Дядя Федор

Татьяна Маношичева
Меня всегда поражают южные базары. Это особый колорит  и особая аура.
Здесь цивилизованное  "рынок" не подходит,хотя и приемлемо.
По правде сказать, рынки центра страны и зимой  по изобилию на прилавках теперь не уступают южным базарам..Но юг есть юг!
 
Это неповторимый аромат!
Он обволакивающий,опьяняющий, манящий, терпкий и сладкий одновременно.
Один запах дыни  дорогого стоит! Он завораживает, околдовывает.
Вы, повинуясь своему  обонянию, движетесь прямо на него, ощущаете запах внутри себя и уже не уйдете с базара, не купив дыню.

 Все население юга страны,особенно курортных,как у нас,мест летом делится на местных и приезжих. Южный базар-это еще и  движение полуголых тел, пробующих, торгующихся, покупающих.таких,знаете ли,"пофигистов". Головы их прикрыты кепками, панамками, легкими шарфиками и просто пляжными полотенцами.Их абсолютно не волнует мнение окружающих - они их просто не замечают!
По неспешной походке  двигающегося по базару человека с кульком семечек или пакетом ягод,жующего,все пробующего,в сланцах на ногах легко угадывается приезжий.

Мужчины  в классических рубашках летом  выглядят как инопланетяне.
Они покрыты ручьями пота и  постоянно его смахивают. Без труда можно сказать,что человек в рубашке,которого вы увидели,буквально сошел по трапу самолета или вышел из вагона поезда. Первое,что приезжие делают это стараются затеряться в толпе,то есть облачиться в летнюю форму одежды,то бишь в сланцы,шлепанцы,трусы-шорты и майки всевозможных фасонов и расцветок.

Иные приезжие просто уверены, что пляж начинается на базаре!
Мужской пол в плавках и женский пол в купальниках стали обычным явлением на приморских базарах. Купив все необходимое, отдыхающие норовят прямо с базара отправиться на пляж,к морю,подставить свои изнывающие от зноя тела солнцу,зная,что у воды им будет комфортно..

Местные посмеиваются – да фиг  с вами, все стерпим,только приезжайте!
И  кто бы не приезжал, и откуда бы,из каких краев  не пожаловал на юг отдыхающий люд,в каком бы количестве он не приезжал - места всегда всем хватает! Юг - это понятие растяжимое.
Народ сплошь "разношерстный",а оттого и покупатель разный.
Кто-то будет стоять возле прилавка и ждать после покупки пять копеек сдачи. Ну, это понятно.
Человек весь год копил копейку к копейке, чтобы съездить к морю, на грязи и воды поправить здоровье. А кто то и пять гривен  не берет, добавив при этом  по барски  «сдачи не надо!».
Такого отдыхающего или такую курортницу окинешь взглядом и понимаешь, что если шея и руки «окованы» золотом, даже на щиколотках ног красуются золотые цепочки,ну, что для них  какие- то пять,десять рублей?

Увидев живописное многообразие даров летнего юга на базаре, вы уже никогда его не забудете!До следующего своего приезда будете помнить и запахи, и ауру, и отдельные эпизоды возможно курортных романов. О,это отдельная глава повествования!
Потом наслоятся новые впечатления,более яркие,но вас непременно будет тянуть в те места,где вы были в прошлый раз,особенно если вы испили водицы из целебного источника или окунулись в воды соленого озера,коими изобилует юг.

Только на южном базаре, расхваливая свой товар, продавец громко называет вам цену, а увидев, что вы все - таки проходите мимо, одарит вас такими лестными   эпитетами, а шепотом назовет  цену в два раза меньше! И вы не устоите,обязательно что то купите  у него..
Каждый год все  повторяется  снова,оставаясь  при этом неизменным!

Здесь  вы можете перепробовать все, что продается, причем совершенно бесплатно, и уйти сытым,и довольным!
Здесь же вы можете одеться с головы до ног, купить любое количество фруктов, овощей и прочей вкуснятины, лишь бы хватило содержимого вашего кошелька.
 Юг - это рай! Настоящий рай,как для взрослых,так и для детей!
Здесь "наличка" правит бал, независимо от валюты.Здесь,как в Греции,есть все.
И это "все" никогда не кончается.
На нашем  южном базаре вас  обслужат не хуже, чем на лучших восточных базарах. Ничего не поделаешь- закон южного гостеприимства.
И только продавцы на  базаре из года в год остаются  образцово постоянными.
Они появляются на рабочих местах, когда основной  люд еще спит, до наступления жары, а уходят, когда  «утомленное солнце нежно с морем прощается».
И делается  все это в первую очередь ради наших  гостей-курортников.
За три летних месяца  продавцам надо заработать столько, чтобы прокормить себя и семью до следующего сезона.
Местный же житель знает все тропки-дорожки к оптовым рынкам, где еще затемно берут продукты намного дешевле, чем они стоят на базаре.
И какой же южный  базар без своей достопримечательности?

