Мудрый совет

Валентина Вороненко
 Лето, июль, раннее воскресное утро. На небе ни облачка.  Все окна  в многоэтажном доме раскрыты настежь. Народ ещё спит. А во дворе уже слышится крик и ругань Антоновны, жены Петра Кузьмича, строителя, уважаемого человека жильцами дома за трудолюбие, порядочность и доброту. Супруга его, Марина Антоновна, снова недовольна получкой мужа за июнь, хотя работник он хороший, мужик непьющий, некурящий и хороший семьянин.  Всё свободное время он отдаёт семье. По выходным дням часто водит своих девочек в походы, если погода позволяет. А ещё любит ходить с ними в спортзал и на разные соревнования, мечтает вырастить из них хороших людей, чтобы любили природу, были добрыми, справедливыми, не боялись труда и жизненных невзгод. В длинные зимние вечера  в семье много читают книг по очереди вслух, потом обсуждают, играют в разные игры. Вот только жена всё им недовольна. Дескать, что он плохой муж, если не может обеспечить потребности семьи. А  аппетиты у неё всё время растут, а недавно на весь двор кричала, что ей за городом дом нужен, чтобы  можно было в нём летом жить на прохладе.
      
Многие женщины завидуют по-доброму Марине:
 — Ну, Маринка, ты счастливая! Твой Кузьмич души  в дочках не чает, столько внимания им уделяет. Не то, что наши с Аней. Не допросимся, чтобы детей в кино сводили или в зоопарк. Одни отговорки всегда. То на работе устали, то «козла» забивают, то на рыбалке все выходные пропадают, а там сама знаешь: без водки никогда не обходится. Приходят, как правило, без улова, но зато еле-еле языками шевелят. Какой уж с них, таких , чуть тёплых, спрос.
А  как спелись после работы ещё в домино во дворе играть! В основном Анин муж  Витёк и мой Гришка. Только их и слышно, как стучат весь вечер, – жаловалась на мужа Лидушка, соседка по лестничной площадке. 
      
— Как же прекрасный муж!!! А где у нас дом за городом? А машина где? Вот и получается, что мой муж не лучше ваших. Что у вас ничего нет, что у меня.      
 — Ты, Марина Антоновна, не права, твой муж трудолюбивый человек, его на стройке все уважают. Всегда выручит, если сдача объекта горит, остаётся допоздна, а то и в субботу выходит, а тебе всё денег мало. Как Кузьмич только терпит? Его никогда не слыхать, а всё ты кричишь, даже в воскресенье  всех соседей опять рано утром разбудила.
 — Хороший! Не старается он семью обеспечить! Все сейчас  по  выходным бизнесом занимаются , а то и вовсе со строек да с заводов уходят и своё дело открывают. Что за копейки-то работать!!!
 — Эх, Антоновна, не ценишь ты своего счастья. Малым и средним бизнесом при таких налогах больших денег на дачу и машину не скопить, да и материальные блага  счастье в семье не гарантируют. Вот ведь сама знаешь, что богатые тоже плачут. Так что не в богатстве – счастье. Был бы в семье лад. Пожила бы ты  вот с нашими мужьями, узнала тогда, каково жить с пьющими, курящими да с «козлятниками». Да ведь дети, как их без отца оставить, вот и терпишь. В кино на летнюю площадку и то с ними не сходить. Они лучше во дворе «козла» будут забивать. Никак от игры оторваться не могут. Чтобы с
семьёй на люди пойти, надо  себя в порядок привести, а им «козел» дороже, вот они и тянут до последней минуты. А потом наспех умоются и считают, что готовы к выходу.         Мы, конечно, с Аней не хотим с ними идти, пока не приведут себя в надлежащий вид. А пока они соберутся, а фильм уже прошел  почти. И такая досада берёт! Вот я и говорю: «Аня, у нас с тобой не мужья, а бельчики!  Умоются, как молодые бельчата — только мордочки. Вот и приходится с ними после работы всегда дома сидеть». Теперь так и зовем их Бельчиками. Они после «козла» перед сном только моются. И так всю рабочую неделю, а в выходные рыбалка и бутылка. Вот так жизнь у них и проходит.   
 — Уймись, Марина, дай возможность нормально жить мужу, —  посоветовала Зина, соседка с нижнего этажа.      
         
Её ругань и крик так доставали Кузьмича ( тот однажды признался брату Юрию ) , он  часто теперь сожалел о том, что слишком опрометчиво сделал в своё время Марине предложение руки и сердца, ничего не зная о её скандальном характере и жадности до материальных  благ. Пётр и подумать не мог, что она будет ему устраивать скандалы из-за зарплаты. Да изменить теперь ничего нельзя: две дочки-школьницы, которых он обожает. Что теперь делать? Приходится терпеть. Ему очень стыдно за её ругань. Ведь есть в их доме образцовые семьи, где царят уважение и лад. Сказать, что они лучше обеспечены материально нельзя. Некоторые мужчины их дома работают вместе с ним на стройке, но крики слышны только его  Марины. А семья Ильиных скоро будет отмечать «золотую свадьбу». В семье воспитали троих детей. Все трое достойные люди.
 
