Товарищи ученые...

Влад Ривлин
В советские времена существовало такое уникальное явление, как трудовая интеллигенция, которую еще называли народной.
И это было вовсе не условное понятие и не бессмысленное словосочетание, потому что советская интеллигенция действительно была народной не только по своему рабоче-крестьянскому происхождению, но главное потому, что большинство ее представителей жили так же, как жил весь народ: ездили собирать урожай в колхозы, работали на овощебазах без отрыва от своей основной деятельности и жили в тех же квартирах, в тех же домах, пользовались теми же магазинами, читали те же книги, газеты и смотрели те же фильмы, что простые рабочие. Они получали меньшую зарплату, по крайней мере, врачи и школьные учителя, нежели рабочие, но... Очевидно и невероятно, работали при этом на совесть, а не за гонорар(оставим в стороне врачишек и училок бравших мзду. Я пишу о настоящей интеллигенции, таких, как, например, моя мать).
Сколько высмеивались в советские времена командировки ученых и инженеров на овощебазы и в колхозы!
И кто только не высмеивал: от Райкина и Высоцкого, до Рязанова.
Но... вы будете смеяться еще больше, мои современники, но именно этой народности и не хватает, на мой взгляд, современной интеллигенции, особенно когда ее цвет собирается учить свой народ как надо жить.
Чтобы кого-то учить жить, нужно знать чаяния и нужды своего народа, а для этого, нужно быть его частью- то есть, работать вместе со своим народам на заводах, в поле, общепите, ухаживать за престарелыми ну и т.д.
Не стыдно работать рабочим на заводе и при этом писать о рабочих, но вещать по телевизору о том, как надо жить этим самым рабочим, не имея к ним никакого отношения - просто смешно.
Еще глупее выглядят менторы, с глубокомысленным видом вещающие о необходимости реформ в России, например, из какой-нибудь нью-йоркской студии.
Кстати, именно в России интеллигенция видела свое призвание в том, чтобы сделать жизнь народа лучше не путем умозрительных заключений, а конкретными делами, например, лечить и учить крестьян грамоте, живя среди этих же крестьян. Это движение так и называлось в среде НАСТОЯЩЕЙ русской интеллигенции: хождение в народ.
Вообще в России само понятие интеллигент определялось всегда совсем не так, как на Западе.
Например, на Западе адвокат- почетная профессия и уж бесспорно, относится к интеллектуальной. На Руси же адвоката пренебрежительно называли стряпчим- чем-то вроде привилегированной прислуги.
Разумеется, хорошая жизнь-слишком большой соблазн. Но и цена высока - свобода творчества.
До появления всевозможных грантов ученый, например, всегда был беден, но свободен и потому занимался тем, что ему было интересно, к чему душа лежала.А гранты, на мой взгляд, превратили ученого в обслугу крупного капитала. Где уж тут до фундаментальных открытий...
Но это уже отдельный вопрос.
А суть в том, что интеллигенции, действительно желающей социальной справедливости и равенства, следовало бы не поучать и не давать рекомендации для трудящихся сверху, а организовать их на защиту своих интересов, непосредственно на самом заводе, будучи при этом такими же трудящимися - так ведь быстрее услышат, а главное-скорее поверят.
Понятное дело, после десяти-двенадцати часов работы за станком, на съемной квартире, думается и пишется гораздо тяжелее, чем в собственном кабинете. Но зато- СВОБОДА! Не нужно отрабатывать ничьих грантов и гонораров. Единственный критерий- собственная совесть. Да и лучше понимаешь то, о чем пишешь.