоря, этих других дворов – только один. Соседний. За зиму они успевают сыграть, наверное, сто матчей.
Изю сразу делают вратарём. Просто никто не хочет стоять в воротах – и всё. Добрый папа Олега сделал Изе из упаковочного ящика роскошные щитки. Шайба есть. Вот с клюшками проблема!
В магазинах есть клюшки «Мукачево», разумеется, кондового советского производства, -  но они клееные и быстро ломаются, а стоят дорого. Кроме того, они большие, для взрослых, и почему-то все рассчитаны на тех, кто бросает слева (хотя большинство людей – правши). Но папа Олега и тут догадался и подарил ребятам две старые раскладушки (одну свою, а вторую они с сыном нашли на помойке). Отпилив куски алюминиевых труб, согнув их и сплющив на концах, изготовили великолепные клюшечки: прочные, легкие, бесплатные и точно по росту каждому игроку!
Правда, у этих клюшек есть и недостаток: если такой попасть кому-то по ноге, получается очень больно, потому что металл все-таки, и конец у клюшки острый. Новый приятель Изи, Олег, однажды даже чуть не убил Изю такой клюшкой!
Дело было так. Изя стоял в воротах. Олег был защитником. Противник атаковал, и голкипер Изя блестяще парировал один за другим три броска. Шайба отскочила к Олегу, который хотел выбить ее подальше, но попал в своего игрока, а от него шайба возьми да залети прямо в ворота!
Олег страшно разозлился и изо всех сил бросил клюшку себе под ноги. Она отскочила ото льда и угодила точнехонько Изе в голову. Шлема у него не было, на голове – только лыжная шапочка. Клюшка острым концом врезала Изе по башке, так что будь здоров! Изя даже на несколько секунд потерял сознание.
Очнулся он дома у Олега. Туда его притащили ребята. И мама, и папа Олега – врачи. Поэтому и сам Олег в медицине собаку съел. Он оказал другу меры первой помощи в несчастных случаях, но строго заявил: маме и вообще взрослым ничего не говорить! Он сам своему папе все расскажет сначала.
Изя и сам не хотел говорить маме. Беда в том, что у него на лбу с левой стороны красовалась рана, такая, что раненному на войне бойцу впору. Пришлось Изе вертеться, причем – в буквальном смысле. Чтобы мама ничего не заметила, он несколько дней постоянно поворачивался к ней правым боком. И мама ни о чем не догадалась!
Папа Олега сына тоже не ругал, но металлическую клюшку выкинул и сделал ему новую, деревянную.
Еще они катались на велосипедах наперегонки. Изе велосипед сделали ребята: из старых рам и колес, найденных на городской свалке. Рама была от женского велосипеда, а колеса разной величины – но ехала машина великолепно, только тормозов слушалась плохо. Надо было на них жать изо всех сил, только тогда этот супердрандулет останавливался.
Однажды они катались без рук (то есть – не держась руками за руль) с горы, очень крутой. Изя так разогнался, что затормозить уже не мог и летел до самого низа, но ухитрился не упасть. Только внизу, чтобы не вылететь на дорогу, прямо под колеса машин, он специально упал. Конечно, порвал штаны. Но зато стал чемпионом на все времена: никому еще не удавалось так быстро съехать с этой горы за всю историю их двора!
Но все хорошее когда-нибудь кончается. Кончились и гонки на велосипедах, и вечерние походы в подвал, кишащий крысами, и летние заплывы через маленькое озеро, посредине которого от бьющего из-под земли родника был сильный водоворот. Полагалось проплывать прямо через этот водоворот.
