Жених и невеста

Алифтина Павловна Попова
 
Первые два неполных года моей жизни прошли в селе Паутово, на Алтае. Я родилась в этом селе. Что можно помнить в таком возрасте?   Первые мои воспоминания всплывают в моей памяти ярким пятном. Это были трудные годы военных лет. Папа был на фронте. Мама уходила на работу каждое утро на нефтебазу. Она была там заведующей. Меня же она относила на руках к какой-то бабушке.

Помню, как вынесла она меня из дома первый раз, убрала с лица кончик одеяла, в которое я была завёрнута и сказала: «Подыши, Аля,  немного воздухом!» Я открыла глаза и увидела огромный купол голубого неба и макушки деревьев без листьев. Наверное, это была осень или начало весны. Мама шла, шла по дороге, и с каждым её шагом двигались деревья, словно плыли по небу.

   Как-то  я спросила маму,  будучи уже взрослой: «А где мы жили на квартире вместе с раненным фронтовиком? В Паутово или в Быстром Истоке?»
     – В Паутово, – ответила мне мама.

   В последнее время я частенько вспоминаю этот период моей жизни из моего раннего детства.  Уже была зима. На улице лежал снег. Мама оставляла меня с хозяйкой дома, куда мы переселились, чтобы не носить меня в детские ясли по холоду. Хозяйка была уже в преклонном возрасте и на работу не ходила, присматривала за мной.

   Я помню день, когда на пороге дома появился молодой мужчина в военной форме. Сапоги на ногах были начищены до блеска. Шла война и мужчин я ещё не видела.
  –  В сельском совете меня направили к Вам для проживания, –  сказал военный хозяйке.
  –  Располагайтесь в той комнате!
Хозяйка показала ему место нового проживания.
  – А почему Вы не на фронте?
  – Комиссовали меня по ранению, ответил новый квартирант и скрылся за дверью другой комнаты.

 Военный  уходил утром на работу. А вечером, вернувшись с работы, умывался, брал меня на руки, высоко подбрасывал вверх, к потолку, и что-то приговаривая, играл со мной. А хозяйка готовила ужин и новому квартиранту тоже. Военный, посадив меня на колени, разговаривал со мной. Меня особо не баловали вниманием. Я лежала или сидела на койке весь день. Мама на руки брала, чтобы покормить грудью, так как с работы приходила всегда усталой. В войну работали и в воскресные дни. Поэтому этот военный мужчина и запомнился мне тем, что играл со мной и носил меня на руках. Потом с работы приходила мама и готовила себе еду.

  – А свои дети у тебя есть? – спросила его как-то мама.
  – Нет. Не успел до войны обзавестись семьёй.
  – А невеста есть на примете?
  – Есть. Вот, Аля подрастёт и будет моей невестой, – говорил он, подбрасывая меня вверх.
  – О! Долго тебе придётся ждать этого момента, – рассмеялась мама.
С тех пор он часто шутил, называя меня невестой. Я, конечно, не понимала этих слов. Но сейчас, через призму прожитых лет, они ясно всплывают в моей памяти.

  Мама приходила с работы усталой и со мной так, как он играл, никогда не играла. И такое общение с военным происходило каждый вечер. Утром они оба уходили на работу. Когда начинало смеркаться, я  смотрела на входную дверь, ждала своего жениха. Я до сих пор помню это чувство ожидания.

 Однажды к нам вечером пришла мамина подруга. Был какой-то праздник. Сейчас думаю, что это было перед Новым, 1942, годом. Мама сварила картошку в «мундире», поставила капусту на стол, налила что-то в стаканы из бутылки. Они трое сели за стол, выпили, закусили. Вдруг  мама запела протяжную грустную песню. Я в это время сидела  на кровати и впервые слышала её пение. Какие тут песни! Я родилась, а через месяц началась Великая Отечественная война. Людям было не до песен.

  И тут случилась большая неприятность. В комнату прибежала хозяйка из кухни, остановилась у порога и громко крикнула: "Как вам не стыдно! Ваши мужья на фронте воюют, а вы тут сидите с чужим мужиком и песни поёте!".
 
  Говорила она очень громко. Я испугалась и громко заплакала.
  – Тихо, тихо, Аля!  – успокаивала меня мама.
  – А что мы такого делаем? Ничего плохого мы не делаем, чтобы нам было стыдно перед мужем, – сказала она хозяйке. Ещё немного они посидели за столом, но уже не пели, поговорили, и фронтовик пошёл провожать мамину подругу.

 А через неделю он вернулся с работы вечером, взял свои вещи и ушёл. Больше я своего жениха не видела. Когда военный ушёл из дому, я почувствовала  в душе пустоту. Я помню до сих пор это чувство. Невесту не дождался, изменил, ушёл жить к маминой подруге. Иной раз я этим объясняю свою не любовь к людям в военной форме.

    Мама очень удивилась, когда я однажды напомнила ей этот случай.
  – Тебе же было тогда чуть больше года! Как ты могла помнить всё это?! – поразилась она, услышав мой рассказ.

Фото автора.