Встречи Лялина и Луки

Анатолий Комаристов
Фото из интернета. Автор неизвестен

Прежде чем рассказать о встречах Петербургского врача и писателя В.Н. Лялина с Лукой  приведу некоторые сведения о Лялине, найденные в интернете.

Валерий Николаевич Лялин был одним из тех, кого называют «старец в миру». Хотя был он мирским человеком, но всякий, кто близко с ним общался, чувствовал, что мирского духа в нем нет. От него исходила особая благодатная тишина.
 
Его прадед, оставив купеческое дело, роздал богатство и десять лет проводил отшельническую жизнь в лесу под Иваново. Его крепкий характер и унаследовал Лялин. Старцы-подвижники были духовными наставниками Валерия Николаевича от юности: невеста Христова горбатенькая Матрона заронила в душу память о настоящей живой вере, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) благословил на поприще медицинского служения.

 От наставников Валерий Николаевич кроме углубленной молитвы получил в дар именно старцам свойственную сердечную, проникновенную внимательность к каждому человеку. А Господь уже в преклонном возрасте – после семидесяти лет – послал ему писательский дар.

 О том, что это был дар свыше, с удивлением говорил и сам его обладатель: «Слово дается, это не я сам. Так быстро писать невозможно». Действительно, за несколько лет было написано несколько замечательных книг, значительных и по уровню художественности, и по уровню духовной правдивости. «Я так живу, как я пишу», – мог бы сказать Лялин.

 Он  очень многое в жизни видел и испытал – и на войне, и работая сельским врачом в разных уголках страны. Он ничего не выдумывал в своих рассказах. Он сумел увидеть величие Христово в скромных, незаметных тружениках Земли Русской.
Валерий Николаевич был «не от мира сего».

 Обладал он редкостным даром сказителя. Слушая этот  голос, люди невольно отвлекались от земной суеты и всё, происходящее вокруг, начинали воспринимать в духе библейских притчей.

Лялин в своем дневнике оставил воспоминания о встречах с владыкой Лукой в первые послевоенные годы в Симферополе. Вот эти записи из дневника.

"В городе было пустынно. Я подошел к булочной, перед которой стояла  очередь. Хлеб в те времена давали только по карточкам. Проходя мимо  церкви, я обратил внимание на человека, сидевшего на каменных ступеньках.  Он был плохо одет, без пальто. На коленях держал большую старинную книгу в кожаном переплете. Человек читал и улыбался, не обращая внимания на холодный промозглый ветер.

Я стоял, прислонившись лбом к холодной ограде, и думал: «Вот, неделю я уже в этом голодном, полуразрушенном войной городе и вижу вокруг только сумрачные, хмурые лица. А этот плохо одетый, худой и, вероятно, голодный человек читает какую-то старинную книгу и улыбается".

 Он был без пальто, в старом пиджачке, и не чувствуя холода, читал эту странную книгу.По-видимому он был счастлив, и что-то согревало его. Неужели то, о чем он читает? Что же это за книга и что в ней написано такого, что он не замечает никого кругом?

Получив хлеб, я, движимый каким-то смешанным чувством благодарности и сострадания, опять направился к этому человеку. Я подошел к нему вплотную и заглянул через плечо в книгу. Она была напечатана церковнославянской вязью с красными киноварными заглавными буквами. Я стоял, смотрел на него и на книгу.

Он оторвался от книги и поднял на меня усталые глаза. Взгляд был добрый и отстраненный, как будто он только проснулся. Я отломил половину своего дневного пайка и протянул ему. Он не стал отказываться, а бережно взял ломоть и спрятал его за пазуху.
–Спаси тебя Бог,— сказал он.— Христос смотрит на нас, и Он воздаст тебе за доброту твою.
Оглянувшись кругом, я в недоумении спросил:
–Откуда смотрит?
–Смотрит с небес,— ответил он с улыбкой.— Это он сказал тебе:
–Подойти и поделись с этим бедняком хлебом.
–А о чем написано у Вас в этой старой книге?
Он грустно посмотрел на меня, потер себе лоб рукой и сказал:
–В этой книге все: и небо, и море, и земля, и жизнь, и смерть.

Я ушел от него. Потом искал его везде, но больше никогда не встречал. Он остался в моей памяти на всю жизнь. Это был, по-моему, единственный счастливый человек в городке в те далекие глухие времена.

Летом через несколько лет я  опять приехал в тот  приморский городок. Издалека послышался слабый колокольный звон —  такие нежные, единичные удары, называемые «благовест», несущие добрую весть о том, что существует храм Божий, в котором должно состояться богослужение.