 Как-то ранним воскресным утром Иван Ильин вышел во двор подышать прохладным воздухом и направился к своей любимой скамейке , находившейся в глубине двора под тенистыми старыми березками. Она достаточно далеко установлена от раскрытых окон дома. Здесь  всегда тихо, уютно, далеко от посторонних глаз и ушей; этот уголок был любимым для многих жильцов, особенно в летнюю жару.

 Оказалось, что ещё раньше  сюда пришёл Кузьмич. Он сидел, глубоко задумавшись. Над ним на деревьях хлопотали птицы, наслаждаясь прекрасным утром, обилием корма в это время года. Отовсюду раздавались весёлые птичьи голоса; прокаркала ворона, пролетая мимо; ворковали у ног дворовые голуби; только ничего этого Петр не замечал, даже не увидел подходившего к нему Ильина. « Опять, видно, Марина  скандал закатила ему с утра пораньше, — подумал Иван, — что за женщина!»

 — Что, жара достала?
 — Вот решил отдохнуть, пока суеты во дворе нет, — вздрогнув от неожиданности,  ответил Пётр.
 — Да, самое уютное место во дворе. Здесь хорошо подумать о быстролетящем времени. Кажется недавно дом заселили, а уж больше десяти лет прошло. Ох-ох, времечко, куда ж так быстро несёшься?!
— Сижу вот и думаю, правда ли , говорят, что судьба человеку при рождении даётся? Или все-таки каждый сам себе – кузнец своего счастья?
— Мне думается, что человек сам устраивает свою жизнь и судьбу, — медленно почесав затылок ,  сказал Иван Ильин.
— У меня вот брат Юрий никак не решается жениться, а давно уж пора детей растить. Тридцать пятый годок пошёл. Да насмотрелся он на Марину мою. Боится, как бы ему девушка с такими запросами не попалась. А время сейчас сами знаете какое: рабочему человеку не под силу приобрести квартиру для семьи, да и снять угол очень дорого. Тут женщина нужна с пониманием теперешней обстановки, сочувствием к мужу, терпением, для которой главное в семье – любовь и уважение друг к другу. Это раньше, при Советской власти, хотя долго ждали отдельную квартиру, но ведь комнату в коммуналке каждый семейный трудяга имел свою, а это главное. Крыша-то над головой была у всех. Так можно было и подождать отдельное жильё, да и давалось оно совсем бесплатно. А теперь, как быть? А семью-то создавать всё равно нужно! Поэтому сейчас так много неженатых мужчин.  Вы , Иван, столько лет прожили со своей женой! Как Вам удалось сохранить любовь  и взаимопонимание? Я вот, как ни стараюсь, а моя половинка всё недовольна. Поделитесь, пожалуйста, своим секретом. Тут Ильин и сказал:

 « Ты, мужик, сделал неправильный выбор, женившись на девушке красивой, не
узнав совсем её характер, её жадность до денег. Жадность до материальных благ женщины – это горе для мужа и всей семьи. Это страшный порок! Теперь ей всегда будет мало зарплаты. Видишь, в наше время (конец 90-х годов 20 века ) появились люди, нажившие целые состояния нечестным путём. Она смотрит на них, завидует им, не думая, что своим поведением губит собственных дочерей. Не дай Бог , вырасти им, похожими на мать. Вся надежда на тебя. Человек ты уважаемый, и мы тебе искренне сочувствуем.            
      
А вот у меня было так. Шёл 1951 год. Тогда служил в звании полковника в Москве. Там у меня в течение пяти лет тяжело болела мать. Я у неё был единственным сыном. Отец умер рано, поэтому  один ухаживал за нею. Времени у меня свободного совсем не оставалось, не до себя было. Когда не стало мамы, решил жениться, но невесты у меня не было. В свободные от службы выходные  ходил в парк, быстро знакомился с девушками, среди них были и красавицы, которые нравились мне. Но меня беспокоило, что они готовы были, как-то не раздумывая, выйти за меня замуж. Это меня всегда настораживало. Нравился ли я им? Они меня ведь совсем почти не знали. Может быть,  моё положение и моя квартира привлекали их больше, чем я? Меня мучили сомнения, поэтому  не мог никак решиться на такой серьёзный шаг.
      
 Как-то  поделился своими  мыслями с дедом Фёдором, жившим в моём подъезде. Мол, вот хочу семью завести, но быстрая готовность девушек выйти за меня настораживает. И тут дед меня спросил, в какой одежде гулять в парк хожу?  Признаюсь ему, что гражданской одежды у меня нет, иду в том, в чём на службу хожу. Ясно, говорит, так настоящую жену не найдешь. Срочно приобретай простенькую одежонку и девушкам говори, что работаешь на заводе, живешь в общежитии. Вот  если девушка полюбит тебя по-настоящему, она и выйдет замуж за тебя, а не за материальные блага. Тогда у тебя никаких сомнений не будет.
    