Все кончилось. Изя вернулся в свое время. В 2011 г.
К своему родному компьютеру, который он раньше так любил. К своей игровой приставке. К своему скайпу. К своему мобильному телефону. Телевизору.
Никакой дворовой компании. Это пережиток прошлого. Пару знакомых, с которыми можно сходить в кино или съездить в центр города, просто пошататься. Там есть и каток, но катаются одни девчонки. Держась друг за друга, они ездят по кругу, время от времени падая и громко визжа. Представить себе такое, что кто-то будет заливать каток во дворе, можно только в кошмарном сне. В футбол поиграть? Пожалуйста! Но трудно собрать компанию: все ужасно заняты. У кого-то репетиторы каждый день. У кого-то новая компьютерная игра. Кому-то просто лень выходить.
Изя, конечно, возмущается:
- Да что это такое! Раньше такого не было!
- Когда, раньше-то? – ехидно осведомляются его приятели.
Не объяснять же им, что он успел пожить в трех разных временах: кто поверит? У людей всегда так: в самую взаправдашнюю правду они как раз и не верят!
В общем, Изя наш захандрил и даже запросился обратно. Или во времена папиного, или дедушкиного детства. Но нет, нельзя! Ведь время, в котором мы живем, это тоже Родина. Вернее, это наша первая и главная Родина. Можно уехать в другую страну, но никуда не деться из своего времени. И как-то надо научиться в нем жить.
Но чем жить? «Нельзя больше жить телевизорами и холодильниками, понимаете, больше нельзя!» - пытался убедить своих современников Антуан де Сент-Экзюпери. Но не убедил. И современники, и их потомки вдобавок к телевизорам и холодильникам изобрели еще целую кучу всяких вещей, увенчав их Интернетом. Сиди себе «В контакте» и наслаждайся. Хочешь посмотреть фильм? Без проблем. Не надо идти в кинотеатр, толкаться в очереди. Включил компьютер, заплатил виртуальные деньги, скачал любой фильм – и смотри себе, развалившись в своем мягком кресле.
Может, теперь уже и жить необязательно? Телевизоры, мобильники, плееры, компьютеры – будут делать это за нас?!
Замечательно! Делать ничего не надо, все делает за тебя техника, которая у нас нынче «на грани с фантастикой».
Вот только почему-то нет той радости, какая была раньше. Куда-то она ушла.
Помню, как я читал когда-то в библиотеке книги из спецхрана. Как трудно было их получить! Их нельзя было вынести из читального зала. Скамьи там были жесткие, лампы тусклые. Но зато какой огромный интерес эти книги вызывали! Сейчас же любая литература  доступна, но интереса такого к ней уже нет.
В магазине – десятки сортов варенья и повидла, но где оно, где – потрясающее повидло, какое варили в огромных медных тазах, прямо во дворах?! А где обычаи и традиции? Где дворовые компании и дружба? Где «детская субкультура», так много давшая нам в свое время, а теперь умирающая на наших глазах?
Цивилизация обокрала наших детей. А они даже не знают об этом!
Понятно, сделано это из самых благих побуждений. Но вы же знаете, какое самое лучшее средство от кариеса? Не иметь зубов! Вставил пластмассовые – и никакого кариеса.
Похоже, современные люди считают такой способ решения проблем универсальным.