Я решил сходить в церковь. Но пока собирался, не спеша шел, поспел только к окончанию службы. Я увидел там людей, собравшихся на середине храма. Они внимательно слушали старого, убеленного сединами человека, стоявшего среди них, возвышавшегося над ними на целую голову. Его очки отражали горящие огоньки церковных свечей, белоснежная борода ниспадала на парчовое облачение.
 
– Кто это? — спросил я свечницу.
– Это архиепископ Симферопольский Лука,— ответила она тихо, подавая мне свечку. Архиепископ говорил негромким, проникновенным голосом. Я прислушался.

«В четвертую же стражу ночи, пошел к ним Иисус, идя по морю».

Я узнал. Это было Евангелие от Матфея, читанное мною в первый послевоенный год.
 
«Итак, братия и сестры, — продолжал проповедник, — «в четвертую стражу» по римскому исчислению означало «после трех часов ночи, на рассвете». Он подошел к лодке учеников, идя по морю. Пусть вас это не смущает. Господь наш — Владыка всего, Им созданного, Он побеждает законы природы. Но не только Он  Сам мог ходить по морю, как по суше, но дозволил и апостолу Петру идти по воде, потому что вера Петра во Христа не давала ему утонуть. Но как только апостол усомнился в том, что его поддерживает сила Божия, как только поколебалась его вера, так сразу он начал тонуть.

–Маловерный! Зачем ты усомнился?— сказал ему Христос. Вот поэтому, дорогие мои братия и сестры, бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок к Нему верою.

Об архиепископе Луке я многое слышал в медицинских кругах, но видеть его до сих пор не приходилось. Про него рассказывали, что это был блестящий хирург, талантливый ученый, профессор. Безвременная смерть горячо любимой жены привела его к вере в спасительную силу христианства, впоследствии он принял сан священника, затем пострижение в монашество, а в 1923 году стал епископом. И это в то страшное время, когда гонения в советской России на Церковь стали на уровень государственной политики…

Я стоял в церкви и смотрел, как народ подходил к архиепископу под благословение. Люди тихо, с благоговением, целовали крест и руку, руку архиепископа и хирурга. Я думал: «Вот просто легендарной судьбы человек, который без сомнения идет по бурному морю жизни, и не тонет в его пучине, как тонул усомнившийся апостол Петр».

***

Вечером я решал, пойти мне к владыке Луке, или не идти. Мне необходим был совет, как жить дальше, потому что жизнь моя зашла в тупик, я уже не видел в ней смысла, хотя мне не было еще 30 лет. А выходить из этого состояния при помощи водки и наркотиков я не хотел, да и, как врач, понимал, что после будет еще хуже.

Я слышал, что владыка доступен и принимает всех, кто к нему ни обратится. Я решил для начала обратиться к нему со своей больной ногой, которая была у меня повреждена со времен войны. Свое посещение владыки я мог осуществить только в начале осени в Симферополе.

Выбрав  день, я направился на прием к архиепископу. Двери мне открыла келейница, которая попросила подождать в приемной, а сама пошла, доложить о моем приходе. Вскоре она вышла со словами:
–Пожалуйста, владыка Вас ждет.

 Она ввела меня в большую светлую комнату. Что в ней было, я совершенно не помню, потому что все мое внимание было направлено на владыку.
Он сидел в большом старинном кресле спиной к окну, облаченный в светлый, кремовый подрясник, подпоясанный поясом, на котором были вышиты золотистые колосья ржи и голубые васильки. Ноги его, обутые в мягкие домашние туфли, покоились на низенькой скамеечке. Я стоял в дверях в каком-то замешательстве.
       
 –Подойдите ко мне,— мягко сказал владыка. Я подошел и поздоровался, потом, наклонив голову, попросил благословения.
–Как Ваше святое имя?,— спросил он.
Я сказал. Он положил мне на голову руку, благословил меня. Я поцеловал ему руку, лежащую на подлокотнике кресла.
–Что привело Вас ко мне?,— спросил владыка.

 Я начал жаловаться на больную ногу, но он перебил меня и попросил рассказать о себе, о своей жизни. Вначале робко, а потом смелее, все, до самой подноготной я рассказал о своей нескладной жизни, о работе патологоанатома в больнице, о своем маловерии. Он внимательно выслушал мою исповедь, перебирая гибкими длинными пальцами черные узелки монашеских четок.

–Я Вас понимаю,— сказал он, вздохнув,— все это знакомо и мне. И я когда-то чувствовал себя сбившимся с пути и оставленным Богом. И меня, было время, терзали сомнения. Иногда принимал просто бестолковые решения. И вера в спасительность христианства не далась легко.