Я последовал его совету: достал у двоюродного брата поношенную одежду, оделся и пошёл в парк имени Горького. Ходил долго по аллеям, сидел на скамеечках, даже на каруселях катался, но никто особого интереса ко мне  не проявил. Много в парке, как всегда, было девушек, они проходили мимо, не улыбаясь мне, как в прошлые выходные дни.
    
 День клонился к вечеру, и стало ясно, что мне надо самому искать девушку, которая бы согласилась со мной провести в парке остаток дня. Я подошёл к скамье, где сидела симпатичная девушка, которая  постоянно смотрела на часы. Наверное , красавица  ждала своего молодого человека или подружку. Не дождавшись, она встала.
    
 В это время  подхожу к ней и приглашаю её на концерт, который будет идти в парке на летней площадке. К моему счастью, она согласилась. Мы познакомились. «Я Лена»,— просто сказала она. Я назвал себя, рассказал, где работаю и живу. Весь остаток дня мы провели вместе. Лена оказалась простой весёлой девушкой. На следующий выходной мы встретились с ней снова. Одета она была скромно, но очень аккуратно. Ну, а я всё ходил в одежде брата.  Правда, тоже старался  каждое воскресенье приходить наглаженным. После каждой встречи провожал её домой. Она жила в бараке. Тогда в Москве много их ещё было, занимала маленькую комнату, в которой раньше жила с мамой, но матери уже два года, как нет. Работала на швейной фабрике. После четвертой встречи с Леной  предложил ей дружбу. Она  не была против.
      
Так прошло два месяца. Как-то я сказал, что общежитие далеко от работы, не могла бы она помочь мне снять угол, чтобы не ездить так далеко. Отсюда до моего завода гораздо ближе. А она мне отвечает, что может приютить меня у себя, надеясь на мою порядочность. Вот только ширму надо сделать. Отделила мне угол, куда передвинули диван. Теперь я не каждый день ездил в «общежитие». Когда оставался у неё, Лена умудрялась меня чем-нибудь угостить, хотя зарплата у неё была небольшая. Я не объяснялся ей в любви, но она мне с каждым днём нравилась всё больше и больше. Никакого интима между нами не было, жил на правах квартиранта, хотя она категорически отказалась брать с меня плату . Все удобства были во дворе, а умывальник  в длинном коридоре, где около каждой комнаты на стене висел рукомойник, а под ним – ведро. Кухня одна на два десятка семей, где готовили на огромной плите, топившейся зимой и летом углём. 
    
 Быстро пролетело еще два месяца. Наступила осень. За это время я полюбил Лену. Мне очень нравилась её аккуратность во всём, серьёзное отношение к жизни. Ну, думаю, нечего больше искать, надо принимать решение. И я, наконец, решился связать свою жизнь с нею, Леной, но ей ничего не говорил. Мне казалось, что девушка очень тепло ко мне относится, по-родственному. Наверное, она тоже  успела привязаться ко мне за это время, если так мне доверяет. Как-то в субботу вечером  говорю ей: 
 — Лена, у меня завтра будет праздник,  приглашаю тебя в ресторан, ты приедешь туда одна,  буду тебя там ждать у входа в семь вечера. А она мне: 
 — Ты с ума сошёл? Там очень дорого, давай его дома устроим.
 — Нет, Лена. Не волнуйся из-за денег, мне премию  выдали. Соглашайся. Я очень тебя прошу.
      
Называю ресторан , что был недалеко от её жилья, и еду якобы в « общежитие», чтобы совсем мою койку там не заняли. За это время  я устал мотаться к себе на квартиру, чтобы успеть переодеться в свою форму утром, а вечером переодеться в гражданское платье. Столько денег уходило на такси!
      
На следующий день в семь вечера в парадной форме полковника жду её у входа в ресторан. Лена приехала вовремя, но не обратила на меня никакого внимания, отошла немного вперед от входа и стала ждать, поглядывая на свои часы. Тут я подошёл к ней сзади, дотронулся до плеча и произнёс: « Лена , это я. Извини меня, пожалуйста, за обман». Беру её за руку и веду праздновать.  Там всё было уже заранее подготовлено. За столиком сделал ей предложение, надел на её нежный пальчик колечко, долго просил прощения за своё актёрство. Через три дня мы расписались. Вот уже скоро такой солидный у нас юбилей.
    
 Я так благодарен деду Фёдору за его подсказку! Его уже давно нет среди живых, но   всегда помню о нём и ставлю свечки  за упокой в церкви. Царство ему небесное. Очень добрый и мудрый был старик. Леночка моя – настоящий ангел-хранитель. Мы с детьми её очень бережём, стараемся не огорчать. Пока военным был, сколько нам пришлось помотаться с ней и по России, и за рубежом. Сколько радостных и горьких дней пережили, но никогда у нас не было размолвок из-за денег. А времена были разные, пока детей учили, материально жилось очень нелегко. Всех троих на ноги поставили. Вот так, Кузьмич, я выбирал себе жену. Спасибо деду Фёдору.  Женитьба – дело ответственное! Всю жизнь ею можно и себе, и детям искалечить».