Трактат о лежащем по ту сторону познания

Сергей Буханцев
Неизвестно ничего, неизвестно никому, никогда и никак... Неизвестно, неизвестно...
Неизвестно никому, неизвестно никогда?!. Ни при каких обстоятельствах?!. Даже если всё будет известно, всё, всё, всё?!. И тогда останется что-то неизвестное?!. Вот ведь штука какая, вот ведь обстоятельство!..
Но неужели, неужели есть что-то такое, нечто такое... что никогда, никому не будет известно!?. Никогда оно не откроется никому и всегда будет скрыто от всего мира?!. С ума сойти!..
Зачем же оно, для чего оно, если никто, никогда, ни при каких обстоятельствах о нём не узнает?!. Должен же быть этому какой-то смысл?!. Ведь всему должен быть смысл и всему находится смысл!.. Если что-то есть, значит оно есть не зря!.. его хоть можно узнать, а тут где смысл?!.
А может быть, его и нету вовсе – того, что никогда не будет известно?!.
Но как же так!?. Как же его нету, если вдруг оно есть, но просто мы далеки от него, слишком далеки?!.
Ишь ты, проблема!.. Как голову ни ломай, как ни утруждай мысль – толку не будет!.. То, что всегда будет скрыто под завесою тайны, – то и не обнаружишь никакими попытками разума, тем паче нашего несовершенного разума!..
А если хорошенько подумать, что это может быть такое – то, чего никто никогда не будет знать?..
Может быть, это лежит рядом, но настолько необычно, что сейчас покажется абсур-дом?..
Вдруг – прямая линия – это не прямая линия, а точка?!.
Или, может быть (хотя, наверное, этого не будет) возможно такое понятие: ступени невозможного...
Или – видение невидимого, нематериального...
Словом, нечто нездешнее, несбыточное, куда и фантазией не забредёшь, не то что делом... Куда фантазия ни сунется – следом шагает Наука, она и в самый абсурд влезает, ей бы только обосновать свои действия...

Зачем весь этот прогресс?.. Он движется к недостижимому, он как улитка, ползущая по линии замкнутого круга... Он преодолевает метр за метром пространство Неизвестного, но, уже принимая во внимание тот факт, что не будет для него стены, остановившей бы его раз и навсегда, и не будет последнего метра в его бесконечном пути, надо думать, что в этом движении есть что-то фатальное и обречённое на вечный поиск несуществующего Идеала, тем более заслуживающий печальной улыбки, чем отчаяннее будут его попытки узнавать всё более новые сведения о Мире!..
Вот уже Познание исчерпало свои силы и остановилось на каком-то метре бесконечного пути... И оно готово испустить дух... В нём нет прежней веры в целесообразность движения, оно устало... Настал миг вырождения!.. Всё, что оно может сделать напоследок, это вспыхнуть Новой Сверхзвездой во Вселенной, чтобы дать Жизнь новым росткам Познания, которые начнут дерзать, когда придёт их время, как будто до них не было ничего и как будто они – Самые Первые Ростки!..

Я знаю то, что никогда не будет постигнуто. Я чувствую, где оно лежит, но я боюсь о нём сказать, ибо о нём уже будет сказано...
Это лежит далеко отсюда, но это и совсем рядом, во мне... Всё дело в Разуме, а не в каком-нибудь ином предмете... Скажу больше – есть Разум и всё – Разум, он ищет и хочет найти, но не будет Бесконечного поиска, ибо Терпение Мироздания не бесконечно. Не любит оно, когда Разум засовывает свой нос слишком далеко и имеет своей целью перестроить само Мироздание по собственному Усмотрению...
Мироздание – тоже Разум, а когда один Разум пытается понять другой Разум и когда он не соглашается с ним и пробует его переделать, тот Разум, который Вечен, ибо покоен, пресекает попытки неугомонного детища своего...
Познать Мироздание и возможности его – не значит разобрать его по кирпичику и по-лучить над ним власть подобную той, которую имеет властелин над своим рабом. Познать Мироздание – значит обрести высшее доверие его и войти в него свободно, без коварных помыслов о переделке его по своему усмотрению, и стать как бы частицей его самого или маленькой капли его, или им же самим...
Вот что никогда, никому не будет известно (это я точно знаю) –
Смысл существования Мироздания и его Конечная и Начальная Цель
Затем никогда и никому не будет известно ни о Начале, ни о Конце его, если таковые имеются...
Хотя я имею смелость думать, я, всего лишь человек, что Начало и Конец Мироздания там же, где и Начало и Конец Мысли, а Смысл и Цель Мироздания – возбуждение в нём Мысли!.. Сказано, что нет Человека без Мысли, а я добавлю – нет Мироздания без Человека!.. Но мои соображения – суть соображения несовершенные, и нет дела Истине до моего ничтожно малого Опыта... Хотя и нет Истины Абсолютной, ибо она скользит по шкале Времени и Пространства...
Абсолютная Истина недостижима, она отодвигается в глубь Непознанного по мере усовершенствования Разума. Ни одна самая замечательная и самая великая Истина не может быть последней в бесконечном ряду Истин...