 Мне пришлось ее выслуживать у Бога тяжким многолетним трудом, ценою собственных страданий. Одним вера дается, как дар Божий, легко. Такая вера пришла к любимому ученику Христа  Иоанну Богослову. Другим вера дается трудно, через сомнение, испытание, как, например, апостолу Фоме.

Не знаю, что лучше. Хотя в ответ на сомнения Фомы Христос сказал ему:
–Блаженны не видевшие, и уверовавшие.
Владыка задумался и закрыл глаза, потом, как бы очнувшись, сказал:
–Истинный путь к Богу пролегает только через Христа.

Я думаю, что, сколько людей, столько и путей к Богу. У каждого свой путь. В наше время он намного труднее. Сейчас на пути к Богу стоит много преград. Ведь мы живем в стране, где «Бог» пишется с маленькой буквы, а КГБ с большой. Современному человеку пройти по водам невозможно. Уж если сам апостол Петр тонул в море, то мы все в этом житейском море барахтаемся, как котята.

Не стремитесь совершать великие подвиги и великие дела. Не всякий на это способен. От неудач возникает разочарование и апатия. Прежде всего, будьте добросовестны в малом, и Бог, видя Ваше старание в малом, подведет Вас и к большому делу.

Уезжайте из города. В городе больше соблазнов, больше греха. Город — место противления Христу. Помните, кто основал первый в мире город? Не помните? Так вот, в книге Бытия говорится: «И построил Каин город и назвал город по имени сына своего Енох». Поезжайте в деревню и займитесь там практической медициной.
 Лечите простых тружеников, но не забывайте об их душах. Ведь Вы же не сомневаетесь, что у человека есть душа. У нас в стране многие в этом сомневаются, даже те, которые учились и не доучились в семинарии.

 Я вот был у одного такого на приеме в Москве, когда мне была присуждена Сталинская премия. В конце приема он у меня спрашивает:
–Неужели Вы всерьез верите, что у человека есть душа?
–А Вы верите, что у человека есть совесть?,— спросил я в свою очередь.
–Да, верю,— сказал он.
–Но я ее не видел,— сказал я,— хотя оперировал живых и вскрывал мертвых.
– А Вы неплохой диалектик,— сказал он и улыбнулся в свои усы. Когда я уже выезжал из Кремля, то подумал:
–Как бы эта диалектика не привела меня опять в Большую Мурту. Но, слава Богу, все обошлось.

Владыка огладил рукой бороду, посмотрел на меня и продолжал:
–Вот потрудитесь в деревне.  Почаще читайте Новый Завет, особенно послания к Коринфянам. Каждый день читайте Псалтирь, и вера ваша будет возрастать изо дня в день. А Библия у Вас есть?
–Нет, владыка,— ответил я,— где ж ее сейчас достанешь? Если только у священника попросить почитать.

Он позвонил в колокольчик. На звук его пришел благообразный пожилой секретарь в рясе и с наперсным крестом.
–Будьте добры,— обратился к нему владыка,— запишите адрес моего гостя. Мы пришлем ему Библию, как только получим из Москвы. И действительно через месяц я получил посылку из Симферополя. Это была Библия от архиепископа Луки.

========
Автором использованы фото и информация из открытых источников в интернете:
Сайт имени святого Луки, Святитель Лука Крымский;
Сайт: "Симферопольское благочиние";
Сайт: "Православие";
Сайт: "Интернет-журнал Лицей";
Сайт: "Русская народная линия";
Православный журнал "Фома";
"Православное слово Сибири", №2-3, 2002 г.
Автобиография Луки «Я полюбил страдание»;
Эссе Луки –«Христианское учение о любви к человеку», «Дух, душа и тело»;
И.А. Кассирский «Воспоминания о профессоре В.Ф.Войно–Ясенецком»;
М. Поповский «Жизнь и житие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого);
Статья С. Варшавского и И. Змойро «Две грани одной судьбы», журнал «Звезда Востока», №4, 1989г.;
Статья И. Ахундовой «Скальпель на иконе»;
В.А. Лисичкин «Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)»;
В.А. Лисичкин "Крестный путь Святителя Луки: Подлинные документы из архивов КГБ";
Википедия – «Биография. Вклад в науку. Почитание. Память об архиепископе Луке»;
Богомолов Б.П., Светухин А.В. «Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. К 130-летию со дня рождения». Журнал «Хирургия» -2007, №12;
Глущенко В. «Святитель Лука – взгляд в будущее»
Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ»,т.2.ч.3.гл.10
И.Григович "К 120-летию со дня рождения Юдина С.С."
"Аристократ духа" .Авторский цикл из эфира радиопрограмм Благовещение.
"Древо" (открытая православная энциклопедия)