Была  она и на нашем базаре. И звали эту достопримечательность дядей Федей. Когда он появился в нашем городке,не помнит никто,но его знали все.
После выхода на экраны известного мультика,все  стали звать его дядей Федором.  Не запомнить его внешность было просто невозможно.
Мимо него на рынке не проходил никто,чтобы не поздороваться  или просто поприветствовать старика.
Девчата из местной кофейни к 8-00 утра приносили ему чашечку кофе,а из беляшной обязательно горячие беляши или самсу.
 Выпечку дядя Федор очень любил.
Невысокого роста, пожилой, энергичный, с постоянной щетиной на лице.
При разговоре  губы у него  растягивались в презрительную гримасу,а глаза излучали улыбку.Это несоответствие и притягивало покупателей.
Голос  был у него старческий, скрипучий,хотя дядя Федор никогда не курил.
На вопрос о его возрасте он отвечал всем одно и тоже: «Далеко вам до меня.Цигарки вон палите,как обезьяны в цирке. И девки туда же.Сколько я прожил,вам столько не прожить! Я стар, как мамонт. У меня за плечами эпоха!»

Южный климат  в "обнимку" с возрастом иссушили его тело, но не душу. Близко знавщие дядю Федора, уважали его за доброту,прямоту и  боевые заслуги. Фронтовые награды он одевал только раз в году,в святой для всех нас день -девятого мая. В этот день он чувствовал себя хозяином ситуации.

Девятое мая был его самый главный праздник и прилавок в этот день превращался в празднично накрытый стол.
Каждый считал своим долгом поздравить дядю Федора,причем он сам не пил,а только всем наливал и чисто символически поднимал стопку.
Щетина на его лице скрывала шрамы, а отдыхающие и не догадывались, что губы он кривит презрительно  по вине страшного ранения.

Дядя Федор, как бывший фронтовик, «выбил» у директора рынка очень приличный отрезок прилавка. И как- то так повелось, что все продавцы, не сговариваясь, давали ему для реализации остатки своих овощей и фруктов.
 Вот и получалось, что прилавок дяди Федора изобиловал  ассортиментом от фасоли стаканами,чеснока кучками до розовощеких персиков и помидоров-гигантов на килограммы.  Но лукавства дяде Федору было  не занимать, а состояло оно   в том, что цены он называл,посмеиваясь в усы, выше, чем остальные продавцы.

Тому, кто торговался, он всегда уступал, а тем, кто возмущался, он говорил  свое любимое выражение: « Не ндравится, могу не пустоваречить!».
Почему он так говорил, не знал никто, но соседям по прилавку это нравилось.
Родом же дядя Федор был то ли из Мордовии, то ли  из Башкирии, но приехав однажды еще в советское время в военный госпиталь,ощутив все прелести юга,увидев такое количество фруктов,влюбился в эти места  и  остался здесь навсегда. "Я свое в снегах отбыл.Пошто мне туда возвращаться?"-что он имел в виду под "отбыванием" спрашивать у него стеснялись.
 Детей у них с женой не было,а похоронив ее, чтобы быть среди людей, вышел дядя Федор на рынок,да и остался на нем на долгие годы,став общей достопримечательностью.

Возле его прилавка всегда толпился  люд, причем его же возраста или чуть моложе..Женщин к его прилавку тянуло,словно магнитом.
 Шустрый дядя Федор успевал и покупателей обслуживать и оберегать их кошельки от заезжих  «проверяющих».
А их разных мастей  летом  на юг съезжается полным полно! К каким только уловкам  они не прибегают, чтобы  остаться  не замеченными! Да разве провести им  было фронтового разведчика, к тому же уже с большим  опытом,так сказать, "рыночных отношений"?

 Самым излюбленным приемом у «залетных» карманников, да и местных тоже, является «работать» левой рукой, прикрыв ее чем- то из одежды, а правой рукой  в это время показывать на товар и спрашивать продавца о цене. Взгляд дяди Федора моментально «срисовывал» картинку возле прилавка. Отпуская покупателям товар, он просил, как бы шутя, всех показать ему кошельки, чтобы он видел, у кого есть деньги. Они так и делали, а «проверяющие», оставшись ни с чем, проходили  мимо.
 
