Подняться на Олимп и умереть

Александр Былина
Хочется писать о грандиозном. И когда речь заходит о предметах воистину эпичных, трудно начинать. С какого конца подойти? К какому краю приступиться?

Я стою у самого подножья.
Я знаю: передо мной Олимп. Великое творение природы. Он чудовищен. Он настолько грандиозен, что я его не вижу. Да-да! Я наблюдаю лишь начало склона. Вершина – далеко за горизонтом. Триста километров – вперёд и вверх. И столько же – до противоположного подножья. Что ж, я сажусь в ровер, проверяю заправку топливом и окислителем, проверяю провиант и воду, проверяю работу систем и механизмов. Проверяю герметичность кабины. Я ведь собираюсь въехать на тракторе в космос.
Всё в порядке.
В путь.
Очень много часов по бездорожью. Жестокий мороз, слабый ветер. Жёлтый небосвод. И красноватый склон. От горизонта и до горизонта. Я по-прежнему не вижу вершины. И основание – пути начало – вот уже скрылось из глаз. Можно подумать, что я на равнине. Но это не так. Сто пятьдесят километров одинокого пути – за спиной. И впереди ещё столько же. Я сейчас на высоте одиннадцати с половиной километров. Боги! Какая красота! Панорамные стереокамеры в режиме Full-HD детально фиксируют все эти безжизненные камни. Великую пустошь.
Амортизатор правой передней опоры вроде как захромал. Очертания пейзажа стали резче, обманчивей. Вот и налетел на кочку. Ничего, протянет.
Ночной отдых. Днём – осторожное движение. Ночью – отдых. Днём – опять вперёд. Медленно, осторожно. Такие величины надо уважать. Они не терпят суеты.

Подвеска заскрипела.
Углекислота ночами садится на стекло тонким слоем инея. Вот это уже настоящий экстрим.
Высота шестнадцать километров.
Восемнадцать километров. Кальдеры пока не видать. Но пейзаж отчётливей. Теперь глаз явно видит, что перспектива возвышается.
Двадцать километров. На датчиках забортного давления почти что ноль.
Уже скоро.
Двадцать два километра. Солнце и звёзды. На чёрном небосклоне. Отражением за спиной – бескрайний склон, который теряется в призрачно-жёлтом сиянии чахлой атмосферы. И теперь видно пологие скалы. Впереди.
Я уже почти на месте.
Двадцать два с половиной километра.
Вот она, кальдера. Остывшее жерло вулкана. Вертикальные его обрывы уходят на три километра вглубь. Затенённые они в кромешной тьме. Подсвеченные солнцем – ослепляют инеем. Кратер огромен. Противоположный обрыв – на горизонте. И как матрёшки друг в друге – вторичные кратеры.
Дух захватывает.
Датчики давления показывают ноль. Атмосфера Марса настолько слаба, что здесь, на макушке самой высокой горы в солнечной системе – её, атмосферы, просто нет. Я на краю планеты, в космосе. Как и планировал.
И снова я не вижу вулкан целиком. Снова всё за горизонтом. Поэтому заблаговременно, перед посадкой на планету, я совершил несколько витков над склоном Олимпа. Снимал на камеру сей циклопический объект. Со ста километров гора видна целиком, с окрестностями вместе. С пятидесяти – она заняла почти всю панораму. С тридцати – всё ещё видно, что тут гигантская гора. Но уже не видно, насколько гигантская.

Я взираю фантастический пейзаж, стоя на краю, и думаю о нас. О людях-человеках.
«Экономически невыгодно». Модный тренд в вопросе освоения космических пространств.
Дорогие мои! Братие и сэстры! Земляне! Если человечество как данность станет вдруг «экономически невыгодно», что тогда? Международные купцы закроют человеческую цивилизацию? Как разорившуюся лавку? А ведь крах обязательно случится. Светимость солнца будет неуклонно возрастать. Астрофизика, наука. Жизнь на Земле рано или поздно убьют погодные катаклизмы. Через какой-то сраный миллиард земных годов на Земле не останется ни воздуха, ни воды.
Я думаю: вот жили динозавры. Доминировали сотни миллионов лет. Вот она, опасность доминирования. Как в клипе Fatboy Slim: I’m #1 so why try harder? Гигантские монстры, подавившие всё и вся – забыли отрастить себе одну  малюсенькую детальку. Мозг.
У тридцатиметрового диплодока думатель был величиной с орех. Ещё один дублёр чуть меньшего размера размещался у этого гиганта в крестцовой зоне. И он отвечал за работу задней части и хвоста. Информация от заднего ума к переднему шла около минуты. Если кто-то прищемлял диплодоку хвост, реакция у него была как у забора. Даже такая вот мелочь вызывала трудности.
Поэтому падение астероида в Мексиканский залив стало для беспечных доминантов страшной неожиданностью. Запоздалым откровением.
Все умерли. Трагедия шекспировских глубин.
У нас есть нормальный человеческий мозг. И мозгом мы можем предвидеть. Предугадывать. В том числе и мировые катаклизмы. И если захотим, то сможем понять и принять: не всё, что «экономически невыгодно», гуманитарно бесполезно. Некоторые затратные моменты в дальнейшем могут – ни много ни мало – спасти человеческую цивилизацию. Пилотируемые полёты меж планет, колонии на них – вот пример неэкономической целесообразности.

Существует программа Mars One. На деньги частных инвесторов организаторы хотят в 2023-му или 2025-му году отправить на красную планету пятерых марсонавтов. Учитывая современное развитие техники, билеты получатся в один конец. Кто захочет покинуть наш уютный мир и поселиться навсегда на жутком морозе и в страшной духоте среди голых камней? Нашлись десятки тысяч добровольцев. Ведётся конкурсный отбор.
Я бы подписался. Пусть в один конец. Букет моих хронических болезней не позволяет мне претендовать на подобное счастье. Но если бы мне предложили, не взирая на мои недуги, на связанные с ними риски. Отправиться. Туда. И сгинуть на краю кальдеры. Я бы без раздумий.

И, да. СтRаничка эRудита.
Никакой фантастики. Всё очень даже прозаично. Чтобы отправить к Марсу пилотируемую возвратную экспедицию,  NASA должно осваивать в течение ряда лет ежегодные бюджеты объёмом в 50 млрд. долл. США. Колоссальная сумма, не так ли? Впрочем, для сравнения: на войну в Заливе министерство обороны США ежегодно кушает 70 миллиардов.
Просто прекратить войну. Одну. А высвободившуюся двадцатку потратить... на коррупцию, к примеру… И не нужно ради чего-то большего ходить с протянутой рукой. И все будут счастливы. Не богаты, но счастливы. Ибо социологи подметили: счастье никак не связано с материальным благополучием.

И p.s. http://www.youtube.com/watch?v=ub747pprmJ8
И p.p.s. Касаемо картинки:
Этот файл находится в общественном достоянии (англ. public domain), так как он был создан NASA (Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства). Политика авторского права NASA гласит, что "Материал NASA не защищается авторским правом, если не указано иное".
Источник картинки: wikimedia