Перекос по фазам

Сергей Левитов
Начальник позвонил на объект и потребовал прислать данные по перекосу. Мы с напарником стояли на Кандамском проезде со 150-кой, дизель-генератором Аэрман. Насколько я знаю английский, это означает "воздушный мужик", но связи с электричеством не могу уловить.

Серега новичок, первая вахта. Я знал, что такое перекос, отзвонился, сказал, перекос большой, но нагрузка маленькая, так что не страшно. Но начальник был зол: скорее всего ему было необходимо уволить часть операторов в связи с уменьшением заказов.

- Ты мне посчитай перекос, как положено, и пришли точное значение.
Для того чтобы уволить операторов, он назначил лицензирование на 5-е число, и теперь в качестве подготовки к экзаменам муштровал по теории.
Перекос - это разница значений силы тока между фазами. Фаз, как известно, три. Мерят их не по амперметру на табло генератора (хотя он обычно показывает вполне правдободобные числа), а клещами (еще называют мультимер или, по-русски, многомер). Ими тоже надо уметь пользоваться: там несколько регистров и выскакивают всякие тупые нули впереди, - нет бы просто высветилось на дисплее: "25 ампер течет по этому проводу, уважаемый".

Нет, надо умножать то на 100, то на 1000, и какие-то там точки попадаются между цифрами. Запятые я помню по школе, это значит, начинается десятичная дробь, а точка у нас означала умножение, но прибор, конечно нерусский и точки у него означают наши запятые и это как-то сбивает с толку, хотя и догадываешься, ничего другого, кроме запятой, они означать не могут в этом контексте... И написано на нем, конечно, все по английски.

- Хорошо, - говорю.
А что еще скажешь начальнику? У нас дети голодные по лавкам сидят, фигурально выражаясь.

- Серега, - говорю, - ты умеешь считать перекос?

- Мне он объяснял недавно, приехал в три часа ночи, заставил мерить перекос и объяснил, как считать, вот на бумажке даже написал. Но я был спросонок, ничего не понял, и он так быстро тараторил, я бы и днем не понял. Надо по-человечески объяснять, а он сразу, ни фига ты не знаешь, дубина. Я растерялся.
Вижу, что у Сереги настоящий стресс: месяц спокойно отработал и вдруг какой-то перекос.

Взял я бумажку, написаную рукой самого босса, и стал ее внимательно изучать. Сначала понятно: вот фазы столбиком - напротив каждой фазы сколько там ампер: 40, 50 и 60. Дальше внизу отдельно написано число 20. Это разница между наибольшей и наименьшей фазой, очевидно. Собственно, это и есть перекос. А  дальше, отдельно написано 20 разделить на 0,4.

- Что это за 0,4?

- Я не знаю.

- Ну, вспомни.

Мы провели сеанс гипноза и Серега вспомнил все до мелочей, и где сидел босс, и какой рукой он махнул, когда назвал его дубиной, а вот 0,4 никак не мог вспомнить, откуда вылезла. Он выдвигал массу гипотез. Но такого рода, как во сне: во, 20 разделить на 10 будет 2, видишь все правильно, две фазы. Сначала я слушал его вытаращив глаза, лихорадочно размышляя, гений он или наоборот. К определенному выводу я пришел, когда увидел, как  20 он делил на 10 с помощью калькулятора, что было до слез умилительно.

В конце концов мне позвонил механик Женя и очень просто объяснил, как считать перекос. Потом я долго объяснял это Сереге и в результате сложилось стихотворение, так как, когда жизнь меня сильно прессует, из меня самопроизвольно сочаться стихи:

Перекос

Фаз клещами сними показания,
Забудь про среднее,
От наибольшего отними наименьшее.

Разницу, не ленись, раздели
Снова на наименьшее.
Умножь на сто результат.
Это и есть перекос %

Горе тебе, если больше тридцатки он будет!
Будешь ругаться с электриком
И начальству звонить, сетуя на беззаконья!



Все гармонично должно быть:
В генераторе фазы,
Как тело, душа и дух у человека
Все по одной третьей.

А Серегу дня через три уволили.