На что его хватит, если сознание пробудится в нём, на какую Идею?.. Его знания о Мире всегда будут ничтожно малы по сравнению с той жаждой знаний, которой он посвятит себя и свой ненасытный Мозг и которую он никогда не удовлетворит, ибо та жажда ненасытна и беспредельна, она – Огонь, пожирающий и требующий для себя всё новую и новую пищу!..
К чему он придёт на стезе умственного и духовного Подвига?..
Возможно, вместе с потоком ещё неоткрытых частиц он пронзит глубины Материи со скоростью Мысли, но всё же технические усовершенствования его придатков-автоматов покажутся ему неизмеримо ничтожнее тех возможностей, по которым будет тосковать его Мысль, его Ум и его Мечта!..
И он предпочтёт суетному механическому движению воображение своего живого Разума!.. Много времени отдаст он раздумьям. Может быть, одним желанием, одним усилием воли он в состоянии будет создать целые Миры – этот Новый Человек, включающий в своё Я понятие о Человеке!?. И всё же он будет страдать сознанием своей беспомощности перед какими-то непреодолимыми, неизвестными ему силами?!. На всякое могущество находится рано или поздно своё сверхмогущество, чтобы держать его в повиновении. Над всем стоит какой-то величавый властелин. А над каждым властелином есть тоже властелин. И над теми властелинами также найдутся властелины. И так без конца... И нет в Мире ни Ничтожнейшего из Ничтожнейших, ни Величайшего из Величайших и по своему положению к Зависимому от него и Вышестоящему над ним – всякий в Мире Одинаков со всеми. И Ничтожный и Величайший – одинаково терпят унижение и одинаково тешат своё самолюбие, глядя, как беспомощно суетится перед ним заведомо слабейший, напоминающий собою микроб под Микроскопом!.. Но заглядывающий в микроскоп должен знать, что, верно, и на него нацелен гигантский Микроскоп, такой большой, что его не видно!.. А тот микроб, что шевелится под стеклом Микроскопа, занятый своим делом, – что это за неведомый Мир, что за Вселенная, живущая по своим законам и так быстротечно во Времени, что Наблюдатель не успевает и глазом моргнуть, как там, во Вселенных, которые извиваются перед ним, проходят миллиарды миллиардов световых лет?!. Что это за такой непонятный Мир?.. И можно с полным правом сказать, что тот, кого наблюдают, гораздо совершеннее того, который наблюдает, ибо он уже выполнил своё дело, уже родились и исчезли Цивилизации, а сам Наблюдатель ещё и глазом не успел моргнуть!.. Он что-то пытается понять, ему нужны неопровержимые факты и доказательства!.. Естественно, что он никогда не будет держать в руках неопровержимых фактов и доказательств, ибо движение его Мысли слишком медлительны и сам Мозг работает при сгорании тех самых Миров, которые он пытается понять и в чём-то уличить!.. Он слишком груб и неуклюж для познания сути происходящего в микробе!.. Но будучи достаточно умён, он проведёт аналогию между жизненными процессами в микробе и тем миром, в котором повезло родиться ему самому... И окажется прав, когда придёт к выводу, что не имеет никаких преимуществ перед тем, что даже и в Микроскоп невидимо, и сам же будет удостоен той самой участи, какой кого-то удостаивает, действуя на микроб различными раздражающими веществами: можно себе представить смятение Умов в дебрях микроба, пытающихся вникнуть в смысл происходящих в Мироздании перемен, – если бы эти Умы знали, какой Дурак делает над ними бесчеловечные опыты, они сразу разочаровались бы в целесообразности своего существования и, наверное, покончили бы массовым самоубийством!.. Но им ничего неизвестно... Они нацеливают свои сверхгигантские телескопы на эти «раздражающие вещества», удивляются их загадочным свойствам, спорят между собой и приходят к выводу, что Мир очень сложен в своих проявлениях!.. Они ещё не знают, что он не только сложен, но и абсурден и будет водить их за нос до тех пор, пока они не скинут с себя эту дотошную скрупулёзность в изучении «непреложных фактов» и не предпримут попытку пораскинуть извилинами своего Мозга, для которого умственная работа, работа Мысли, ищущей Истину не со скоростью черепашьей медлительности «Строго Научного Познания», основанного на твёрдых знаниях, коих можно и понюхать и потрогать и на зуб попробовать, а со скоростью именно той, какая ей присуща, явится очень полезной и своевременной гимнастикой... Но когда они задумаются не о «Квазарах», не о «Чёрных Дырах», а о том, что за этим стоит, если взглянуть на них не в Телескоп, а в Микроскоп, им должно будет очень многое прояснится, гораздо больше имеющее отношение к Истине, нежели то, что они раскапывали по крупицам до сих пор! Там будут не крупицы жалкие, а Глыба Знания, а Самородок Истины, Золотой Самородок!..

