Алиса Фрейндлих. Ольга Ланская

Ольга Юрьевна Ланская
Мы встречались с ней в Вильнюсе, когда жив был еще Товстоногов, и они почти всей гастрольной труппой зашли к нам в гости, в редакцию существовавшей тогда республиканской газеты...

Все разбежались, а мы стояли вдвоем в холле и говорили о театре, о Ленинграде, о "Пигмалионе", "Королях и капусте", пока какая-то дама не ворвалась вдруг с резким, как удар вопросом:

– А почему это вы в Ленинграде мещанству гимн поёте?

Алиса Бруновна вздрогнула, оглянулась: где я?

И вовремя ворвавшийся ниоткуда Басилашвилли, подхватил, выкрутил ее к лифту.
 
Словно вихрь подхватил и унёс волшебное лебединое перышко. Было и нет…

Я помню ее "Королей и капусту", которые шли до беззакатной полуночной Мурманской зари, и зачарованный зал стоял перед маленькой женщиной в центре сцены, устало присевшей на темный деревянный помост и неповторимо-естественно артистично позволившей тонкой своей белой руке отдохнуть на букете темных, почти черных роз, положенных кем-то на бесконечную, как жизнь, простую скамью.

Но задолго до этого она была уже частью нашей жизни.

Мы были студентами и молодоженами, в честь чего снимали комнатку на Гороховой в большой тихой коммунальной квартире, из окон которой можно было увидеть стены внутреннего двора, испещренные осколками снарядов.

Странно, но детей в доме не было.

Тихие молчаливые дамы скользили бесшумно, как тени, исчезали за дверьми своих комнат и строго следили за порядком в квартире. Наверное, поэтому там всегда было прохладно, свежо, чисто.

Строго говоря, в комнатке этой мы почти не бывали.
 
Днем – занятия, а вечером – или променад по Невскому проспекту, или, – если играет в этот вечер наша Фрейндлих, – театр.

Имени Ленсовета, на Владимирском.

Я не помню, сколько раз мы смотрели "Пигмалион" только потому, что мисс Дулитл играла в нем сама Алиса Фрейндлих.

Мы, студенты, ухитрялись вообще не пропустить ни одного ее спектакля. Ни одного.
И она никогда не надоедала. Потому, что никогда не повторялась.

Как она это делала? Не знаю…

Но вот, что интересно. Столько лет прошло, а я всё вижу это: хрупкая фигурка, устало присевшая в центре темной сцены  на длинной деревянной скамье.

И стоящий зал.

И кровавый букет роз.

И тонкая белая кисть руки, лежащая на нем.


Санкт-Петербург
И внезапное – в приоткрывшейся  позади сцены двери –  полуночное огромное незакатное Мурманское солнце…