Чёртов гроб

Татьяна Завадская
Светлой памяти Хомченко Александра Ивановича 28.03.1956 - 04.02.2018гг

Этот каверзный случай произошёл у Ивана Петровича на производстве  на стыке социализма и капитализма. Работал он тогда на материальном складе начальником. Весь город его знал в лицо, низко кланялись, здоровались за ручку и непременно спрашивали:
- Как здоровьице, Иван Петрович?
Он был человеком мягким, покладистым, всем старался угодить, поэтому в городе слыл нужным и важным. А как же без него? В магазинах пусто, а на складе всё есть. Через Ивана Петровича можно и ремонт в квартире недорого сделать и вещь нужную приобрести. А он всем помогал, никому не отказывал, а особенно начальству. А им всегда всё нужно.
А в тот раз дело произошло перед самым Новым годом,  31 декабря. Штат у него на складе небольшой: Митька - экскаваторщик,  Васька-шофёр,  бухгалтер Клавдия Михайловна, две работницы складов и двое подсобных рабочих. Так вот в то утро одна из работниц склада со слезами на глазах подошла и сказала Ивану Петровичу:
- Мама моя совсем плоха, при смерти, вот-вот помрёт. Придётся в новогодние праздники хоронить.
- Да, почесал затылок Иван Петрович. Дела. А кто же гроб на новогодние выходные делать будет?
Мужики все пьяные  будут, а с бабами только кашу варить. Задачку ты мне, Аня, задала.
В то время ритуальных услуг не было. Все обращались за помощью на предприятие, где работали. И в коллективном договоре чёрным по белому было написано, что предприятие обязано сделать гроб и тумбочку. Да и как отказать своему работнику? Негоже.
Ещё раз почесал затылок Иван Петрович и велел позвать к себе в кабинет Митьку и Ваську. Как только они появились, приказал:
- Берите в помощь подсобных рабочих и начинайте делать гроб Аниной маме.
Аннушка вытерла слёзы и благодарная побежала домой присмотреть за уходящей в мир иной.
Мужики тут же взялись за дело. Сколотили отличную домовину старушке, оббили красным материалом, который принесла  работник склада, вырезали чёрный крест и тоже прибили к крышке гроба. И тумбочка ладная получилась. Даже крестик вверху приделали и покрасили.  Звёзды уже к тому времени не в почёте были. Христиане, знать, надо,  с крестом.
- Иди, Иван Петрович, принимай дела, - сообщил Митька уже к полудню.
Довольный начальник осмотрел сделанное  и приказал поставить всё в подсобку.
- Вот теперь будем гулять спокойно. Молодцы, встречайте Новый год, как полагается.
Прошёл Новый год, Рождество, отгуляли праздники, пора честь знать и на работу выходить.
Первое, что бросилось в глаза Ивану Петровичу, когда проходил в свой кабинет, это гроб и тумбочка, поставленные в подсобку напротив. Дверей там не было. Закуток в коридоре вроде ниши. Там веники стояли, вёдра, швабры. Уборщицу на складе не держали, не было в штатном расписании. Прибирались сами.
Тут и Аня сияющая появилась со словами благодарности и радости в голосе:
- Ой, Иван Петрович, маме лучше стало, поднялась уже, кушать стала и даже на улицу попросилась.
- Да-а-а, - только и сказал многоуважаемый Иван Петрович, - здоровья твоей маме.
Потянулись дни один за другим. Стоит гроб, как неприкаянный, глаза мозолит, кто посторонний приходит в кабинет к Ивану Петровичу, шарахаются и крестятся. Да и ему самому это соседство неприятно было. А куда поставить? Склад вроде большой, а некуда.
Слава Богу, где-то  к весне прибежала на склад женщина, представилась внучкой Анастасии Фёдоровны, бывшей работницы склада, а ныне на пенсии.Вид у дамочки был какой-то помятый. Словом, не понравился Ивану Петровичу. Но, когда горе в доме, кто красивый бывает?
- Померла бабушка, помогите хоронить, у неё только и родственников, что я, внучка,- пролепетала она со скорбью в голосе.
Как полагается в этом случае, выписал Иван Петрович денежную помощь и добавили, сбросившись, кто сколько смог, с коллектива. Побежала внучка за продуктами, чтоб потом помянуть покойную. А Иван Петрович призвал Митьку и Ваську:
- Грузите гроб с тумбочкой, и я с вами поеду поклониться покойной. Ведь всю жизнь на складе проработала. А на месте узнаем, когда помогать хоронить.
Подъезжают к дому, занесли крышку и тумбочку  во двор, приставили в веранде. А гроб Васька и Митька прямо в дом понесли. Иван Петрович следом. Заходят и видят – сидит Анастасия Фёдоровна на кровати  и  ест кашу, которую ей подносит ко рту сердобольная женщина.
Иван Петрович раскрыл рот от удивления, Митька с Васькой стоят и не знают, что с гробом делать.
Первой опомнилась  женщина:
- Вот, Дашка - алкашка,  значит,  и вас обманула. Довела бабушку до обморочного состояния, не кормила  невесть  сколько,  и живую решила похоронить. И мне ж сказала, что померла. Я потрогала, а она живая, тёпленькая. От голода в обморочном состоянии. Вот привела в чувство и кормлю. А она сбежала. Теперь пока не напьётся и не нагуляется,  домой не жди.
Митька с Васькой быстренько вынесли гроб, погрузили в машину. Иван Петрович извинился и бочком следом. Уважаемая Анастасия Фёдоровна перекрестилась и давай кашку доедать,  что-то шепча из Отче Наша.
Сконфузившийся Иван Петрович долго не мог придти в себя, а Митька и Васька от смеха чуть не падали.
- Что за чёртов гроб? – тут впервые произнёс Иван Петрович, а вскоре был не рад, что так его назвал.
Каждую ночь ему стал сниться странный сон, что он сам летает в этом гробу у себя в спальне под потолком, а чёрт сидит на кровати и посмеивается:
- Будешь знать, как живым людям перед Новым годом и Рождеством гробы делать. Будешь сам в нём жить, пока хозяина не найдёшь.
С криком и в поту стал просыпаться Иван Петрович. Весь извёлся вконец. Тут жена стала расспрашивать, что ему снится такое страшное и посоветовала:
- Обратись к Якову Петровичу. У него производство большое. Люди чаще умирают. Вот там хозяин и найдётся.
Так и сделал Иван Петрович. Наконец-то гроб был востребован. А тут и 90-е годы подошли. Все предприятия закрылись, некого стало хоронить. Так что он вовремя гробу хозяина нашёл.
А теперь в городе на каждом шагу Ритуальные услуги, одни магазины и рынок.
Жизнь течёт с иным укладом, где все вопросы решают деньги.