Кто будет Он, кто покинув пределы самого себя, счастливый и свободный, объемлет весь Мир, чтобы сказать себе: «Я есть весь этот Мир!..»?.. Кто иметь будет неисчислимое количество рук, глаз и ушей и кто чувствовать будет Мироздание всеми возможными и невозможными способами!?. Кто будет он, вмещающий в себя лишь одно Желание и делающий самого себя по своему усмотрению, а значит отрешённый от всяких ограничений, которые ставит на пути Первоначального Разума Материальная Часть Мира!?.
Кто бы Он не был, когда бы Он ни жил и как бы Он ни существовал, в какие бы крайние и недоступные для человеческого понимания формы не выливал постижение своей сути и сути мироздания – Новые Открытия будут даваться ему медленно, с величайшим трудом, и всякий раз он будет удивляться тому разнообразию, на какое способна Природа. И всё же не будет ему, этому существу, Покоя, и от кажущейся беспомощности своей будет впадать оно и в уныние и в тоску, и Рассудок его будут посещать разные превратные сомнения и опасения... И всякий раз то, что у людей понимается под счастьем, будет ускользать от него...
Неизвестные явления стимулируют здоровье Жизненной Энергии... Только то, что мы многого не понимаем, или лучше сказать, понимаем очень мало в происходящем с нами, подталкивает нас на множество бессмысленных или ошибочных действий, которые в совокупности и составляют из себя тот сплав, что обозначается словом Жизнь... Пусть мы прогрессируем в понимании и из детей вырастаем во взрослых, а из взрослых – в мудрецов, нам становится не легче с течением Времени, ибо происходит Парадокс: чем больше у нас становится Опыта, тем меньше мы в глубине души его за собой признаём, – перед Явлением Жизни, чем Мудрее мы оказываемся – тем более мы смущаемся, ибо, если вначале мы вовлекаемся в Жизнь, как игроки, которыми движет интерес, то впоследствии, когда серьёзность последствий нашей игры начинает приводить нас к отчаянию, мы не можем бросить начатую игру, которая есть уже не игра, а серьёзное занятие, доставляющее нам массу тревог и мучительных ощущений, потому что кроме этой игры мы больше ничего не знаем, и бросить эту игру, порвать с ней – равносильно порвать с самой Жизнью, что становится почти невозможным делом по причине возникшей уже в нас привычки к Жизни, без которой мы себя не представляем; в силу этого мы живём по инерции, кто как может, кто как умеет, у кого как получится. Иной человек уже живёт лишь потому, что он жив и вовлечён в Жизнь, потому что Инстинкт Жизни сильнее в нём Отчаяния, происходящего в нём по причине «неудачно сыгранной партии в Жизнь», где с одной стороны мелкое человеческое самолюбие, а с другой – необоримая власть неизвестных сил, одерживающая верх над ничтожными порывами и минутными желаниями глупого человека, рассчитывавшего всегда жить беззаботно. Те, кто живут сознательно, из убеждения в необходимости Жизни, и кто за мелочью Жизненного Процесса пытаются разглядеть Истинное Положение Вещей, доступных лишь для Разума Возвышенного – это явление хоть и не частое, да всё же оправдывающее как-то существование Человечества, назначение которого более высоко, чем многим это представлялось и представляется до сих пор... Человек наделён Фантазией и Воображением, его неустанная Умственная работа, начавшаяся не сегодня, – залог его движения к Новым Духовным Вершинам!.. То, что ожидает его, предвосхитит всякую Мечту!..
Невозможность Счастья – вот, пожалуй, единственный рычаг, имеющийся у Разумного, порвавшего с довлеющей над ним Природой... Всякое животное уже счастливо тем, что не имеет человеческих проблем, усложнённых до такой степени, что поневоле приходится напрягать Ум... Дети человеческие счастливы до определённого времени тем, что не понимают всей сложности человеческих отношений – и мы смотрим на них с завистью, не потому что у них всё впереди, но потому, что мы сами не можем разделить их детское веселье и лёгкость, с какой они откликаются на то, что в нас отзывается чуть ли не мукою изнывшегося сердца!..

Вижу я такое, что не выразить словом, оно ближе к сердцу и его, может быть, и не надо обнаруживать – вдруг, ещё не настало для этого время и окажется рано!..
Это не Практическое Знание, которым можно было бы увеличить Изобилие... Не в Изобилии дело, смерть от голода нам не страшна, но страшна Пустота Духа среди всевозможного Изобилия...
Вот почему ищу я то, чего нет... Всегда ещё Человек посягал на то, что лежало за границами его Умственного Мира...
И я спрашиваю себя о том, чего никогда никому не будет известно...
4 мая 1980 г.