Тот самый обычный летний день у дяди Федора не задался с самого начала. Прямо с утра его «достала» своими вопросами дама "бальзаковского возраста". Ее возмутили цены. Он ее отправил к  другим прилавкам со словами: "Дама,продолжайте движение!" Она, не торгуясь по конкретному товару, продолжила возмущаться. Дядя Федор не стал даже произносить свою коронную,так сказать,бренд - фразу личного  прилавка, а просто сказал: «Мадам, идите вы на хутор бабочек ловить! Мимо меня."
  То,что он и его соседи услышали в ответ, они ни до, ни после больше никогда не слышали. Мало того, через пять минут возле прилавка дяди Федора уже стоял директор рынка и оскорбленная дама, с видом победительницы выглядывала из-за его спины..
-- Федор Степанович, вам последнее «китайское». Попрошу извиниться,- произнес директор официальным тоном,пропустив вперед даму.
-- Не ндравится, могу не пустоваречить!- дядя Федор театрально отвесил  поклон до самой земли. У дамы округлились глаза  - она ничего не поняла. Директор рынка, к этому уже привыкший и знавший,что дядя Федор в таких случаях говорит, удовлетворенный ответом, ушел, покачав головой. Следом ушла дама, а все вокруг разразились смехом.

Но на этом история не закончилась. В разгар дня, когда солнце стояло в зените и покупатели, проходя между прилавками, старались прятаться под свисающие над ними навесы, эта дама вновь появилась возле прилавка дяди Федора.
-- Вот язва!- произнес он, повернувшись к соседке. Дама же, молча раздвинув товар на прилавке, деловито поставила свою сумку. Порывшись в ней, она достала с самого дна сумки большой яркий кошелек.
--Женщина, проходите мимо..,- он не договорил фразу, увидев, что ей становится плохо. Замахал руками, показывая на  женщину, чтобы помогли, почему то не произнеся ни слова. Молодая женщина, проходившая мимо, бросив на землю свою сумку, подхватила ее  под руки, кто-то из продавцов подал через прилавок стул, а кто -  то уже брызгал на нее водой из пластиковой бутылки. Такое случается часто, ведь  в середине  лета днем даже в тени всегда за тридцать градусов.Народ слегка столпился вокруг женщины.

То, что произошло дальше, не ожидал никто. Откуда- то из-за спин помогавших, боком, к женщине протиснулся уже не молодой мужчина, выхватил кошелек из рук женщины, уже опустившейся на стул, другой рукой подхватил с земли сумку помогавшей женщины, которая в сумке у пострадавшей пыталась найти бутылочку с каплями. Не поднимая головы, зажав сумку обеими руками, грабитель пошел быстрым шагом, стараясь не привлекать внимания.
Не растерялся только дядя Федор. Он мгновенно оценив ситуацию, пригнул голову, втянул плечи и побежал между прилавками, как бегал когда то по окопам, стараясь не упустить из виду ярко рыжую голову  грабителя.

Выскочив за ворота базара, грабитель тут же свернул за угол. Сбавил ход, стащил с головы парик, засунув его в карман и, когда уже попытался проверить содержимое украденной  сумки, получил подножку от дяди Федора. В следующий момент  с криком «стоять, милиция!», дядя Федор уже восседал на спине у поверженного на землю грабителя.
 
Прохожие помогли удерживать, а подоспевший милиционер забрал вора в участок.
Когда дядя Федор вернулся за свой прилавок, соседки рассказали ему, что обе женщины ожидают его в медпункте. У пострадавшей был тепловой удар.Милиционер  вернул ей  кошелек,а помогавшей женщине сумку..

На следующее  утро возле прилавка дяди Федора опять появился директор рынка и все та же дама "бальзаковского возраста". На сей раз, женщина выглядела виноватой, а директор принародно вручил ему настенные часы и добавил,посмотрев на женщину:"От благодарных покупателей!"  О его поступке рассказали  по местному радио  на весь базар, после чего,специально для дяди Федора поставили запись песни «Трус не играет в хоккей». Дядя Федор остался доволен.
--Слава Богу, хоть кому то пондравилось. Я, не буду пустоваречить! Обращаясь к женщине, он тогда  сказал: «Чтобы удар не повторялся, вам, мадам, надо остаться  здесь  жить, пройдя акклиматизацию».
-- А я и не пустоваречу!- ответила  мадам.
 
 Так, женщина, « заварившая»  всю эту « кашу»  на рынке, стала   варить  ее  дяде Федору  дома, называя  его только  «мой Федор Степанович»,произносила его отчество на свой манер- "Стяпаныч". Она тогда сразу поняла,что он ее земляк.

После женитьбы дядя Федя еще долго продолжал базарковать,как у нас говорят,но однажды,аккурат после девятого мая,он впервые за много лет не вышел на работу.Пустым его прилавок оставался  девять дней,затем его накрыли бумажной скатертью и в складчину помянули дядю Федора.
Шестидесятую годовщину Великой Победы он все  же успел отметить.
*****
Но спустя и год,и два,и три,приезжающие курортники,останавливаясь возле прилавка дяди Федора,задают один и тот же вопрос: "А у вас здесь когда то  старик один торговал,с такой еще причудливой усмешкой и очень хитрыми глазами.Он жив?"
 И получают один и тот же ответ...