79. В. Агошков. Тросна-Ефратово. Храм Покровское2

Василий Иванович Агошков
79. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

Храм села Покровское,

часть 2.

И вновь возникают вопросы к священнослужителю, который вёл церковную летопись края. Во-первых, вряд ли деревню Гранкино создали крестьяне, ведущие бродяжничество. Бродяги селения не СОЗДАЮТ! Даже если таких крестьян власти принудили к постоянному месту жительст-ва, то они, вспомним цыган, влекомые новыми дорогами, тут же отправ-ляются на поиски новых мест обитания: такова их натура!

Возможно, что крестьяне разных губерний были приобретены по-мещиком, поселены на трёх буграх и между людьми возникали ссоры из-за лугов. Впоследствии, пишет автор, луга были поделены на грани, что дало возможность называть деревню//посёлок? Гранкино. А разве у де-ревни не было названия до того момента, когда произошло деление лу-гов?! Конечно же, было.

Скорее всего, деревня названа от слова «гора» (Горанкино), ведь занимала она «три бугра»! Или от «граница». Вспомним, что на реке Свапе находился лог Сторожевой, на реке Белый Немёд было село Черкасское, хотя, вернее сказать, слобода Черкасская. Слобода – от свобода! Чтобы защитить свою свободу, сюда не просто высылались, а высылались по добру и здорову однодворцы: солдаты и хлеборобы!

Ссоры из-за меж происходят везде, и почему луга нельзя было поделить сразу?! Гранкино // Хранкино=Сохранкино: то, что хранило. Видимо, следовало бы здесь поискать следы крепости, городища//города.

Отрицательное отношение к гранкинцам вновь объясняет-ся просто: здесь было 14 женщин (плюс две – в с. Покровском), которые подозревались в духовном скопчестве.

Чтобы «лечить» их, требовалось создать о «безбожниках» мнение, как о драчунах и бродягах... В противоположность Красовскому, по-мещик этого сельца (вновь идёт путаница: то деревня, то сельцо.-В.А.) Валицкий, отпуская своих крестьян на волю, наделил их негод-ною землёй и вышедшими из употребления ассигнациями (как известно, ассигнации в России существовали с 1759 по 1843 гг.-В.А.).
 
Скорее всего, помещик Валицкий не отзывался на просьбы священнослужителей.
Если Красовские помогали возводить и ремонтировать храмы, то Валицкий, видимо, в силу небольших денег, не мог оказать по-мощь, поскольку раздавал всем вышедшие из употребления ассигнации. По поводу наделения крестьян негодной землёй, то тут «виноват» не только Валицкий: вряд ли и самый добросердечный помещик отдаст жир-ные куски крестьянам, оставив себе неудобья.

Прихожан 1100 душ обоего пола. Крестьяне занимаются земледелием, молодёжь уходит на юг России плотничать или ра- ботать в шахтах. В с. Покровском известны два деревянных хо-лодных однопрестольных храма во имя Покрова Пресвятой Бо-городицы. Первый – упоминается в ведомости 1734г, от него сохранилось Евангелие издания 1695г. Второй был построен в 1800г помещиком, генералом Иоанном Владимировичем Лопу- хиным.

В 1868г усердием помещицы Марии Иосифовны Кра-совской был перенесён в другое место и отремонтирован.
В 1870-1876 и 1879-1897 гг. храм села Покровского был приписан к церкви села Черни. Только в 1897г, по ходатайству прихожан, построивших дома для священника и псаломщика, был восстановлен самостоятельный двухчленный причт,-жалованьем от казны в размере 400 рублей. Церковь имеет 35,5 десятины земли и вечный вклад крестьян дер. Ладыревой – помещика Ивана Дмитриевича Котова, в размере 200 рублей.

В 1901г в дер. Гранкино открыта церковная школа, для построения которой в 1903г училищным советом при святом Синоде, было отпущено 1000 рублей. В селе Покровском в на-ёмном помещении существует школа грамоты с 1898 года.

(С) В.И. Агошков.