Несколько слов о Крепком Орешке

Михаил Журавлёв
     Недавно вышел пятый фильм из ставшей культовой саги о доблестном копе Джоне Маклайне. Дйствие "Крепкого орешка-5" разворачиваются, в основном, в Москве и немного в чернобыльском городе Припять.

     То, что все серии этого, действительно увлекательно скроенного, боевика, по сути своей, являются новеллами в жанре фентези, мало чего с реальностью имеющем, не должно вызывать сомнений. Но важно иметь в виду и другое: абсолютно во всех фильмах этой пенталогии содержатся некие крупицы правды, не просто точно схваченной, но и имеющей стратегическое значение. На эту правду, инкрустированную в тексты диалогов и монологов героев лент, в разбросанные по кадру знаки и отсылки к действительным событиям, на очень верно в ряде случаев сделанные акценты детективной фабулы, не раз уже обращали внимание кинокритики. Они же, эти самые кинокритики, дружным хором обозвали пятую часть саги самым слабым звеном, наименее близким к какой бы то ни было реальности и с наименее правдоподобно закрученным сюжетом. Однако авторы фильма, как я полагаю, и здесь остались верны себе. И свой "месседж правды" заложили и в эту, пожалуй, действительно не самую сильную картину. В чём он?

     А в том, что на протяжение всего фильма на территории ЯКОБЫ (!!!) независимого государства Россия действует целая группа диверсантов из США, представляющая различные силовые и разведывательные подразделения страны янки, которая, собственно, и вершит реальную историю, замахивающуюся, в соответствии с фабулой фильма, на очень и очень большую политику. И действует эта группа на фоне практически полного бездействия российской милиции-полиции, наших отечественных спецслужб и прочих силовиков, а в одном маленьком эпизоде и при их прямом соучастии. Независимость поведения американских диверсантов на нашей земле в фильме доходит до того, что двое из них с лёгкостью преодолевают на угнанном у гражданина России автомобиле тысячи километров от Москвы до Припяти, пересекая при этом государственную границу двух ЯКОБЫ (!!!) независимых государств, охраняемую границу зоны отчуждения, и оставаясь при этом совершенно никем не замеченными. Апогеем же их диверсантской независимости становится краткий финальный монолог главного героя, объясняющего, почему нужно было проводить такую спецоперацию на территории чужой страны. Оказывается, только затем, чтобы не допустить приходу к власти некоего страшного злодея. Приходу, между прочим, через выборы. Но когда речь идёт об американских (они же общечеловеческие) интересах, всякая демократия - по боку. "Мерзавца" надо остановить любой ценой. И всё тут!

     Я не знаю, закрадывались ли у авторов картины сомнения в правомочности такого подхода или они его всецело поддерживают. Но то, что в художественной форме создана апологетика американского вмешательства в дела любой страны, весьма показательно. Я считаю, что этот фильм нужно обязательно показывать во всех кинотеатрах, снабдив его показ маленьким комментарием. Лучше всего сделать это - как в старые добрые времена, когда перед показом картины демонстрируется киножурнал. Снять такой журнал и изготовить необходимое количество копий - дело копеечное. Экшн-качество блок-бастера гарантирует прибыльность показа. А народ необходимо аккуратно просвещать, разъясняя ему, кто ему друг, кто ему недруг. Глядишь, и вспомнит народ о великой истине: "У России только два союзника - её Армия и Флот". Сегодня это, увы, ох, как актуально!