Юрий Васильевич Бондарев

Юрий Сарычев
Эта краткая заметка - мой посильный знак уважения солдату, человеку и гражданину, чьё 90-летие осветительной ракетой вспыхнет и обнажит дрожащие контуры наступающего 2014 года…15 марта 2014 года Юрию Васильевичу Бондареву исполнится 90 лет.

Сейчас мне самому почти пятьдесят. Вроде бы и немало... Но ведь как посмотреть… недавно, завкафедрой минералогии и геофизики, геологии Ухтинского ГосТехнического Университета Олег Сергеевич Кочетков (http://ugtu.net/kochetkov-oleg-sergeevich) бросил мне с улыбкой - мальчишка!

Вот, о бондаревских уроках мне, мальчишке образца 1964 года, я и напишу. Их немного, этих уроков, но удивительным образом проросли они в моей душе и остаются со мной по сию пору.

Урок 1. Я русский и моя Родина - моя мать.
 
Россия не «эта страна», она не «территория», где рвут себе маржу эффективные менеджеры - Иваны-не-помнящие родства. Если матери угрожают – её сыны берутся за оружие. Так просто, буднично ушло на войну за достоинство своей матери-Родины бондаревское поколение лейтенантов. С такой мыслью уходили служить и мы – и было нам чего бояться - у нас был Афган, могла быть Польша… но, вобщем, каждый стоял там, где прикажет Родина – а родина солдату, как говаривал мой командир, капитан погранвойск Колбацков: «Родина солдата есть его командир, потому служить вы должны там, где прикажет Родина».  Сейчас я благодарен старшему сыну, отслужившему своё на 4-ой военной базе РФ – благодарен их поколению, тем из них, кто не отворачивает и не косит. Вот теперь надеюсь и на своего младшего – чтобы он не оплошал.


Урок 2. О любви к врагу.
 
Немцы сделали много зла России. Никто их сюда в 41-м не приглашал – явились самозваными,  с оружием. Та война была страшной. Страшным для Германии было и русское возмездие – и до сих пор, случается, вылетают немцы по международным курортам в окна и дверные проёмы на 9 мая, если соседи-русские по своей древней традиции сядут накануне справлять тризну по своим, кто остался на полях сражений. Но Юрий Бондарев оставил нам урок уважения к врагу – урок русского сожаления и любви. Когда-то бондаревская история о любви русского лейтенанта Никитина и немецкой девушки Эммы остановила мой внутренний мир. Я, который в детских играх и рассказах взрослых привык напрягаться от всего немецкого и подбираться при звуках немецкой речи, постепенно становился человечнее в понимании других людей, чья судьба столкнулась с русским мечом. Та война убивала миллионами и калечила поколениями…Юрий Бондарев, пропустивший всё это зверство и всю эту любовь как ремень портупеи под свой погон русского офицера, лечил изломанное. Своим творчеством Бондарев спасал наше человеческое…

Урок 3. О чести.

Здесь совсем лаконично:
• Во времена странного  и шумного триумфа первого президента СССР М.С. Горбачёва с его идеей перестройки Юрий Бондарев сказал (это было на I съезде народных депутатов СССР в 1989 году): «Перестройка – это самолёт, который взлетел и не знает, где сядет»…тогда вокруг много судачили и пытались высмеять писателя…что получилось, в каком месте и у кого из нас обнаружилась совесть, и кто был в чём неточен нам теперь понятно без комментариев.
• В 1994 году Юрий Бондарев отказался принять награду – орден Дружбы народов – из рук президента РФ Б. Н. Ельцина…
В последние 25 лет Юрий Васильевич Бондарев никак не напрашивался Отечеству Российскому в штатные пророки.
Но, как известно – свято место не бывает пусто, и объявилось известное количество желающих на московских и региональных паркетах за Родину постоять – шпалеры литературных, телевизионных, интернетовских печальников-патриотов проследовали перед нашими глазами и душами. Пожелаем им всего доброго.

Но не оставим памятью тех, кто, как Юрий Васильевич Бондарев стоял за Россию и твёрдой рукой, и чистым словом.