Дерево

Вадим Шрейдер
               


     Для встречи с близким мне человеком я приехал в этот старый прибалтийский город. лежавший на берегу моря и славящийся своим музеем янтаря.

     Погода была прекрасной. Скупое осеннее солнце в этот день ярко светило. лишь изредка прикрываясь легкими облачками.

     До назначенной встречи времени было более чем достаточно и оставив мрачный гостиничный номер я отправился погулять.

    Город весь в парках. Они большие и маленькие. длинные и узкие или наоборот уверенно широкие. часто выходящие на берега каналов. Летом их как-то не замечаешь. Все в зелени. Идешь по дорожкам. тень. прохлада. Сядешь на скамейку. отдохнешь от летнего зноя в тени деревьев. и восприняв как должное. отдых среди зелени. идешь дальше.

     Другое дело. сейчас. осенью. Ты идешь по парку и видишь его. Это не общая зеленая масса. где дерево сливается с другим деревом. Другие краски. другое освещение. Листья на деревьях начинают опадать. открывая ветви. Цвет их изменился. от еще слегка поблекшей зелени. до ярко-красного. багряного. Дерево одно отдругого разнится теперь и цветом и контуром. Опавшие листья открывают дерево делая его как-то рельефнее на общем фоне.

     Осенний парк - это просто чудо. Гуляя в нем вы становитесь как-то выше и чище. Вы сливаетесь с природой и ваши заботы и волнения уходят куда-то очень далеко. делая вас хоть ина короткое время. счастливым.

     Приятно похрустывает под ногами песчанная дорожка. Неторопливым шагом я обхожу этот сквер. Свернув с одной дорожки на другую я увидел огромный вяз и остановился. Наполовину потеряв листву. он широко раскинул свои узловатые ветви. на фоне неба они образовывали причудливый рисунок в котором чувствовалась мощь и огромная.
неистребимая жажда жизни. Но это было не просто дерево с изломанным рисунком ветвей. Его листва была нескольких оттенков. постепенно и гамонично переходящих один в другой. Она делала его прекрасным. Она венчала его. как венчает короля корона. делая его величественным.

     Я долго стоял и смотрел на это дерево. иво мне все больше росло желание нарисовать его. Я чувствовал. что смогу это сделать. хотя никогда не занимался серьезно рисованием.

     Магазин канцелярских товаров я нашел быстро. Альбом для рисования. карандаши и резинка купить дело нескольких минут. Спешу назад в парк. Вот он и старый вяз. Устраиваюсь на скамейке на против и начинаю рисовать. Ствол. ветви. листва...  Не выходит. ничего не выходит! Пробую точно копировать. получается еще хуже. Рисую на пятом листе. вот он вяз на моем рисунке. Точно он. но нет в нем той силы и красоты.что в настоящем. Беру резинку ищу свои ошибки. что-то стираю.поправляю. С каждым движением. с каждым штрихом во мне крепнет уверенность. что рисунок получится. Кажется нашел! Беру чистый лист и начинаю заново. Рука движется уверенней. линии. штрихи и тени ложатся как надо. Готово! Я перевожу взгяд с натуры на рсунок и обратно. Дерево. вот оно на бумаге. такое-же живое!

      Взади меня раздается покашливание. и мужской голос произносит:

      - Молодой человек...

     Оглядываюсь и вижу мужчину с бородкой. то ли под Калинина. то ли под Троцкого и с потфелем в руках.

      - Молодой человек. - говорит он. - извините. я заглянул из простого любопытства к вам в альбом. и вот уже минут пять смотрю. как вы рисуете.

       Он помедлил немного и продолжил:
      - А не могли бы вы. если это. конечно можно. продать мне его?- и вопросительно уставился на меня. Первая мысль. мелькнувшая у меня. была: " конечно нет!"

      - Я взгянул на мужчину. он продолжал вопросительно смотреть на меня. видя. что я раздумываю. А я все думал и размышлял о том. что рисунка такого мне больше не сделать Это я чувствовал. как чувствовал. что получится этот. И будет он лежать у меня дома. заставляя браться за карандаш и повторять бесплодные попытки нарисовать. что-то так-же хорошо. как этот вяз. Потом закину его куда подальше. с глаз долой. из сердца вон.

     Не лучше ли будет. если его возмет этот человек. избавив меня от будущих терзаний по поводу неудач. Душа моя будет спокойна.

     Ничего не будет подталкивать ее к чему-нибуть подобному. Я чувствовал. что попробуй нарисовать я этот вяз еще раз и сейчас-же. рисунок будет хуже. А этому мужчине видно очень хочется купить рисунок. раз он обратился так. на улице к незнакомому человеку.
     - Цену назначьте сами.- сказал я.

     - Могу предложить пятьдесят рублей.- быстро ответил он. и сунул руку в карман. - только пожайлиста поставьте подпись и дату.

     Сумма по тому времени. была весьма приличная за простой рисунок. и я. в душе посмеиваясь над мужчиной с бородкой. видимо он принял меня за какого-то художника. сделал то. что он просил. Поставил подпись. год и протянул рисунок ему. получив взамен деньги.

     Мужчина вложил в портфель рисунок. Щелкнув. закрыл замки и вежливо сказав: " До свидания"- пошел по дорожке.

     Я посмотрел на деньги. которые держал в руке. пересчитал и положил в карман. Затем повернулся и взглянул на дерево.  Вяза. такого огромного. мощного. красивого и ветвистого...Не было!

    Вместо его стояло покосившееся старое дерево. расставившее свои узловатые ветви. напоминающие скрюченные подагрой руки старика.

    Я некоторое время растерянно смотрел на него. В душе моей было пусто. Я сунул руку в карман. насчупал эти пятьдесят рублей и беспомощно оглянулся.

    Человека с портфелем нигде не было.


                1989г.