О реформах в русском языке и школе

Иринга Тулуханова
   
   Однажды приезжает ко мне на несколько дней учительница русского языка из другого города. Я обожала ее приезды. Утром встаешь под запах оладушек. То она картошку фри готовит, то она привезла скатерть и учит меня вышивать. Штопать научила.

   Я опять о русском языке заговорила, а она :
 
   - Да эти Н и НН давно бы отменить.

   И правда.

   Теперь и до меня доходит. Эти Московская и Ленинградская фонологические школы. У них понятие "фонема" не совпадает. Вот чем мы занимались в пединституте -отличие фонемы по ЛФШ и МФШ. Вы думаете, нас там учили, как в школе работать? Нет, по вторникам у нас был медицинский день - изучали внутренние, инфекционные,  болезни, хирургию, педиатрию, гражданскую оборону. Хотя тоже интересно. Например, пневмония бывает после охлаждения, но обязательно после сильного стресса. Пока ты стресс не получил - хоть бы хны. Еще мы изучали стрельбу из винтовки. Теперь мы медсестры запаса.

   Было, возможно, что-то лишнее в том, как нас готовили работать учителями.
   И некоторые учителя считают, что есть что-то не очень важное в самом предмете "русский язык".

   1. Например, алфавит. Произносится он так: а, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё, жэ, зэ, и, й (и краткий), ка (всем удобно: кэ, лэ, мэ, нэ, о, пэ, рэ, сэ, тэ, у, фэ, хэ, цэ, че, ше, ще), но по правилам так: эль(!), эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, эф, ха (!), ша, ща, твердый знак, ы, мягкий знак, э, ю, я.

      Дети приходят в школу со знанием народного варианта алфавита, и приходится все переучивать заново. Кто легко переучил - "садись, пять", а кто не может понять логику русского алфавита - "садись, два". Начался первый класс - начались двойки. А это психологическая травма на всю жизнь.


   2. Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях.

   Ну, какая разница: оловяННый, деревяННый стекляННый и серебряНый, кожаНый? ( У некоторых детей вырабатывается комплекс неполноценности, не могут понять логики в этих правилах. А она там есть? ВетреНый - одна Н, безветреННый - две Н. РанеНый солдат - одна Н, ранеННый пулей солдат - две НН.

   Что изменится, если вместо Н будем писать НН. Половина детей из двоечников станут троечниками.

   3. Двоеточие, тире и дефис. Тире даже на клавиатуре нет, а есть дефис. А отличие тире от дефиса - важно на уроках русского языка. А в жизни важно ли?

 

   4. Запятые.

   Между частями сложного предложения, надо ставить запятые, кроме... приведу для ясности пример. В большом лесу звонко пели диковинные птицы и бегали невиданные нашими уставшими путниками звери. Здесь запятую нельзя ставить, потому что обстоятельство "в большом лесу" относится к двум частям сложного предложения.

   Мне просто жалко детей, которым не дается какой-нибудь предмет.

   Как сказала одна учительница, руководитель методического объединения, дети не могут усвоить, а мы их заставляем, ругаем, они потом из школы выходят озлобленными либо с полным комплексом неполноценности.

   Может, как-то сортировать детей по талантам и желаниям? У кого-то направленность - музыка, а кто-то с детства разбирается в автомобилях. Кто-то любит химию, а кто-то - алгебру. Что ж мы всех в один класс запихали?

   Кстати, у Пушкина что по математике было? Его-то в гуманитарный лицей определили, вот они там и умничали, развивались, крутились в филологической среде. Вот и толк для России.


   Можно даже не делить детей по интересам и способностям, можно классы сделать меньше.


   Пусть бы одних детей  хвалили за одно, а других хвалили бы за другое.

   Например. Заканчивается четверть. И всем дают по грамоте. Петров успевает по всем предметам. Иванов - по пяти. А Сидоров - только по физкультуре. Зато Сидорову тоже дали. А то Иванову с Петровым выдали, а Сидоров - никто что ли? А  он потом в спорт пойдет, займется здоровым образом жизни, будет Иванова с Петровым в тренажерки завлекать. Или просто ему будет уютно, что он лучший по физкультуре.

   Со мной в классе учились, кстати, такие. Суперспортивные. Они, если прыгнут в длину, там физрук обалдевал. Ну и чем эти спортивные теперь занимаются? Один трактористом работает, по три плана в день делает, зато и получает целых десять тысяч рублей. В месяц, а не в день, не в час и не в минуту. А если бы его на Олимпиаду отправили в свое время. Или в футбольную команду. Куда смотрели родители и учителя? Родители пахали от зари до зари, а учителя давали нам знания.
Учился этот мальчик по всем предметам, кроме физкультуры, плохо. Поэтому стал отличным трактористом. А сколько нервов он в школе угробил. И таких много. Кто спился, кто по криминальной дорожке пошел. Побудь-ка 8-9 лет в школе в роли двоечника и лодыря. а они не были лодырями и тупыми. В технике разбираются идеально. С закрытыми глазами двигатель разберут и соберут. Так почему же школа вспоминается им как место, где их постоянно ругали, стыдили, ставили двойки?

 

   Давайте будем толерантны и доброжелательны ко всем ученикам, как бы они ни учились. Ведь это будущее страны. И к учителям общеобразовательных школ тоже надо изменить отношение - уменьшить классы, поднять зарплату, освободить от ненужной нагрузки.


                6.01.2014.