Великий педагог В.А.Сухомлинский как-то сказал: «Человек не может жить без радости. Но радости не должны быть беззаботными».
Без радости не могут жить и взрослые. Но дети без нее просто задыхаются. И в то же время они не знают иной жизни, им не с чем сравнивать. Ведь в отличие от нашего героя, они не могут пожить в прошлом. Они живут здесь и сейчас.
Да, на первый взгляд, живут лучше, чем дети прошедших эпох. О них постоянно заботятся. Они одеты, накормлены. Зубы у них хорошо запломбированы. Взрослые вьются вокруг них, как мошки. Каждый их шаг продуман. Их непрерывно обучают и развивают. В их распоряжении невиданные прежде возможности. Мобильные телефоны, Интернет – это же чудеса техники!
Но куда же ушла из детской жизни радость?

Давайте разберемся.
Что нужно для радости? Какова природа радости, когда она возникает?
1) Радость дает преодоление трудностей. Что-то хорошее, что понимается как ценность, но дается с большим трудом, большими усилиями. То же, что достается без труда, даром, не приносит радости.
2) Чтобы была радость, нужны события, приключения – и не те, за которыми мы только наблюдаем, а в которых активно сами участвуем, переживая все «на собственной шкуре».
3) Радость приносит только то, чего я достиг САМ, своими усилиями, к чему исключительно стремился, причем это изначально воспринималось как что-то почти недостижимое – и все-таки я добился своего, и это огромная радость.
4) Радость дает связь с другими людьми, дружба, полнокровные человеческие отношения.
Есть ли всё это у наших детей?
Какие трудности они преодолевают? Исправляют «двойки» в школе? Немного им от этого радости.
В каких приключениях они участвуют? В основном, в виртуальных. А так их жизнь по большей части удивительно однообразна и в этом отношении может поспорить с жизнью первобытных людей.
Что они решают и делают сами?
С кем дружат? Часто ли бывают в больших и веселых компаниях? Со многими ли неформально общаются (не виртуально, а реально)?
Нам стоит над этим задуматься.
Конечно, ребенок, который полдня смотрит мультики или играет в компьютерные игры, в каком-то смысле удобен. Он всегда у нас на глазах. Мы знаем, чем он занят.
Но понимаем ли мы его? Что у него в душе? Не является ли значительная часть характерных увлечений современных детей своего рода компенсацией пустого, безрадостного существования? Не наркомания ли это, не патологическая ли зависимость?
Научится ли ребенок общаться, если он общается главным образом «В контакте»? Научится ли дружить, бороться, любить? Или это тоже уже не нужно? Может быть, любить за него тоже будет компьютер?

К сожалению, что-то очень важное уходит из нашей жизни: особенно это касается больших городов, вроде Москвы и Петербурга. То, что еще совсем недавно дети создавали  друг для друга сами (дворовые компании, интересные приключения), теперь должно стать заботой их родителей. Детям нужна интересная жизнь. Им нужны самостоятельные увлекательные дела. Им нужна дружба.
Само собой это уже не приходит. Мы променяли все это на «чудеса техники». Но жить за нас техника не может: она неживая. Жить придется нам – и им, нашим детям.
Им все равно придется жить:
Ведь не уйти обратно в детство,
Ведь жизнь нельзя остановить,
Чтоб в ней спокойно оглядеться.
Так, с беспокойством глядя на современных детей, писала Нора Галь.
Пусть рвутся связи, меркнет свет,
Но подрастают в семьях дети…
Есть в мире Бог, иль Бога нет,
А им придется жить на свете.
Придется! Ничего не поделаешь. Хотя это мы за них решили променять духовность и радость на технические достижения и материальные блага. Променять главное – на третьестепенное. Цель и смысл жизни – на средства к жизни, сделав эти средства целью.
Но им придется со всем этим жить. Это их время, их родина. Другого не будет.
Так давайте хотя бы поможем им найти смысл и радость и в этом опустошенном мире. Раз мы сами изгнали из жизни то, что делало счастливым детство наших отцов и дедов, то и ответственность лежит именно на нас. Мы должны научиться дружить с нашими детьми, играть с ними, - научить их жить с радостью.
Потому что мы живем в таком обществе, где этого, скорей всего, никто, кроме нас, не сделает.

            Мне было 18 лет, когда я увлёкся фотографией. Тогда снимали на плёнку, сами проявляли и сами печатали снимки. Делали мы это в собственных ванных. Это были советские ванные, обычно площадью около 2 кв.м. Там нужно было установить громоздкий увеличитель и три ванночки: с проявителем, с закрепителем и с водой для промывки. Проявителя часто не было в продаже, его нужно было составлять самому из отдельных химикатов. Какая это была работа!
И вот, скрючившись, непонятно каким образом помещаясь в этой тесноте, при красном свете мы печатали свои любительские снимки. Какая это была радость! Видеть, как на опущенном в проявитель листе чистой фотобумаги проступает изображение. Это было как чудо, как колдовство!
А сейчас на Земле живет целое поколение, знающее только цифровую фотографию. Так все просто, удобно, легко. Нажал на кнопку, перенес в компьютер, распечатал на принтере.
Но прежнее колдовство исчезло. И этого даже никому нельзя объяснить.

Еще две с половиной тысячи лет назад Будда спрашивал: «Милые лавочники! Выгодно ли обмануть самих себя?» Но почему-то «милые лавочники» так до сих пор и убеждены, что это очень выгодно!